Фото на хрупкую память
Память не просто хранит то, что мы видели, слышали и переживали. Она выступает в качестве режиссера, предлагая нам уже «смонтированную» версию реальности. Почему память не стремится к точности и стоит ли полагаться на технические средства фиксации? Мы поговорили об этом с психологом, культурологом, философом, фотографом и главным куратором Музея современного искусства «Гараж», где проходит выставка Томаса Деманда «Зеркало без памяти».
Что мы на самом деле помним?
На первый взгляд, мы проделываем с информацией то же, что и с вещами: храним, пользуемся, иногда теряем. Попытки вспомнить пароль или имя знакомого — разве это не похоже на рыскание по ящикам стола в поисках наушников? Некоторые техники запоминания даже используют визуализацию памяти как физического объекта — библиотеки или дома. Но все-таки память — не склад.
В отличие от физических объектов, у воспоминаний нет четкой, зафиксированной формы. Это не консервы, в которых надежно запечатано пережитое. Мы никогда не можем ручаться, что верно помним детали разговора и выражение лица собеседника — особенно по прошествии многих лет. Более того, при запоминании и воображении задействованы во многом одни и те же мозговые процессы.
Психолог Элизабет Лофтус из Университета Калифорнии провела любопытный эксперимент на эту тему. Добровольцам предложили прочитать несколько коротких рассказов об их детстве. Среди них был один выдуманный — про то, как они якобы потерялись в супермаркете. Но участники про это не знали и думали, что все истории рассказали их родственники. Четверть из них заявили, что помнят об этом. И даже стали вспоминать детали, которых не было в рассказе.
Интересно, что даже люди с гипертимезией — те, кто помнит свою жизнь в мельчайших подробностях, — попадаются в эту ловушку. Например, в одном исследовании людям с обычной и феноменальной памятью показывали ряд фотографий, изображающих преступление. Через 40 минут им дали прочесть описание того же события, намеренно исказив некоторые детали. Спустя 20 минут им задали вопросы о том, что они увидели. Люди с феноменальной памятью на 73% чаще других принимали ложные детали за настоящие.
Зачем память врет?
Американский психолог Дэниел Шектер выделил семь «грехов» памяти — семь типов проблем, которые делают этот инструмент таким несовершенным:
- Рассеянность — ошибка проспективной памяти, которая отвечает за намерения и планы. Именно из-за нее нам приходится полагаться на ежедневники и напоминалки.
- Скоротечность — выветривание памяти со временем. Мы можем помнить вчерашний день в деталях, но через полгода он сольется с другими.
- Блоки — ошибки воспроизведения. Мы не можем извлечь из головы нужную информацию, хотя понимаем, что она там есть.
- Ошибки атрибуции — склонность забывать, откуда узнали о чем-то, и даже ошибочное восприятие собственной фантазии за воспоминание.
- Внушаемость — склонность изменять характер воспоминаний под влиянием наводящих вопросов, мнений и ожиданий других людей.
- Предвзятость — склонность «подправлять» воспоминания в угоду своим взглядам и предрассудкам.
- Навязчивость — склонность какого-то эмоционального воспоминания возвращаться и преследовать нас.
По мнению доктора психологических наук Вероники Нурковой, сам разговор о «грехах» подразумевает, что память не справляется со своей задачей. Но, может, мы просто неверно понимаем ее задачи? Если память существует только как инструмент записи того, что с нами происходит, — тогда она несовершенна. Но ведь она, как и другие наши психические механизмы, сформировалась в ходе эволюции. И ее цель, предполагает Нуркова, — обеспечить создание модели мира, которая поможет человеку успешно решать свои жизненные задачи.
Вероника Нуркова, доктор психологических наук:
Нуркова считает, что высокая точность актуальна не для всех подвидов памяти. Для семантической памяти важнее отношения между фактами: что общего у разных явлений и событий, какой логике они подчиняются. Точность запоминания деталей здесь скорее будет помехой. А вот для эпизодической памяти это важно, потому что она помогает нам ориентироваться во времени и фактах, необходимых для принятия решений. Для автобиографической памяти важна целостность «Я» — чтобы то, что мы помним, соответствовало нашим представлениям о себе.