«Поколение сэндвича»: почему женщины старше 45 лет живут ради других
«Одна женщина заботилась обо всех и умерла», — так начинается одна из статей о «поколении сэндвича». Это преувеличение, но небольшое: тем из нас, кто заботится одновременно и о детях, и о родителях, приходится тяжелее всего.
В медиа часто мелькает образ современной супергероини — назовем ее, допустим, Виктория. Ей 35 лет, но выглядит она, конечно же, на 25, а иногда кассиры требуют у женщины паспорт при покупке дорогого шампанского. Виктория — бизнес-леди и мать: она замужем, у нее двое сыновей и дочь, собственное дело или должность, которая поразила бы работницу супермаркета, узнай она, кто прямо сейчас пробивает у нее бутылку Moët & Chandon.
У Виктории нередко берут интервью. «Как вам удается всё успевать?» — восхищенно интересуется журналист. «Очень просто, — снисходительно объясняет предпринимательница, — главное — следовать графику». Потом Виктория рассказывает, что встает в шесть, ест веганский десерт с чиа, медитирует, будит мужа и детей, кормит их полезным завтраком, отправляет на работу и в школу. Потом она идет на йогу, после нее приступает к работе. По дороге в такси изучает обзоры рынка ценных бумаг или профессионально растет на тренингах. Если едет на своей машине, то непременно слушает аудиокниги успешных людей и мотивационных спикеров. Каждый день у Виктории десятки встреч, даже обед — деловое мероприятие.
Вечер обязательно семейный: все собираются за столом, на котором стоит ЗОЖ-ный ужин, и разговаривают. Перед сном — еще немного личностного роста, чуточку ухода за собой и, может быть, дополнительная медитация. График Виктории насыщен делами, как мед — углеводами. Слыша о нем, поражаешься: как эта женщина умудряется следовать ему неукоснительно годами? И стыдишься себя: твоя комната с трусами, которые висят на сушке третий день, совершенно не похожа на гостиную Виктории в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), где царит сплошное хюгге.
Но настоящие сверхлюди — это совсем другие женщины. Сложнее всего приходится тем, о ком никогда не напишут в журналах, если, конечно, автор статьи не захочет пройтись по «теткам, запустившим себя». Имя им — поколение сэндвича.
Взрослые дети стареющих родителей
Первой термин «sandwich generation» использовала социальная работница Дороти Миллер в статье «Поколение сэндвича: взрослые дети стареющих людей». В своей работе она говорила о людях от 45 до 65 лет, которые заботятся о своих еще несамостоятельных детях и уже не справляющихся без посторонней помощи матерях и отцах. И, конечно же, продолжающих работать: и молодые, и пожилые близкие нуждаются в материальной поддержке.
Виктория, глядящая на нас со страниц глянца, — скорее исключение, чем правило: не так уж много в России девушек на высоких постах или с собственным успешным бизнесом. Имя «поколению сэндвича» — легион. Профессор факультета политических наук и социологии, сокоординатор программы гендерных исследований Елена Здравомыслова считает, что зажатыми в «бутерброде» между долгом и еще одним долгом в России оказались 80% женщин в возрасте от 45 до 60 лет.