Почему металлурги заваливают друг друга миллиардными исками

ForbesБизнес

Стальные нервы

Почему металлурги Вадим Варшавский и Игорь Зюзин заваливают друг друга миллиардными исками.

Текст Сергей Титов

Латать дыры «Эстара» в кризис 2009 года пришлось его конкуренту «Мечелу»

В конце ноября 2011 года Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ) собрал гостей на запуск второй производственной очереди. Среди них были губернатор Ростовской области Василий Голубев и Игорь Зюзин, владелец «Мечела». Зюзин — не просто почетный гость, а будущий акционер завода, сообщил журналистам один из местных чиновников. Сам миллиардер сторонился прессы и показался только в кульминационный момент, нажав на пусковую кнопку вместе с Голубевым и основателем РЭМЗ Вадимом Варшавским. Бизнесмены широко улыбались друг другу. Сейчас от былого радушия не осталось и следа. «Мечел» хочет вернуть деньги, потраченные на поддержку заводов Варшавского, а тот утверждает, что Зюзин его обманул, и засыпает его холдинг миллиардными исками.

Крах надежд

В июле 2007 года в аэропорту Ростова приземлились два чартера, доверху набитые сценическим реквизитом. Вскоре на центральной площади города вырос десяток белых шатров, а администрация гостиницы «Дон-плаза» кинулась искать мебель для нового постояльца (обязательное условие — отсутствие натуральной кожи). Это была прелюдия к приезду Элтона Джона, который выступил перед ростовчанами к открытию РЭМЗ. Шоу обошлось Варшавскому в несколько миллионов долларов.

Варшавский называет РЭМЗ своим ребенком, этот завод стал седьмым в холдинге «Электросталь России» (сокращенно «Эстар»). Потомственный угольщик заинтересовался металлургией в 2003 году, когда в подарок на свой 42-й день рождения получил книгу об американских пионерах мини-металлургии Nucor. Идея сталеплавильных мини-заводов привлекла Варшавского, и он поделился ею со своими давними знакомыми по бизнесу Александром Шишкиным и Сергеем Веремеенко.

В 2005 году Варшавский и Веремеенко продали миллиардеру Михаилу Гуцериеву 50% концерна «Русский уголь». В новый проект они инвестировали $70 млн, столько же дал Шишкин. Партнеры запустили строительство РЭМЗ и начали скупать другие заводы. Будущее виделось Варшавскому радужным: «Все росло. Ты покупал за рубль, завтра это стоило десять. Потом двадцать».

К 2008 году партнеры вложили в холдинг, куда входило уже 10 заводов, более $2 млрд, около 70% этой суммы составляли кредиты. Обслуживать долг владельцы «Эстара» рассчитывали за счет растущей выручки, которая к концу года должна была подскочить почти в три раза, до 65 млрд рублей (около $2 млрд), в основном за счет купленного в том же году Донецкого электрометаллургического завода (ДЭМЗ). Это предприятие обошлось «Эстару» примерно в $550 млн, большая часть была профинансирована за счет кредита Альфа-банка. Сейчас Варшавский корит себя за эту покупку: «Мы купили на пике. Это была моя ошибка, которая глобально сказалась на судьбе «Эстара» и на моей тоже».

В октябре 2008 года бизнес «Эстара» обрушился. Цены на арматуру, которую производил холдинг, упали с $1200 до $200 за тонну. «Эстар» сразу же лишился $400 млн оборотных средств. Банки сначала завалили миллиардными исками «Эстар», а потом пришли и к Варшавскому, который лично поручался по кредитам. Приставы лишили бизнесмена половины зарплаты, запретили ему выезжать за границу и арестовали его недвижимость, в том числе депутатскую приемную (в 2005–2011 годах Варшавский представлял Ростовскую область в Госдуме), ресторан «Доля ангелов» и квартиру.

«В конце концов, буду жить на улице, если заслужил», — горячился Варшавский. Он был готов продать компанию за бесценок вместе с долгами, лишь бы избавиться от кредиторов, но дважды потерпел фиаско. Сначала сорвалась сделка со «Сбербанк-Капиталом», потом от «Эстара» отказались структуры Михаила Гуцериева.

По условиям несостоявшейся сделки с Гуцериевым можно судить о том, насколько отчаянным было положение «Эстара». Холдинг, который Deloitte в середине 2008 года оценивал в $3 млрд, отходил GCM Global Energy Гуцериева за $5 млн, да и эти деньги должны были пойти на уплату Варшавским налогов с продажи. В обмен GCM должна была реструктурировать долги «Эстара». Консультантом выступал Бинбанк Микаила Шишханова, племянника Гуцериева. «Мы надеялись на Шишханова», — признает бывший топ-менеджер Альфа-банка. На новых владельцев рассчитывал и губернатор Челябинской области Петр Сумин. Ведь остановка входившего в «Эстар» Златоустовского метзавода (ЗМЗ) грозила моногороду социальным взрывом.

Игорь Зюзин помогал заводам «Эстара», пока сам не угодил в долговую яму

Спасение Златоуста

В начале 2009 года по ЗМЗ прокатилась волна забастовок и голодовок. Негодование рабочих вызвали планы руководства сократить более 2000 сотрудников и остановить одно из крупнейших в России производств спецстали. Губернатор Сумин был в ярости, вспоминает его знакомый: «Он доверился Варшавскому». «Кризис был не у Варшавского и не на заводе, а по всей России», — отмечает тогдашний гендиректор ЗМЗ Сергей Хомянин. Объем заказов упал в 10 раз, и завод стал автоматически генерировать убытки — до 100 млн рублей в месяц. Дальше пошли последствия, вспоминает Хомянин, на заводе сокращали по 300–400 человек в месяц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смех в начале тоннеля Смех в начале тоннеля

Смешные симптомы серьезных болезней

Maxim
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Кулинары всех стран Кулинары всех стран

Как устроен кластер этнических ресторанов при РУДН

РБК
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать

Разберем на примерах основные причины блокировки средств на счете ИП

Inc.
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Торговые войны на металлическом фундаменте Торговые войны на металлическом фундаменте

Мировой рынок металлов переживает историческую трансформацию

Ведомости
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Открыть в приложении