Посол Италии в России: «Санкции не являются новой нормальностью»
Forbes поговорил с Паскуале Терраччано о санкциях, состоянии двусторонних отношений и возможностях для бизнеса в Италии и России.
Посол Италии в России с 2018 года Паскуале Терраччано, уроженец Неаполя, на дипломатической службе с 1981 года. В разные годы Паскуале Терраччано работал в Бразилии, Брюсселе (при штаб-квартире НАТО) и Риме (в Министерстве иностранных дел), был послом Италии в Мадриде и Лондоне. Как и в Средние века, Апеннинский полуостров, находящийся на пересечении важнейших торговых и миграционных дорог Евразии, сильно пострадал от очередной пандемии. В феврале 2021-го правительство возглавил опытный экономист Марио Драги, в прошлом председатель итальянского и европейского центральных банков. Италия председательствует в G20, а в июле станет первой европейской страной — партнером «Иннопрома». Несмотря на режим санкций, введенных ЕС, Италию и Россию связывают особые отношения. Крупнейшие индустриальные компании Италии (не только производители люкса и шикарных машин) активно работают на российском рынке, а итальянское посольство, которое занимает известный особняк Берга в Москве, остается, наверное, самым гостеприимным.
В Италии новое правительство Марио Драги. Каковы первоочередные задачи, стоящие перед ним?
Первая задача — общая со всеми членами Европейского союза. Мы должны остановить пандемию и вывести Италию из состояния чрезвычайной санитарной ситуации. Другой приоритет, который стоит перед нами, — подготовить устойчивое восстановление, используя лучшим и доступным способом фонды, предоставляемые Европейским союзом. В этом году на нас также ложится глобальная ответственность, поскольку Италия в G20 является страной-президентом и мы хотим использовать эту возможность для того, чтобы продвигать устойчивый и справедливый механизм восстановления на глобальном уровне. Мы убеждены, что только многостороннее сотрудничество обеспечит восстановление после нынешнего кризиса. Мы будем добиваться более инклюзивного и устойчивого восстановления, то есть мы стремимся к новому подходу в энергетике, прежде всего к осуществлению «зеленого перехода», цифровизации, оздоровлению финансовой системы, продвижению инноваций и установлению гендерного паритета. Эти цели описывает наш слоган: «Люди, планета, процветание». Особый акцент мы делаем на гендерном равноправии, то есть месте женщин в восстановлении, их растущей роли в трудовых ресурсах по всему миру. Также хотелось бы отметить значение Африки, поскольку, если мы пренебрежем Африкой, если Африка не сможет победить COVID-19, он останется с нами навсегда. Мы сможем победить COVID-19 только все вместе, ни одна часть планеты не должна быть в стороне.
Как смена правительства повлияет на российско-итальянские отношения?
Смена правительства не означает смены политики. Мы имеем традиционно хорошие двусторонние отношения. Италия всегда была среди тех сил, которые выступали за укрепление диалога с Россией. И это то, о чем новый премьер-министр говорил в своем выступлении в парламенте. Мы хотим работать, чтобы сохранить все возможные каналы сотрудничества и диалога с Россией. При этом, как отметил премьер-министр, мы вместе с другими странами Европы, вместе с общественным мнением нашего континента обеспокоены отдельными случаями, связанными с соблюдением прав человека в России и других странах. Мы знаем, что новый президент США сделает акцент на вопросе защиты прав человека, и, конечно, мы должны принять это к сведению.
Марио Драги говорит о реформе прогрессивной шкалы налогообложения в Италии. Зачем эта реформа необходима и каковы возможные последствия для бизнеса?
У нас уже имеется прогрессивная шкала налогообложения. Проблема в том, что эта лестница слишком крутая. Практически сразу вы должны платить вплоть до 39%. Например, если вы зарабатываете что-то вроде €50 000 в год, вы уже платите 39%. Мы должны лучше рассчитать эту шкалу. Сейчас средний класс платит слишком много. Мы хотим увеличить дистанцию между разными ступенями этой шкалы. Так что ситуация для людей со средним заработком должна улучшиться.
Как COVID-19 повлиял на совместные российско-итальянские проекты в бизнесе и культуре?
Это был очень трудный год. По сути, мы потеряли его, поскольку все инициативы, которые были запланированы на 2020 год, теперь отложены на 2021-й. Прежде всего речь идет, конечно, об «Иннопроме» — выставка перенесена на июль этого года, а Италия останется страной-партнером, первой европейской страной, имеющей подобный статус. В силу ограничений на передвижения все коммерческие, промышленные и культурные активности были замедлены. Трудно было организовать личные встречи. Все перешло в онлайн. Уровень торгового оборота упал более чем на 20%, но мы уверены, что скоро сможем вернуться к нормальной ситуации и товарооборот будет расти на том же уровне, что и раньше, а поездки быстро восстановятся. К слову сказать, мы старались помочь русским бизнесменам приехать в Италию, выдавая бизнес-визы сроком на пять дней без необходимости соблюдать карантин или каких-либо ограничений в передвижениях. К сожалению, доставить итальянских бизнесменов в Россию было совсем не просто. В России система очень централизованна. Нужна авторизация на уровне вице-премьера. Это во много раз медленнее и сложнее. Но мы надеемся, что это будет преодолено очень скоро.