Мясное растениеводство
Почему производством искусственных котлет и стейков занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги
В сотне километров от Москвы, в городе Малоярославце Калужской области работает небольшое предприятие с огромными перспективами. Стартап Greenwise производит из сои и пшеницы искусственное мясо, годовой мировой объем потребления которого через пять лет прогнозируют на уровне $30 млрд.
В 2020 году, по оценкам Deloitte, продажи этого продукта в мире составили примерно $12 млрд, доля России в этом объеме пока скромна — 0,7–0,8% от европейского (это примерно $36,5 млн), но российский рынок имеет большой потенциал: около 47% россиян в возрасте от 16 до 40 лет уже готовы разнообразить свой белковый рацион мясом на растительной основе. Greenwise, по словам его основателей Юлии Марсель и Артема Пономарева, приносит прибыль с первого месяца работы, выручка компании, созданной всего два года назад, увеличилась почти в два раза, до 20 млн рублей в 2020 году. Что это за новый рынок и как создают для него новый продукт? Город Малоярославец для Greenwise был выбран неслучайно. Цех находится на территории завода «Партнер-М», которым владеет Василий Пономарев, отец Артема. «Партнер-М» — один из крупнейших в России производителей пищевых и кормовых ингредиентов на основе соевого и пшеничного белка, ежегодно компания производит более 50 000 т продукции. Завод Пономарева-старшего сотрудничает со многими российскими мясопереработчиками, которые добавляют соевый, гороховый и пшеничный текстурат в колбасу и котлеты. «Это снижает затраты на производство, к тому же полноценный белок гораздо лучше использовать, чем какую-то химию — фосфаты или гидроколлоиды», — поясняет Пономарев-младший. В 2015 году он окончил Высшую школу экономики и начал работать в компании отца юристом, а Юлия Марсель пришла в «Партнер-М» спустя полгода создавать отдел маркетинга.
В 2016 году Пономарев-старший приобрел новое оборудование — экструдер, производивший волокнистый текстурированный белок. «Аналогов ни у кого тогда в России не было, — рассказывает Марсель. — Василию Васильевичу вообще свойственно предугадывать тренды, он сразу предложил нам: «Давайте разрабатывать новый продукт». Но у Артема и Юлии уже было запланировано получение дополнительного высшего образования в магистратуре права и цифровых технологий Лейденского университета в Нидерландах. Вернувшись в 2017 году, они решили производить очень популярный в Европе, но малознакомый в России продукт — растительное мясо.
По структуре и вкусу продукт Greenwise на основе сои и пшеницы напоминает вяленые мясные волокна, хотя он сделан исключительно из растительного сырья. В линейке компании три продукта: растительное филе, джерки и стрипсы. Сотрудничество с компанией отца Пономарев-младший называет «абсолютно коммерческим»: Greenwise арендует у него помещения, а работающие в ее цехах сотрудники «Партнер-М» получают зарплату в стартапе. Сырье молодой компании предоставляется на коммерческой основе.
«Василий Васильевич дал нам возможность бесплатно пользоваться лабораторией, где мы почти год сами изобретали продукт. Плюс предоставил небольшое количество сырья для экспериментов. Еще, конечно, мы мучили его технологов вопросами, как получить тот или иной вкус или эффект. Там и тестировали разные рецептуры — добавляли вкусы и запахи. Мы перепробовали более 300 ароматических композиций», — рассказывает Марсель. По ее словам, за образцы бралась зарубежная продукция, которую европейские производители растительного мяса присылали бесплатно.
«На наши эксперименты все смотрели косо, — признается Артем Пономарев. — Типа сын директора опять какую-то пакость в лаборатории смешивает, а потом еще и жарит. Потом, правда, приходили, принюхивались и сами просили попробовать».