Незачет по заданию
Почему господдержка на помогла российским вузам войти в топ-100 мировых рейтингов.
В 2020 году закончилась пятилетняя государственная программа поддержки высшего образования «5–100», в которой участвовал 21 российский вуз. Согласно целям программы к концу 2020 года не менее пяти отечественных университетов должны были войти в топ-100 глобальных рейтингов. Но не вошли. Совокупно с 2013 по 2020 год на проект выделили 65,82 млрд рублей. В качестве ориентира были выбраны три ведущих мировых рейтинга: шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU), британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE). Наиболее авторитетный из всех ARWU опирается на открытые данные: количество публикаций в уважаемых научных базах, цитируемость, число выпускников — лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий. QS и THE менее академичны, зато более популярны среди абитуриентов. Помимо объективных показателей, британские рейтинги учитывают результаты опросов экспертного сообщества.
По итогам программы ни один из университетов «5–100» не поднялся в упомянутых рейтингах выше третьей сотни. В первую тысячу вошли от 9 до 18 университетов, причем результаты в британских рейтингах оказались заметно лучше, чем в шанхайском. В THE World University Rankings в топ-500 попали четыре вуза, а два из них — МФТИ и ВШЭ — за время программы поднялись на двухсотые строчки. В рейтинге QS сразу 13 участников проекта оказались в списке 500 лучших, а МФТИ, ВШЭ, НГУ и ТГУ заняли места в третьей сотне.
С одной стороны, очевидно, что целевые показатели не были достигнуты. С другой — вузы начали ориентироваться на мировые образовательные стандарты, а те из участников, кто инвестировал в реальное развитие, а не формально «накручивал» показатели в рейтингах, улучшили качество образования и исследований.