У многих российских предпринимателей всё еще сложное отношение к психотерапии

Inc.Бизнес

«Предпринимательство — это сублимация». Основатели «Ясно» и Compot о том, зачем бизнесменам психотерапия и как не «отъехать кукухой» в мегаполисе

Текст: Наталья Жданова, Никита Камитдинов

У многих российских предпринимателей всё еще сложное отношение к психотерапии. Её воспринимают как какую-то западную блажь, без которой можно легко обойтись. Основатель сервиса видео-консультаций с психотерапевтом «Ясно» Данила Антоновский и основатель комьюнити-бюро Compot Федор Скуратов так не считают. Оба в своё время пережили глубокий личный кризис, из которого смогли выбраться во многом благодаря психотерапии. В подкасте Inc. «Лучшая версия» предприниматели рассказали, каким образом жизнь в мегаполисе влияет на ментальное здоровье, когда пора обращаться к психотерапевту и как найти правильного специалиста, который не сделает вам хуже.

«Нам всем бывает хреново»

— Данила, ты рассказывал в интервью Inc., что в 2016 году впервые оказался у психотерапевта, после чего погрузился в эту тему и даже основал свою компанию «Ясно». Расскажи, что тебя тогда привело туда?

ДА: Было довольно неприятное расставание с девушкой, во время которого я обратил внимание на диспропорцию между самим событием и количеством моих страданий. То есть случилось нечто довольно рядовое (для меня во всяком случае) — я часто расходился с девушками. И это было несоизмеримо с теми чудовищными страданиями, которые я по этому поводу испытывал.

Поэтому у меня появилась мысль, что, возможно, я на самом деле переживаю не совсем по этому поводу. То есть вот это расставание затриггерило внутри меня какую-то штуку, конфликт, с которым мне стало интересно разобраться. Вот я и пошел разбираться.

— Главная мотивация — интерес? Или тебе было настолько хреново, что самому было сложно со всем этим справиться?

ДА: Конечно, хреново было, но, в общем, нам всем периодически бывает хреново и это не всегда повод пойти к психотерапевту. Скорее, я понял, что в этой моей хреновости есть какой-то паттерн, которому я всю жизнь следую и который довольно сильно меня беспокоит.

Переживания по поводу расставания я испытал в 33 года. А до этого я 10 лет думал, что наконец достиг просветления и превратился в такого философа, парящего над облаками, условностями и какими-то там бытовыми штуками. И тут на меня обрушилось ровно то, чем я страдал в 16—18 лет. Я понял, что это не совсем так работает, что я нифига не повзрослел и вообще это не про взросление, а про что-то другое, — и мне просто стало интересно про что.

— А про что? Сейчас ты как это интерпретируешь?

ДА: Ну, это про какие-то внутренние конфликты. Они просто всплывают, когда триггерятся какими-то внешними событиями.

— Федор, расскажи про свой опыт?

ФС: Я, наверное, сегодня буду выступать с позиции антипримера: дорогие дети, посмотрите на меня и никогда так не делайте. Впервые я попал в психотерапию (а тогда это еще так не называлось, а называлось Институт имени Сербского) в 2006 или 2007 году, когда мне было 23 или 24. И этот мой поход на приём к уважаемой докторше был попыткой скорее скрыться от своих проблем, нежели их решить. Я тогда вообще не представлял, что и как со мной происходит, жил в плену каких-то своих страхов и травм. На тот момент я буквально год или два как разъехался с матерью и занимался вычёркиванием всего предыдущего опыта из своей жизни.

В общем, туда я попал и это было плохо и неправильно. Мне прописали совершенно безумные препараты — нейролептики, от приёма которых у меня через год начались мышечные спазмы. Это была катастрофа.

— Ты пришел к психиатру или к психотерапевту?

ФС: А психотерапии тогда особо и не было. Действительно, это была в каком-то смысле советская карательная психиатрия. Мне даже так и не озвучили диагноз. Это было ужасно.

Через два года я просто с визгом оттуда убежал, после чего мне стало кратно лучше. Но не потому, что я туда ходил. Просто в моей жизни кончился травматический период и начался какой-то новый этап. Я стал выстраивать вокруг себя определённую защиту и перестраивать свою личность.

А потом я снова попал в тему психотерапии. Примерно в 2012—2013 году в моем близком окружении завелись люди из московской медийно-рекламно-айтишной тусовки, которые практиковали психотерапию и вываливали всё это на меня. Как человек, подверженный влиянию окружения, я стал думать, что со мной что-то не так и, наверное, стоит попробовать. Оказалось, что со мной действительно что-то не так, как и со всеми абсолютно.

Но в итоге меня эта тема заинтересовала с исследовательской точки зрения. То есть я ходил на семейную и личную терапию, исследовал всякие нетрадиционные практики этого дела, но ни на чём так и не остановился. Потому что меня интересуют только ответы на вопросы: как устроена голова, психика, групповая психика… А применять — ну зачем? Это интересно, не более. Поэтому я плохой пример.

— Но те проблемы, которые у тебя были, — они же сами собой не решились? Ты каким-то образом работал над собой?

ФС: Конечно. Мои проблемы были настолько серьёзными, что мне пришлось выстроить эшелонированную оборону и систему реакций. Когда я работал не на себя, то был вынужден идти против себя и делать то, что мне не нравится. Но в итоге я в своей профессии, в своей компании достиг результатов, которые мне позволяют больше не заниматься неинтересными вещами. То есть я просто убрал 90% триггеров — исключил из окружения сложных людей, с которыми мне было тяжело общаться, и так далее. И мне в этом состоянии вполне комфортно, я не вижу в этом никаких проблем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Германия Германия

Воспоминания о нации

kiozk originals
Оптогенетический инструмент управления экспрессией белков in vivo применили для терапии диабета Оптогенетический инструмент управления экспрессией белков in vivo применили для терапии диабета

Ученые создали инструмент, который можно использовать для терапии диабета

N+1
Удалили навсегда! Кто из звезд избавился от родинок, чтобы не рисковать Удалили навсегда! Кто из звезд избавился от родинок, чтобы не рисковать

Эти знаменитости убрали свои природные "метки" по медицинским показаниям

Cosmopolitan
Я перестала делать из хорошего мужа «идеального отца» Я перестала делать из хорошего мужа «идеального отца»

Почему не нужно решать за мужа, каким он должен быть отцом

Psychologies
Как по поведению девушки понять, что у тебя есть шанс закрутить с ней служебный роман Как по поведению девушки понять, что у тебя есть шанс закрутить с ней служебный роман

10 признаков, что твоя симпатичная коллега на работе не против

Maxim
Убрать излишки Убрать излишки

С чего начать, если вы решили привести себя в порядок после затянувшейся зимы?

Здоровье
Новый контракт: как снизить уровень бедности в России Новый контракт: как снизить уровень бедности в России

В России социальные выплаты не всегда доходят до тех, кто в них нуждается

Forbes
Как решить финансовые проблемы: руководство для тех, кто не хочет погрязнуть в долгах Как решить финансовые проблемы: руководство для тех, кто не хочет погрязнуть в долгах

Как справиться с денежными трудностями и начать относиться к деньгам рационально

Playboy
Алексей Москалёв: «Выглядеть молодо можно, только замедлив процессы старения всего организма» Алексей Москалёв: «Выглядеть молодо можно, только замедлив процессы старения всего организма»

Как оставаться молодой, красивой и здоровой как можно дольше?

Здоровье
Как правильно пользоваться микроволновкой Как правильно пользоваться микроволновкой

Несколько хитрых приемов, благодаря которым твоя жизнь наполнится горячей пищей

Maxim
7 типов отдыха, которые нужны каждому из нас 7 типов отдыха, которые нужны каждому из нас

Чтобы восполнить энергию, надо определить, в каком типе отдыха вы нуждаетесь

Psychologies
Линия нижнего белья от Рианны привлекла $115 млн на фоне новостей о закрытии ее модного дома Линия нижнего белья от Рианны привлекла $115 млн на фоне новостей о закрытии ее модного дома

Бренд Рианны привлек миллионные инвестиции

Forbes
Самобытная Россия: нивхи Самобытная Россия: нивхи

Как нивхи пешком пришли на Сахалин с Большой земли

Культура.РФ
Узорчатые костюмы и очки с цветными линзами: главные составляющие стиля Махершалы Али Узорчатые костюмы и очки с цветными линзами: главные составляющие стиля Махершалы Али

Махершала Али знает, как привлечь к себе внимание на красных дорожках

Esquire
И это тоже она! 7 образов Веры Брежневой — от нимфы до дивы И это тоже она! 7 образов Веры Брежневой — от нимфы до дивы

10 фактов о Вере Брежневой

Cosmopolitan
Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки

Современные сериалы могут поднять продажи чего угодно

Forbes
Персона Персона

О необычных запросах клиентов и репутации русских александритов

Robb Report
Вы считаете себя талантливым человеком? Вопрос дня Вы считаете себя талантливым человеком? Вопрос дня

Участники проекта «Сноб» рассказывают, считают ли они себя талантливыми

СНОБ
Эра человечности: как пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками Эра человечности: как пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Жизнь на удаленке оказалась довольно удобной и выгодной для многих

Forbes
В XXI веке кардинально изменилась статистика по супружеским изменам. Угадай, что произошло? В XXI веке кардинально изменилась статистика по супружеским изменам. Угадай, что произошло?

Опубликована полная статистика супружеских измен за последние 20 лет

Maxim
10 книг, с которых стоит начать 2021 год 10 книг, с которых стоит начать 2021 год

Десять отличных новых книг, за которыми вы с пользой сможете скоротать праздники

Esquire
Время террора и чистого авторитаризма. Размышления о третьей декаде правления Владимира Путина Время террора и чистого авторитаризма. Размышления о третьей декаде правления Владимира Путина

Владислав Иноземцев анализирует текущий политический режим

СНОБ
10 самых смертельных природных катаклизмов в истории человечества 10 самых смертельных природных катаклизмов в истории человечества

Какое же событие подвергло человечество наибольшей опасности

Популярная механика
Эпоха великого порицания: как незнакомцы из соцсетей превращаются в палачей Эпоха великого порицания: как незнакомцы из соцсетей превращаются в палачей

Отрывок из книги «Итак, вас публично унизили» Джона Ронсона

Forbes
Вечное перо Вечное перо

Февраль, стоит ему начаться, напоминает нам о таком явлении, как чернила

GQ
Обзор смарт-телевизора KIVI 55U710KB: 4K и управление голосом Обзор смарт-телевизора KIVI 55U710KB: 4K и управление голосом

Разбираемся в плюсах и минусах смарт-телевизора KIVI на платформе Android TV

CHIP
Архитектурные проекты прошлого, которые рассказывают о будущем Архитектурные проекты прошлого, которые рассказывают о будущем

Идеи будущего Ле Корбюзье, Эля Лисицкого, советских и зарубежных архитекторов

VC.RU
Прокрастинация: почему мы откладываем дела и что с этим делать Прокрастинация: почему мы откладываем дела и что с этим делать

Что такое прокрастинация и как с ней бороться

РБК
Красная комната и синий бархат: 5 модных показов и съемок, отсылающих к фильмам Дэвида Линча Красная комната и синий бархат: 5 модных показов и съемок, отсылающих к фильмам Дэвида Линча

Несколько показов, кампаний и съемок, посвященных атмосфере и персонажам Линча

Esquire
Золотой ершик: природа дурного вкуса Золотой ершик: природа дурного вкуса

Почему интерьеры предполагаемого дворца Путина всех так поразили?

Reminder
Открыть в приложении