Новая вывеска. Зачем Сурков рассказал о «путинизме»
Помощник президента Владислав Сурков назвал «путинизм» «хорошо работающим методом властвования», и пресс-секретарь президента поддержал такое мнение. В чем же состоит этот метод, и так ли уж он эффективен в России?
Владислав Сурков снова вернулся в публичное поле, и снова с вопросами идеологии на руках. Если в прошлый раз в его статье появилось богатое словосочетание «глубинный народ», с которым магическим образом, как заклинатель Кашпировский, президент общается напрямую, без посредников в виде всяких институтов вроде парламента, то теперь идеологическая психическая атака осуществляется с помощью термина «путинизм». То есть его уже не стесняются и готовы использовать «-измы», казалось бы, безвозвратно вышедшие из словесной моды (имею в виду чисто идеологические термины вроде «марксизма-ленинизма», «пролетарского интернационализма» и т.д.).
Под путинизмом Сурков понимает «действующую идеологию повседневности». Путинизм несет «социальные инновации» и «продуктивные противоречия» (чем-то это напоминает «созидательное разрушение» Йозефа Шумпетера). Это «глобальный политический лайфхак, хорошо работающий метод властвования». «Все вещи мира были когда-то идеями. Государство Россия в том числе», — говорит Сурков, имея в виду, что сам Путин и его эволюция в течение 20 лет когда-то были частью стратегического плана, а в его рамках была построена современная Россия.
Социально-политический конструктивизм — вещь искусственная. Своими рассуждениями «великий комбинатор», возвращающийся на поляну идеологической борьбы как раз тогда, когда стратегия власти и ее цели не просматриваются (нельзя же считать планом абстрактную идею «прорыва»), подтверждает, что Путин есть продукт идеологический, обретший земные очертания.
И в этом смысле как «земной» Ленин трансформировался в «ленинизм», так и ныне действующий президент тоже превратился в идеологический конструкт, практически все определяющий в сегодняшней жизни.