Домашние искажения
Почему частные инвесторы предпочитают бумаги своей страны.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как выглядел бы ваш инвестиционный портфель, если бы вы жили где-нибудь в совершенно другой стране, скажем, в Австралии или в Аргентине? С точки зрения здравого смысла этот вопрос вроде как звучит странно, и логичным было бы предположить, что портфель выглядел бы примерно так же. Но, как показывает практика, в реальности все несколько иначе.
Я периодически задаю этот вопрос инвесторам. Обычно человек сначала удивляется, потом внимательно смотрит на свой портфель и после некоторой паузы отвечает, что, скорее всего, некоторых позиций в нем, очевидно, не оказалось бы. Во всех случаях речь шла об акциях или облигациях, выпущенных в той стране, где проживает инвестор. Человек отвечал мне, что, наверное, в Австралии или в Аргентине доля этих бумаг была бы существенно меньше, если вообще они оказались бы у него в портфеле.
На следующий вопрос о том, почему тогда на эти бумаги приходится такая большая доля, инвестор обычно отвечает, что много знает о бизнесе компаний и эта информация вселяет в него дополнительную уверенность в том, что он сможет вовремя их продать. И действительно, для каждого из нас компании, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни и которые регулярно мелькают в новостях, выглядят гораздо более предсказуемыми. И нам кажется, что в нужный момент мы сможем вовремя отреагировать и успеем продать бумаги, прежде чем они начнут падать в цене. Однако, если бы это было так просто, то, наверное, в 2021 году китайские инвесторы успели бы избавиться от своих вложений до того, как фондовые индексы страны обвалились на 30% и более, а россияне не стояли бы в очередь в обменные пункты именно в те дни, когда курс доллара или евро взлетал в цене.
В периоды роста фондовых рынков разговоры с инвесторами о сокращении доли ценных бумаг, выпущенных в их стране проживания, проходят достаточно сложно. Человек видит перед собой выписку с банковского или брокерского счета, где в графе напротив акции хорошо известной ему компании указан приятный глазу процент потенциального дохода. Это вселяет в него дополнительную уверенность, что в свое время он правильно купил эти бумаги. А теперь кто-то пытается до него донести, что это решение было не самым оптимальным и долю этих акций имеет смысл сократить.