Валентин Юмашев рассказывает о своей работе с Борисом Ельциным

ForbesОбщество

«Для народа свобода не стала ценностью»

К 30-летию революции 1991 года Валентин Юмашев рассказывает о своей работе с Борисом Ельциным, о победах и поражениях, о выборе Путина и о любви.

Текст Николай Усков

16 апреля 1998-го. Президент России Борис Ельцин и руководитель Администрации президента РФ Валентин Юмашев

Эта история началась случайно. В 1989 году Горбачев запретил печатать в «Огоньке» интервью с опальным Ельциным. Один из молодых редакторов, Валентин Юмашев, счел это позорной капитуляцией и решил подпольно снять про Ельцина фильм на пленку, которую ему выдала Центральная студия документальных фильмов под другой проект. Так началась одна из самых удивительных карьер в постсоветской России. 32-летний Юмашев сблизился с Ельциным, а вскоре стал редактором его книги «Исповедь на заданную тему». «Работа над книгой была уже совсем другой историей: встречи один на один в течение часа-двух вечерами, по выходным. Из этого и родились наши достаточно близкие отношения с БН», — рассказывает Юмашев Forbes.

После победы Ельцина на выборах 1996 года Юмашев по инициативе Чубайса приходит в администрацию президента, сначала в качестве советника, а затем, с назначением Чубайса в правительство, возглавляет ее (март 1997-го — декабрь 1998-го). «Я должен был кардинально изменить весь свой образ жизни. Я был человек из профессии, которая априори оппозиционна власти, ходил только в джинсах и рубашке, а Кремль — это пиджаки, галстуки и все такое», — сетует Юмашев.

Уже в период работы над фильмом он познакомился с младшей дочерью Ельцина Татьяной Дьяченко, которая в начале нулевых станет его женой. «В 1989 году у БН шла кампания по выборам на съезд депутатов СССР, и он не мог часто со мной встречаться.

В книге много эпизодов, рассказанных Наиной Иосифовной, Леной и Таней. Затем с 1994 года мы стали жить в одном доме на Осенней. Наши дети Полина и Боря общались, они ровесники. Я иногда к ним заходил, условно говоря, за солью или спичками, обменивались видеокассетами. Но это были скорее соседские отношения. Я думаю, Таня смотрела на меня немного с подозрением, поскольку в этот момент я очень близко дружил с Коржаковым. Ее наверняка это смущало». Уже в 1995 году в семье Ельцина полагали, что Коржаков плохо влияет на БН, пресса называла его серым кардиналом. «Таня, наверное, считала, что я одна шайка-лейка с этой компашкой», — замечает Юмашев.

У Юмашева действительно были «очень близкие, товарищеские отношения» с Коржаковым. После отставки Ельцина уволенный из КГБ телохранитель бескорыстно взялся сопровождать бывшего шефа. Появившаяся у Ельцина страсть к теннису вскоре сцементирует одну из самых влиятельных конфигураций на олимпе новой страны. Юмашев занимался теннисом и раньше. Теперь они с Коржаковым играют в паре против Ельцина и Тарпищева. Юмашев тогда считал Коржакова своим другом «с понятными для меня глупостями в его башке, все равно это был солдафон, оказавшийся на вершине власти». К тому же после октябрьских событий 1993 года, в которых Коржаков проявил себя твердо и последовательно, его «понесло». «При мне в своей компании он обсуждал удивительные глупости. Например, когда Гайдар выступил против войны в Чечне — а Гайдар жил в том же доме на Осенней, — он разрабатывал планы, как ему отрубить канализацию, горячую воду и всякую чушь собачью. Были и другие глупости, более существенные. Я пытался ему объяснить, что мир другой, у людей могут быть разные мнения. Я старался как-то смягчить его агрессивные идеи, что-то мне удавалось предотвращать».

Дружба с Коржаковым стала ослабевать в ходе кампании 1996 года. В противоборстве между старым штабом, которым руководили Коржаков и Сосковец, и новым — аналитической группой во главе с Чубайсом — Юмашев почти сразу оказался на стороне последнего, хотя, по собственным словам, только в феврале 1996 года впервые познакомился с Чубайсом. Именно Юмашев привел в штаб Сосковца Татьяну Дьяченко, чтобы Борис Николаевич смог получать реальную картину событий от человека, которому доверяет. «Коржаков ее вообще всерьез не воспринимал, — вспоминает Юмашев, — хотя на самом деле Таня была ровно тем человеком, через которого БН в конце концов разобрался в происходящем. Она ужаснулась буквально через 2–3 заседания. В середине марта президент поменял формат штаба, и его содержательную часть возглавил Чубайс».

Окончательный разрыв с Коржаковым случился после истории с «коробкой из-под ксерокса», когда служба безопасности президента задержала людей Чубайса с гонорарами артистов, участвовавших в предвыборной кампании. «Это было мерзкое предательство. И для БН человек, который нанес удар в спину, переставал существовать». Коржаков и его сторонники были отправлены в отставку. При этом выборы 1996 года весьма сблизили Юмашева с Татьяной. Они стали друзьями: «Мы с ней с утра до ночи занимались кампанией, куда-то постоянно ездили, я ее знакомил со многими главными редакторами, с Малашенко, Яковлевым, Игнатенко, Заполем, Лесиным, Павловским и другими. Мне было важно, чтобы люди поняли, что это не капризная девица, улетевшая в космос от власти, а содержательный человек с сильным характером».

Тогда это еще не переросло во что-то большее. Ельцин уходит в отставку 31 декабря 1999 года. Юмашев вспоминает: «Меня пронзает абсолютно ужасающая мысль, что всё. Теперь тот контакт, который у нас был с Татьяной, обрывается. Наши дружеские, близкие отношения, когда мы понимали друг друга с полуслова, все это похоронено. Как будто какую-то часть меня отрезало. Настолько я в этот момент ощущал ее как часть себя, хотя даже намека на какую-то близость не было. Это произошло гораздо позже, когда она уже разошлась с Лешей [Дьяченко], а я расставался со своей второй женой. В какой-то момент я понял, что она мне всегда жутко нравилась. Какого фига, если я без нее фактически жить не могу?!»

В: Что вас привлекало в БН? Вообще было две составляющие: и политическая, и человеческая.

О: Меня всегда поражали его политические шаги, абсолютно неординарные. Он никогда не пытался спрятаться за своих подчиненных, а брал ответственность на себя. Это было удивительное свойство его натуры. Кроме того, у него была теплая уютная семья. Человек оказался на вершине. Но когда я встретился с его домашними, меня абсолютно потрясла простота, человечность, в хорошем смысле слова приземленность этой семьи. Совершенно рядовые профессии, человеческие. Таня — программист. Лена — строитель, пошла по стопам родителей. Саму Наину Иосифовну я впервые увидел, когда шел к ним домой на 2-ю Тверскую-Ямскую. Она несла мешок с бельем в прачечную. Многие изменили свое отношение к Ельцину после тех или иных событий: расстрела парламента в 1993 году, чеченской войны 1994–1996 годов, выборов 1996 года, залоговых аукционов, наконец, после назначения Путина преемником. Вы о чем-то сожалеете?

В: Многие изменили свое отношение к Ельцину после тех или иных событий: расстрела парламента в 1993 году, чеченской войны 1994–1996 годов, выборов 1996 года, залоговых аукционов, наконец, после назначения Путина преемником. Вы о чем-то сожалеете?

1993 год

О: Я помню отчаянное выступление Явлинского, который сейчас про это совсем забыл, а на тот момент требовал, чтобы Ельцин остановил фашистскую гидру, иначе все превратится в кровавую гражданскую войну. Помню письмо 42 российских писателей с тем же требованием. Это не парламентарии двинулись на Останкино, захватили мэрию. Это были боевики, и это была попытка вооруженного переворота. Да, Ельцин действовал жестко, но надо иметь в виду, что в том же указе 1400 он сразу же назначил выборы. Россия больше не могла жить по старой советской конституции. Уверен, в 1993 году Ельцин спас страну от страшного кровопролития.

Чечня

В тот момент я разделял иллюзии многих, что вооруженные силы обладали достаточным опытом горной войны в Афганистане и что новая война станет коротким эпизодом на пару месяцев. Когда сегодня пропагандисты рассказывают, что в 1999 году страна распадалась, это неправда. Распадалось все в самом начале. Мы помним Уральскую республику со своими деньгами, Дальневосточную республику, Татарстан. Ельцин понимал, что Чечня станет прецедентом. Была ли у него альтернатива? Не знаю. Конечно, когда все это превратилось в длинную кровавую историю, стало очевидным, что Ельцин должен эту войну остановить. Победить сепаратистов не удалось, но удалось заморозить этот конфликт. Это было полурешение, но все равно лучше, чем война. И точно лучше, чем 1994 год, когда Ичкерия просто вышла из состава России.

Выборы 1996 года

Ельцин в тот период совершил по-настоящему героический поступок, у него уже было два инфаркта, между турами случился третий. Хотя он совершенно не хотел участвовать в выборах. Но на думских выборах 1995 года партия власти «Наш дом — Россия» во главе с Черномырдиным набрала только 10%. В этот момент многие поняли, что надо выстраиваться под Зюганова. Запад тоже — Давос это показал. И если бы Ельцин, бросая себя на амбразуру, не пошел на выборы, мы бы уже в 1996 году оказались откинуты назад в лживую, мерзкую советскую систему, из которой с таким трудом выбрались в конце 1991 года. Позднее мы увидели, насколько легко наше общество жертвует свободами. Все это случилось бы уже в 1996 году. Миша Фридман, например, рассказывает сказки про милого Зюганова, в котором все бы разочаровались к 2000 году и избрали бы условного Немцова. Но у нас есть прекрасный пример Белоруссии. В 1994 году на выборах побеждает Лукашенко. И после этого в Белоруссии выборы закончились. Через 26 лет народ озверел и вышел на улицы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Витамины роста Витамины роста

Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов

Forbes
7 неудачников, которые ничего не получили за свои великие изобретения 7 неудачников, которые ничего не получили за свои великие изобретения

Обидно изобрести что-то великое и ничего за это не получить

Maxim
Итальянский парадокс Итальянский парадокс

Крупнейшим финтехом Европы может стать платежный стартап Nexi из Италии

Forbes
Холодный синтез: самое известное физическое мошенничество Холодный синтез: самое известное физическое мошенничество

Так начался один из самых громких научных скандалов XX века

Популярная механика
Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Как использовать свой мозг на 100%: советы от наставника Nike, General Electric и Virgin Group Джима Квика Как использовать свой мозг на 100%: советы от наставника Nike, General Electric и Virgin Group Джима Квика

Отрывок из книги Джима Квика «Безграничье. Прокачай мозг, запоминай быстрее»

Forbes
Медная река Медная река

Как работает брутальный бизнес Игоря Алтушкина

Forbes
Когда возраст имеет значение Когда возраст имеет значение

Модный тренд есть молодые продукты

Худеем правильно
Что значит успех Что значит успех

Рубен Варданян — какие вызовы стоят перед современным человечеством?

Forbes
Снять стресс за минуту: 6 коротких медитаций Снять стресс за минуту: 6 коротких медитаций

Медитация — один из самых эффективных и доступных способов борьбы со стрессом

Psychologies
Ловец хакеров Ловец хакеров

Как программист из Фрязина создал компанию по кибербезопасности

Forbes
Как и на сколько можно похудеть за неделю – разбираемся вместе с экспертами Как и на сколько можно похудеть за неделю – разбираемся вместе с экспертами

Вариант похудеть за неделю кажется идеальным, но насколько он реальный?

Cosmopolitan
Богатая фамилия Богатая фамилия

Топ-20 семейных итальянских бизнесов

Forbes
Удлиняй ноги, вытягивай шею — 7 приемов стилистов, которые ты должна освоить Удлиняй ноги, вытягивай шею — 7 приемов стилистов, которые ты должна освоить

Эти советы от стилистов помогут всегда отлично выглядеть

Cosmopolitan
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
«Уроки Фарси» - наше кино, за которое не стыдно «Уроки Фарси» - наше кино, за которое не стыдно

Почему ее стоит посмотреть «Уроки Фарси»

Cosmopolitan
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes

Истории женщин, которым очень плохо живется в браке

Cosmopolitan
Громкий стереозвук Громкий стереозвук

Какой бизнес строит миллиардер Андрей Андреев

Forbes
Восстановление после родов: 5 советов, чтобы прийти в форму и не сойти с ума Восстановление после родов: 5 советов, чтобы прийти в форму и не сойти с ума

Разбираемся, как и когда правильно восстанавливаться после родов

Cosmopolitan
Игровое пространство Игровое пространство

Бюджеты, зарплаты, призовые и трансферы киберспорта

Forbes
Есть меньше, оставаясь бодрым и полным сил: возможно ли это? Есть меньше, оставаясь бодрым и полным сил: возможно ли это?

Эксперт: как оставаться энергичным, но есть мало

Psychologies
Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
Круче Тириона Ланнистера: история «королевского карлика» Джеффри Хадсона Круче Тириона Ланнистера: история «королевского карлика» Джеффри Хадсона

История Джеффри Хадсона, самого маленького человека Англии

Cosmopolitan
Семейные ценности Семейные ценности

Самый громкий скандал разразился из-за наследства Олега Бурлакова

Forbes
Дело даже не в красоте! 7 нянь, которым удалось увести чужих звездных мужей Дело даже не в красоте! 7 нянь, которым удалось увести чужих звездных мужей

Список нянь, перед которыми не смогли устоять даже звездные папаши

Cosmopolitan
Вокруг да около Лувра Вокруг да около Лувра

Все, что вы хотели бы узнать о самом знаменитом музее мира, под одним переплетом

Forbes
Моде вопреки: как «неудачник» рынка онлайн-ретейла Lamoda в пандемийный год поставил рекорд по выручке Моде вопреки: как «неудачник» рынка онлайн-ретейла Lamoda в пандемийный год поставил рекорд по выручке

Lamoda вопреки логике сосредоточилась на фешен-товарах и выиграла

Forbes
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Любимый комик всей Америки Эллен Дедженерес — о хламе, продаже винтажного дуршлага и элементарной вежливости Любимый комик всей Америки Эллен Дедженерес — о хламе, продаже винтажного дуршлага и элементарной вежливости

Отрывок из книги Эллен Дедженерес «Кроме шуток»

Forbes
Открыть в приложении