Дайте с витрины
Этой осенью в США начнется большая распродажа предметов из коллекций музеев. Forbes выяснил, как это отразится на рынке русского искусства.
Седьмого июня 2021 года на русских торгах Christie’s с мировым рекордом £862 500 ушел с молотка «Портрет императора Павла Первого» 1790-х годов работы Дмитрия Левицкого. В официальной истории искусства портрет появился недавно: впервые его представили публике в 2010 году на выставке в Русском музее в Санкт-Петербурге. За несколько лет до этого австрийский коллекционер Андрей Мейлунас предлагал Русскому музею купить портрет за $1 млн. Музей обращался в Министерство культуры, но денег не получил. По окончании выставки картина на 10 лет исчезла из поля зрения специалистов по русскому искусству. И вот она с триумфом продалась на Christie’s. Ньюйоркский арт-дилер, владелец ABA Gallery Анатолий Беккерман уверен: «На рынке русского искусства хороших редких вещей мало. За них идет настоящая борьба». В 2019 году после продажи «Натюрморта с сиренью» 1928 года Кузьмы Петрова-Водкина с абсолютным рекордом для русских торгов £9,29 млн (предыдущий аукционный рекорд художника — £2,3 млн в мае 2012 года) глава русского отдела Christie’sСедьмого июня 2021 года на русских торгах Christie’s с мировым рекордом £862 500 ушел с молотка «Портрет императора Павла Первого» 1790-х годов работы Дмитрия Левицкого. В официальной истории искусства портрет появился недавно: впервые его представили публике в 2010 году на выставке в Русском музее в Санкт-Петербурге. За несколько лет до этого австрийский коллекционер Андрей Мейлунас предлагал Русскому музею купить портрет за $1 млн. Музей обращался в Министерство культуры, но денег не получил. По окончании выставки картина на 10 лет исчезла из поля зрения специалистов по русскому искусству. И вот она с триумфом продалась на Christie’s. Ньюйоркский арт-дилер, владелец ABA Gallery Анатолий Беккерман уверен: «На рынке русского искусства хороших редких вещей мало. За них идет настоящая борьба».
В 2019 году после продажи «Натюрморта с сиренью» 1928 года Кузьмы Петрова-Водкина с абсолютным рекордом для русских торгов £9,29 млн (предыдущий аукционный рекорд художника — £2,3 млн в мае 2012 года) глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен сказал Forbes: «Всегда есть время, когда люди понимают и качество работ, и что если не купить сейчас, то такой возможности может не представиться больше никогда».
Сейчас арт-дилеры и специалисты аукционных домов смотрят на Америку. Возможно, музейный кризис, вызванный локдауном, станет причиной серьезного оживления на рынке русского искусства. В ожидании застыли и крупные коллекционеры. За ситуацией наблюдают Петр Авен, Давид Якобашвили, семья Дмитрия Пумпянского, Тамаз и Ивета Манашеровы.
Острый дефицит русских шедевров
В середине 1990-х московский коллекционер, искусствовед, создатель клуба коллекционеров в Советском фонде культуры Валерий Дудаков начал регулярно ездить в Лондон. Располагая практически неограниченным бюджетом, он покупал работы на русской неделе торгов, которую проводят аукционные дома Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и MacDougall’s. Клиентами Дудакова были российские бизнесмены, среди них Михаил Ходорковский. К искусству он был равнодушен, но к аукционным закупкам предъявлял строгие требования. «Цель покупки — русские художники первого ряда, абсолютно узнаваемые, хрестоматийные вещи из учебника «Родная речь». Дорогостоящие. Это должны были быть особо «парадные вещи», которые бы сияли, сверкали в интерьере, сразу приковывали к себе внимание, создавали ощущение избранности, богатства, знатности», — рассказал Forbes Валерий Дудаков. Работа на Ходорковского была азартной и выгодной. «За покупку работ, начиная от определенной суммы, нам платили двойную цену», — говорит Дудаков.
Массовой закупкой искусства для «Менатепа» занималась группа из пяти искусствоведов-дилеров. Дудаков сравнивал их с артелью золотодобытчиков, без устали промывающих породу. «Под эгидой фонда гуманитарных программ «Возрождение», которым руководил известный московский собиратель Виктор Ефимович Магидс, мы покупали работы, передавали их в «Менатепе». А из офиса «Менатепа» работы уходили налево», — рассказывает Валерий Дудаков.
Для Ходорковского, как и для многих бизнесменов в России, искусство стало инструментом бизнеса. «Вручить нужному человеку деньги — это взятка, уголовная ответственность. А как вы оцените поднесенного, например, Шишкина? В какую сумму? Да черт его знает», — объясняет логику процесса Валерий Дудаков. Немногие бизнесмены собрали серьезные коллекции музейного уровня, но наполнили свой быт предметами искусства разных жанров и эпох почти все.