«Нам нужны фильмы о людях, которые следуют своим мечтам»: интервью с режиссером фильма «Маржела: своими словами» Райнером Хольцемером
10 июня в российский прокат выходит фильм «Маржела: своими словами» — рассказ самого загадочного и непубличного модного дизайнера Мартина Маржелы о своей работе и творческом пути. Режиссеру Райнеру Хольцемеру удалось не просто поговорить с Маржелой, но и дать зрителям возможность услышать историю от первого лица. Мы узнали у режиссера, чего это ему стоило, как долго длились съемки, какие еще трудности ждали документалиста и каково это — снимать фильмы о моде в мире, где информация стала настолько легко доступной.
Среди ваших работ только два фильма о модных дизайнерах: о Мартине Маржеле и о Дрисе Ван Нотене, — до этого вы сняли много документальных фильмов о фотографах. Почему вы вдруг решили сменить направление?
Вы правы — я рассказывал истории о фотографах, снял около дюжины фильмов — и несколько пресытился этой темой. Работа фотографов всегда интересная и разная, но вот если снимать о ней фильмы, то получается примерно одно и то же. Я следую за ними на работе, обращаюсь к их биографии, рассказываю о самых значимых съемках — все повторяется. Вот я и захотел изучить новое творческое поле.
Мода меня заинтересовала по нескольким причинам. Одна из них — мне нравится снимать фильмы о вещах, о которых я ничего не знаю, но хочу узнать. Я любопытен, мне приятно начинать работу, когда я изначально знаю об исследуемой теме мало, и раскрывать ее для себя в процессе. Вторая причина — это очень визуальный мир. Обычно я еще и оператор в своих фильмах, стою за камерой, и мне нравится получать красивую картинку. Я подумал, что мода такая красивая, яркая, и ее можно интересно снять.
Чем больше я читал о моде, тем больше интересовался. Это были времена, когда Джон Гальяно работал в Dior, а потом был уволен за свои антисемитские высказывания. В одной газете была очень длинная, но интересная статья о том, какой стресс испытывают дизайнеры под давлением модной индустрии: они должны быть креативными каждую минуту, создавать множество коллекций. И я подумал: каково это, ведь творческие люди обычно очень чувствительны, как они ведут себя при постоянном давлении и стрессе?
Я все думал: как бы мне познакомиться с одним из них? Ведь в модную среду не так-то просто попасть. Все произошло случайно. Я снимал фильм про Юргена Теллера — немецкого модного фотографа, и в это же время американский Vogue попросил его снять в саду Дриса Ван Нотена. Я отправился туда вместе с Юргеном и познакомился с Дрисом — у нас было три съемочных дня в прекрасном месте с прекрасными людьми. Сам Дрис мне тоже очень понравился. Как-то на ланче я спросил его, как же он стал модным дизайнером, и он очень буднично и честно рассказал о своей профессии. Тогда я и решил, что хочу снять фильм о нем. Я не сразу обратился к нему с просьбой, сначала узнал у своих редакторов, был бы им интересен фильм о Дрисе Ван Нотене, и они немедленно отреагировали: «О боже, да, конечно, если у тебя будет шанс его снять, то обязательно делай!» Только после этого я спросил Дриса, и он сказал, что да, это может быть интересно, но момент неподходящий. Я три года ждал «подходящего момента»! Очень боялся, что Дрис передумает, но все в итоге получилось — мой первый фильм о моде и попадание в этот новый мир. Первый шаг.
А второй фильм — это второй шаг, да? И это еще более интересно, ведь Мартин Маржела — очень непубличная персона. Никаких интервью, съемок, выходов на показах. Как вам удалось уговорить его на фильм?
Это был длительный процесс. Впервые с его работами я познакомился на выставке в Антверпене и был абсолютно очарован, потому что большую часть я не понимал. Я видел его коллекции для Hermès, очень чистые и красивые, а рядом — радикальные работы для собственного модного дома: пластиковые топы, закрытые лица. Этот контраст меня заинтриговал, и я сказал своему ассистенту: «О, вот об этом парне я и сниму следующий документальный фильм». Фильм про Дриса Ван Нотена имел огромный успех, так что мне хотелось продолжать рассказывать о дизайнерах, но новый герой должен был быть совсем другим, не повторяющимся — вот я и выбрал Маржелу.