50 лучших работодателей России
В 2020 году на вершине рейтинга — Yandex, а первая десятка обновилась наполовину.
Ответственный подход
Средняя зарплата в компаниях из лонг-листа рейтинга, тыс. руб
- Финансы — 115,2
- Производство потребительских товаров — 108,3
- Нефть и газ — 98,0
- Металлургия — 86,9
- Строительство — 76,9
- Энергетика — 73,9
- Телекоммуникации — 59,4
- Торговля — 51,5
Во втором рейтинге лучших работодателей России Forbes сделал акцент на социальную и экологическую политику компаний.
В конце мая 2020 года самым обсуждаемым В городом в России неожиданно стал Норильск — основной поставщик никеля и палладия для мировой промышленности и самый грязный город российской Арктики. После аварии на одном из предприятий ГМК «Норильский никель» в тайгу утекло 21 000 т дизеля, и в заполярный город зачастили экологи и государственные ревизоры. Выяснилась нелицеприятная правда: несмотря на многомиллиардные бюджеты и заверения руководства «Норникеля», основные социальные и экологические проблемы Норильска еще только предстоит решить.
Отчасти проблемы «Норникеля» побудили нас скорректировать методику второго рейтинга лучших работодателей России, который компания годом ранее возглавила. Но роль сыграла не только экологическая катастрофа. В 2019 году, начиная работу над рейтингом, мы попросили портал Superjob опросить россиян и выяснить, что они вкладывают в понятие «лучший работодатель». Результаты оказались предсказуемыми. Итоговый балл на 25% зависел от величины зарплаты, а преимущество получили компании с обширным социальным пакетом, комфортными условиями труда и развитой системой обучения. В этом году мы решили отдать преимущество другим характеристикам — заботе компаний об обществе и стране, в которой она зарабатывает прибыль, и экологическому следу, который она после себя оставляет. В итоге общий вес параметров, связанных с щедростью участников рейтинга к работникам, составил 20%. Это не все изменения. Как разглядеть за сотнями цифр, которые мы собрали у участников рейтинга, компании, которые действительно меняют мир к лучшему? Задавшись этим вопросом, мы обратились за оценкой к членам совета директоров российского Forbes и руководителям ведущих российских вузов. Итоговый балл компаний зависел от их оценок несильно (10%), тем не менее они помогли отдельным компаниям подняться в рейтинге.
На первом месте в этом году оказался Yandex. В целом первая десятка рейтинга обновилась наполовину. Одно из самых неожиданных открытий этого года — сразу в топ-10 вошла компания Splat, новичок рейтинга, хорошо известный россиянам по философским размышлениям основателя Евгения Демина, которые компания вкладывает в каждую коробку зубной пасты.
«Норильский никель» из первой десятки вылетел. В конце октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко жестко прошлась по руководству компании, обвинив его в превращении Норильска в трущобы. Спикер верхней палаты парламента призвала «Норникель» взять на себя большую часть расходов по реновации аварийного жилья и инфраструктуры города. Компания Владимира Потанина уже тратит на экологию больше относительно расходов других российских металлургов. Возможно, в будущем это позволит «Норникелю» подняться в рейтинге лучших работодателей.
Forbes благодарит за участие в экспертном опросе ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Мау, ректора Российской экономической школы Рубена Ениколопова, президента Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, председателя совета директоров Mail.ru Group Дмитрия Гришина и основателя проектов The Bell и «Русские норм» Елизавету Осетинскую.
Как мы считали
Формирование лонг-листа и анкетирование
В прошлом году мы составили лонглист, отобрав с помощью сервиса Yandex Wordstat компании из рейтинга РБК-500 с максимальным количеством поисковых запросов на вакансии за период с 1 сентября 2018-го по 31 августа 2019-го. В этом году мы разослали анкеты в 200 компаний с максимальным количеством запросов. Мы также выложили анкету на сайте Forbes.ru, и любая компания могла заполнить ее и прислать нам. В шорт-лист вошли 100 компаний. Недостающую информацию мы брали из открытых источников.
Начисление баллов
Все метрики, по которым проводилась оценка, мы разделили на три группы: «Сотрудники» (вес 20%), «Общество» (вес 35%) и «Экология» (вес 35%). Отдельным параметром была оценка экспертов с весом 10%. У метрик внутри каждого блока был одинаковый вес. Компании оценивались по шкале от 0 до 100 баллов. По подавляющему количеству параметров использовался метод z-оценки, позволяющий определить, насколько то или иное значение отличается от среднего в выборке.
1. Блок «Сотрудники» включал четыре метрики.
Зарплата. Компании оценивались в зависимости от средней зарплаты в 2019 году.
Обучение. Балл в одинаковой мере зависел от двух составляющих: часов обучения и затрат на обучение сотрудников в расчете на среднесписочную численность персонала.
Социальный пакет. Мы оценивали компании по двум параметрам: количеству составляющих их социальной политики в отношении сотрудников (ДМС, корпоративные пенсии, санаторно-курортное лечение, льготы и материальная помощь, жилищные программы, компенсация затрат на питание, транспорт и пр.) и затратам на ДМС и социальные программы в расчете на среднесписочную численность персонала.
Условия труда. Балл зависел от двух показателей: уровня травматизма (оценивались значение и динамика коэффициента травматизма LTIFR, а также количество происшествий с летальным исходом) и условий работы в штаб-квартире и отделениях. Для производственных компаний (а также связанных с повышенным уровнем опасности) показатель травматизма имел вес 75%, условия труда — 25%. Для остальных компаний пропорция была обратной.
2. Блок «Общество» включал три метрики.
Создание новых рабочих мест. Балл рассчитывался исходя из отношения числа рабочих мест, созданных в 2018–2019 годах, к текущему штату компании.
Благотворительность. Мы учитывали взносы в благотворительные фонды, действующие на федеральном уровне, спонсорскую поддержку спорта, культуры, религиозных общин и прочие аналогичные затраты по отношению к выручке.
Инвестиции в инфраструктуру. Для этой метрики мы оценивали вложения в проекты, которые напрямую не связаны с бизнесом компании: строительство больниц, спортивных или культурных объектов, жилья для работников и пр. Эти инвестиции мы оценивали по отношению к выручке. Промышленные и непромышленные компании по этому показателю оценивались отдельно.
3. Для блока «Экология» мы разделили все компании по отраслям, внутри которых и проводили сравнение. Блок включал три метрики.
Выбросы и штрафы. Компании оценивались исходя из уровней и динамики выбросов парниковых газов, оксида азота и диоксида серы, а также величины выплат за негативное воздействие на окружающую среду. Все показатели мы учитывали в отношении к выручке компаний.
Ресурсы. Компании оценивались исходя из уровней и динамики потребления воды и энергии. Все показатели мы учитывали в отношении к выручке компаний.
Экологическая политика. Половину балла давали расходы компании на охрану окружающей среды в отношении к выручке. Вторая часть балла зависела от того, насколько компания заботится об экологическом следе, который оставляет: есть ли у нее экологическая политика, содержит ли она количественные показатели, достигаются ли они, использует ли компания альтернативные и возобновляемые источники энергии, какую долю отходов отправляет на переработку, инвестирует ли в «зеленые» проекты (например, для финансовых организаций мы оценивали объем инвестиций в такие проекты, в случае ретейла или производителей потребительских товаров нас интересовало наличие перерабатываемой или многоразовой упаковки) и пр.