«Не ной»: помогают ли жесткие методики в российском спорте воспитывать чемпионов
О суровых методах воспитания будущих чемпионов среди российских тренеров ходят легенды. Но приводит ли это к желаемым результатам? И если да, то какой ценой для детей? Forbes Life вместе с экспертами попытался разобраться, что в современной тренерской школе мы унаследовали от Советского Союза, а что придумали сами — и почему в Европе все работает по-другому.
В начале февраля этого года мир взорвала история российской фигуристки Камилы Валиевой. Ей 15 лет, и она выдающийся талант. Валиева помогла российской команде выиграть золото Олимпийских игр 2021 года в Пекине в командном турнире, а спустя пару дней выяснилось, что в ее пробе обнаружен запрещенный препарат триметазидин.
В результате судебного разбирательства Олимпийский комитет России все-таки отстоял право Валиевой соревноваться в личном зачете. Хотя условия, в которых она выходила на лед, были тяжелейшими — на грани с буллингом. «Ее не должно быть на олимпийском льду, — написала в Twitter американская фигуристка Эшли Вагнер. — Это пощечина всем чистым спортсменам во всех видах спорта, как и всем женщинам, с которыми она соревнуется сегодня».
Неудивительно, что 15-летняя девочка с давлением не справилась. Валиева крайне неудачно исполнила произвольную программу и осталась на итоговом четвертом месте. С олимпийского льда она уходила в слезах. Но ее тренер Этери Тутберидзе была настроена довольно жестко. «Ну что ты так отпустила-то все? — слова Тутберидзе, обращенные к плачущей Камиле, только что простившейся с мечтой всей жизни. — Что ты вообще перестала бороться? Ну объясни, ты где-то после акселя вообще отпустила».
Этери Тутберидзе — самый влиятельный тренер в российском фигурном катании. За победу на Олимпийских играх боролись сразу три ее ученицы. Тутберидзе и раньше упрекали в излишней жесткости по отношению к спортсменкам. Но в случае с Валиевой не смог остаться в стороне даже президент Международного олимпийского комитета Томас Бах.
«Я видел, как Камилу холодно встречали самые близкие люди, — сказал Бах на следующий день на пресс-конференции. — Прошли мурашки по коже, мне было даже смотреть холодно. Вместо того чтобы приободрить, попытаться помочь ей, вокруг нее была атмосфера холода».
Это уникальный прецедент: главный спортивный чиновник мира удивляется, как российский тренер обращается с ребенком. Обычно предельно политкорректный Бах всегда воздерживался от того, чтобы переходить на личности, если только речь не шла о прямых нарушениях правил. Но теперь то, что раньше считалось скрытым от посторонних глаз закулисьем российской тренерской школы, вышло наружу. И стало очевидно: что допустимо и даже считается нормой в России, не кажется таковым остальному миру.
В чем же отличия российской тренерской школы? Это уникальная система, неизбежно ведущая к спортивным победам, или конвейер, ломающий детские судьбы? Что мы унаследовали от Советского Союза, а что придумали сами и почему в Европе все работает по-другому?
Тоталитарный спорт
Успешность советской тренерской школы на самом деле скорее миф, чем правда. Хотя бы потому, что самые медалеемкие для нас виды спорта, где Россия доминирует, — художественная гимнастика и синхронное плавание — появились в программе Олимпиад только в 1984 году. А советские спортсменки из-за бойкота Игр в Лос-Анджелесе получили возможность соревноваться на олимпийских аренах только в 1988 году, на излете СССР. Все главные успехи здесь приходятся именно на российский период.
В фигурном катании ситуация иная, этот вид в программе зимних Игр с самого их старта в 1908 году. Но абсолютно все медали в женском одиночном катании — главной гордости страны на сегодняшний день — были завоеваны после 2002 года, уже за Россию. То же самое относится и к мужскому одиночному катанию (с поправкой на победу Виктора Петренко в 1992 году за Объединенную команду стран СНГ). Советские фигуристы побеждали исключительно в парном катании и танцах на льду.
О советской тренерской школе с ностальгией говорят в двух видах спорта — футболе и хоккее. Именно там советские спортсмены были максимально успешны, даже по сравнению с российским периодом. Хоккейная сборная СССР всего дважды за всю историю возвращалась с Олимпиады без золота. Футболисты дважды выигрывали Игры, а в 1960 году стали чемпионами Европы. Но, скорее всего, дело тут не столько в особом подходе тренеров, сколько в эффективности самой системы, выстроенной в СССР.
Вот ее основы:
- полностью государственное финансирование спорта, начиная от детского и заканчивая профессиональным;
- централизация лучших игроков в нескольких клубах, финансируемых госструктурами: ЦСКА, «Динамо»;
- абсолютный приоритет сборной команды над клубными.
Звезд советского тренерского цеха — Валерия Лобановского (футбол), Анатолия Тарасова (хоккей), Владимира Кондрашина (баскетбол) — объединяет тоталитарный подход. Тренер — главный человек в команде, его слово — закон, его мнение — единственно верное. Для первого поколения послевоенных советских спортсменов — многие из них бывшие фронтовики — идея слушаться старшего была естественна. Да и обстановка в стране не располагала к развитию демократии внутри сборной команды. И следующие поколения неизбежно росли в этой парадигме.
Образование для галочки и социальный лифт
«Пункт первый. Тренер всегда прав. Пункт второй. Если тебе кажется иначе, смотри пункт первый» — так шутят наши спортсмены. Между тем в Западной Европе и США отношения между тренером и спортсменом строятся совсем по другой модели.
«В нашей системе всегда было, что тренер, как и любой преподаватель, по своему статусу стоит на ступеньку выше спортсмена, — говорит четырехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Анастасия Ермакова. — Поэтому принято обращение по имени-отчеству, на «вы», определенная дистанция, даже если вы ровесники. Когда я приехала в Италию, оказалось, что здесь тренер — практически в статусе подружки. Для местных девочек абсолютно нормально после тренировки пойти с тренером выпить кофе. Серьезно работать в такой атмосфере очень тяжело. Говоришь, например, что нужно сделать упражнение еще раз, а тебе в ответ: «Я уже устала, давай завтра?» У нас такого даже представить себе нельзя».
Европейский или американский спорт изначально был устроен по другим принципам, чем советский, прежде всего в источниках финансирования. В СССР он полностью финансировался из госбюджета, в то время как во многих других странах спорту приходилось искать иные, внебюджетные источники финансирования (фонды, университеты, частных доноров).