Популярная механикаСтиль жизни
Flying Phantom: невероятные яхты, которые летят по волнам
Созданные всего несколько лет назад катамараны Flying Phantom ворвались в парусный спорт так стремительно, как могут только яхты, способные летать.
«Что? Что он сказал? — заинтересованно разнеслось по толпе. — Говорит, по итогам не самый динамичный этап». «Ну что же, дедушка старенький, ему можно», — добавил кто-то не без обиды. Таким уж стареньким дедушка не выглядел — спортивный мужчина лет пятидесяти, с коротко стрижеными седыми волосами… Но «ему» и вправду можно: Роман Хагара — двукратный олимпийский чемпион по гонкам на катамаранах типа «Торнадо», настоящая легенда мирового парусного спорта и организатор серии Red Bull Foiling Generation, российский этап которой прошел в петербуржском яхт-клубе в конце сентября 2015 года.
На 2016 год, когда журналисты "Популярной механики" решили поближе познакомиться с морскими гонками, скоростные катамараны на подводных крыльях Flying Phantom были свежим хитом мирового парусного спорта и совершенной новинкой в России. Чтобы освоиться с хождением на них, яхтсменам пришлось собраться за пару дней до состязания для тренировок и мастер-классов Романа Хагары и Ханса-Петера Штайнахера. Прежде никто из них с «Летающими фантомами» не сталкивался — а между тем эти катамараны особенно требовательны и к физической подготовке спортсменов, и к техничности управления маневренной яхтой. То, как быстро они освоили эти сложные яхты, достойно уважения.
«Девочек сначала вообще не хотели брать, — прокомментировали особые требования к участникам организаторы соревнований, — думали, они не справятся». Но «девочки» справились: экипаж Екатерины Столбневой и Екатерины Ананиной едва не пробился в финал, выбыв лишь на последнем этапе. Гонки в серии Red Bull Foiling Generation проходят между четырьмя одинаковыми катамаранами Flying Phantom, и в каждый следующий круг проходят лишь два, преодолевшие всю извилистую дистанцию и прибывшие на финиш первыми.
Призрак «Торнадо»
«Все как с ума сошли с этими подводными крыльями, — заметил любитель парусного спорта Александр Сколков, наблюдавший за гонками, — их теперь даже в серфинге используют». В самом деле, хотя парусники давно вышли из употребления на флоте, в спорте они продолжают быстрое технологическое развитие, и спортивные яхты сменяют друг друга, постоянно совершенствуясь. Даже категории парусных соревнований на олимпиадах меняются, пожалуй, чаще, чем в любом другом виде спорта. Любимые Романом Хагарой катамараны «Торнадо» на олимпиадах уже не состязаются, зато в последние годы появилось несколько новых типов яхт — например, спроектированные только в 1994 году «фоти-найнеры» 49er.
Созданные английским судостроителем Родни Маршем в 1967 году яхты «Торнадо» оставались олимпийским классом более 30 лет. Это легкие (155 кг) шестиметровые катамараны с единственной мачтой и двумя парусами — треугольным стакселем и прямым гротом, к которым лишь после модификации модели в 2000 году добавился третий, вытягивающийся над бушпритом легкий спинакер, который применяют лишь при более-менее прямом ветре, дополнительно разгоняя судно. Экипаж из двух человек использует и собственный вес, чтобы менять баланс катамарана. Удерживая его на одном поплавке, спортсмены могут набрать впечатляющую скорость — «Торнадо» до сих пор остаются