Удержать молодых специалистов в школе: «Для будущего важно, кто работает в образовании»
Дефицит педагогических кадров в школах существует уже не один год. Свободные вакансии закрывают путем перераспределения нагрузки среди учителей, а также приема по совместительству педагогов из других школ, старшекурсников из вузов и колледжей. Однако молодые специалисты редко задерживаются в школах. О том, что происходит на рынке труда с педагогами, рассказала оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова.
Увеличивается или уменьшается дефицит работников образования? Легко ли образовательному учреждению набрать полный штат?
Ситуация на рынке труда печальная. Она и в целом в России не очень хороша, работодатели бьются за ответственных работников, и учителя молодого и среднего возраста легко могут найти более оплачиваемую и спокойную работу. Статистика говорит, что по состоянию на начало 2024 года в государственных школах России учителями работали 1,054 млн человек, из них 88,4% составляли женщины. Кадровый дефицит составлял 18 160 учителей. И сейчас официальные цифры будут примерно такими же. Но за ними стоит катастрофическая нагрузка — подавляющее большинство педагогов работают на 1,5 – 2 ставки. И если поставить целью переход к правильной ситуации, когда учителя работают по 18 – 20 часов в неделю, то получится, что у нас не хватает примерно 450 тысяч педагогов.
Дефицит растет, но свежей статистики у нас нет, да и доверять ей сложно. Директоров не гладят по головке за открытые вакансии, они не стремятся их афишировать. Молодые педагоги приходят в школы, но редко задерживаются надолго. Старшая возрастная группа постепенно увольняется. Численность детей в школах немного сократилась, поскольку больше стали уходить в колледжи после девятого класса. Но пока в школах учится многочисленное поколение 2010-х, и учителей нужно много.