О перспективах рынка государственно-частного партнерства в России
Согласно оценке экспертов, в настоящее время в российской экономике отмечается пик использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). По данным Минэкономразвития РФ, только в январе — августе 2023 года в 48 регионах Российской Федерации было заключено 150 соглашений с общим объемом инвестиций 448 млрд рублей, из них вложения бизнеса составили 307 млрд рублей. О том, как в России развивается ГЧП, рассказал председатель совета директоров управляющей компании «Инфратех Концессии» Сергей Деревянко.
Расскажите, с чем связана такая высокая активность на рынке частных инвесторов?
Этому способствовало несколько факторов. Первое — создание законодательной базы, которая позволяет частному инвестору на понятных условиях по отношению к публичному партнеру формировать инвестиционную модель и ее реализовывать. Нормативная база по сделкам ГЧП отрабатывалась в течение последних 10 лет, и последние три года мы имеем совершенно прозрачные и эффективные механизмы взаимодействия. Второй фактор — концессия и вообще любая форма государственно-частного партнерства — это механизм опережающего строительства объекта по отношению к доходам публичного партнера. Для улучшения макроэкономических показателей субъектов РФ необходимо запускать мультипликатор через капитальные вложения. Концессия является средством формирования внебюджетных источников и строительства объекта с оплатой в виде платы концендента в будущем периоде на комфортных условиях.
Почему механизм концессии выгоден для регионов? Какие задачи решают регионы с помощью механизмов ГЧП?
Главная задача — это опережающее строительство масштабных сложных социально значимых объектов, таких как университетский кампус или школа, спортивная арена или городская больница, дорожная инфраструктура или культурно-театральный центр. Но нужно понимать, что данные объекты должны содержать в себе и коммерческую составляющую, они должны эффективно использоваться, чтобы концессионер мог из рыночной выручки закрывать часть инвестиционных затрат.
Не переплачивает ли государство частному бизнесу за реализуемые долгосрочные проекты? Как устанавливается объем прибыли концессионера?