Когда россияне массово пересядут на электрокары
Россияне стали чаще покупать легковые электромобили. Рост продаж обеспечивают меры государственной поддержки, делающие их покупку привлекательной. Это льготное автокредитование для частных лиц и льготный автолизинг для юридических, благодаря которым они получают скидку в размере 25%, а также создание специальной инфраструктуры, отмена транспортного налога и бесплатная парковка в некоторых регионах. Помогут ли эти меры развитию отечественного автопрома и созданию устойчивого спроса на электрокары?
Мода на электрокары
Судя по данным «Автостата», в 2023 году в России ожидается абсолютный рекорд по продажам легковых электромобилей. За истекший апрель по сравнению с апрелем прошлого года объем продаж таких машин на российском рынке вырос почти в 5 раз — со 180 до 861 соответственно, продемонстрировав повышенный интерес к ним со стороны отечественных автолюбителей. По итогам всего 2022 года россияне приобрели 2998 новых легковых электромобилей, что на 33% больше, чем годом ранее. Подобных показателей на российском рынке еще не было. В прошлом году в сегменте продаж новых электромобилей в тройку лидеров вошли американская Tesla (+35%, до 991 электрокара), немецкая Volkswagen (рост в 40 раз, до 435 машин) и немецкая Audi (–20%, до 308 машин). Четвертую строчку по результатам минувшего года уверенно занял российский Evolute, производство которого было начато в Липецкой области только прошлой осенью (252 электромобиля). А пятое место принадлежит немецкому Porsche (–67%, до 194 машин).
Сегмент подержанных электромобилей по итогам прошлого года, напротив, продемонстрировал падение объема продаж на 3% к предыдущему году — до 8868 автомашин. При этом, по данным «Автостата», было продано электрокаров с пробегом Nissan в количестве 4944 единиц (56% доли), Tesla — 1923 единиц (25%), BMW — 305 единиц, а на такие бренды, как Hyundai, Porsche и Audi, пришлась продажа более чем 200 электромобилей для каждого.
Лидером по продажам подержанных электромобилей в прошлом году стала Москва (1346 единиц и доля рынка свыше 15%). Второе место принадлежало Краснодарскому краю (697 единиц). Третью строчку заняла Иркутская область (611 электрокаров), которая в 2021 году продала электромобилей больше других. Пятерку регионов, в которых отмечались наибольшие продажи подержанных автомобилей с электроприводом, замыкали Санкт-Петербург (561 единиц) и Московская область (560 единиц). В остальных регионах количество приобретенных электромобилей с пробегом не превышало 500 единиц.
Председатель ассоциации развития электромобильного беспилотного подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева, комментируя тенденции рынка отечественного электротранспорта, заметила, что на сегодняшний день есть несколько факторов, которые могли повлиять на рост продаж электромобилей. Первый фактор — это очень серьезные меры государственной поддержки по развитию электротранспорта, заключающиеся в предоставлении субсидии на покупку новых машин российского производства, отмена транспортного налога в 29 регионах, возможность пользования бесплатными парковками, что особенно важно для мегаполисов, где стоимость автопарковки может достигать 500 рублей за час, как, например, в Москве.
Второй фактор — это дешевизна эксплуатации электромобиля — она в 10 раз отличается от использования топливных автомобилей.
«Если на бензине у нас километр пробега стоит 4 – 5 рублей, то на электромобиле это где-то 50 копеек — 1 рубль — это большая разница. Плюс это связано с эксплуатацией, потому что деталей в электромобиле на 30% меньше, соответственно, сервиса меньше: масел нет, колодки практически не меняются, потому что торможение происходит в большинстве случаев за счет рекуперации. И в итоге стоимость владения получается значительно дешевле», — пояснила она.
Третий момент — развитие мирового рынка электромобилей и запрет на продажу бензиновых и дизельных автомобилей в некоторых странах (так, в Норвегии эта норма начнет действовать с 2025 года, в Германии — с 2030-го, во Франции — с 2040-го). «То есть мир перестраивается на электромобили: купив сегодня «бензин», завтра его будет сложно продать», — говорит Ия Гордеева.
И четвертый фактор — это сложная геополитическая ситуация, переключившая российских потребителей на быстро растущий рынок китайских автомобилей. «Китайский рынок электрифицирован, только зарядок там больше 4 млн, а рост количества электромобилей, по статистике, превышает 80% в год. Поэтому естественно, что на сегодняшний день в страну ввозится большое количество китайских машин, и они имеют электрическую начинку», — отметила глава АЭТИ.
В целом на сегодняшний день в России зарегистрировано 24,5 тыс. электромобилей. Одним из ключевых драйверов рынка является рост производства российских электромобилей.