Какие меры создадут спрос на электрокары в России?

ФедералПрессАвто

Когда россияне массово пересядут на электрокары

Елена Бутырина

Россияне стали чаще покупать легковые электромобили. Рост продаж обеспечивают меры государственной поддержки, делающие их покупку привлекательной. Это льготное автокредитование для частных лиц и льготный автолизинг для юридических, благодаря которым они получают скидку в размере 25%, а также создание специальной инфраструктуры, отмена транспортного налога и бесплатная парковка в некоторых регионах. Помогут ли эти меры развитию отечественного автопрома и созданию устойчивого спроса на электрокары?

Мода на электрокары

Судя по данным «Автостата», в 2023 году в России ожидается абсолютный рекорд по продажам легковых электромобилей. За истекший апрель по сравнению с апрелем прошлого года объем продаж таких машин на российском рынке вырос почти в 5 раз — со 180 до 861 соответственно, продемонстрировав повышенный интерес к ним со стороны отечественных автолюбителей. По итогам всего 2022 года россияне приобрели 2998 новых легковых электромобилей, что на 33% больше, чем годом ранее. Подобных показателей на российском рынке еще не было. В прошлом году в сегменте продаж новых электромобилей в тройку лидеров вошли американская Tesla (+35%, до 991 электрокара), немецкая Volkswagen (рост в 40 раз, до 435 машин) и немецкая Audi (–20%, до 308 машин). Четвертую строчку по результатам минувшего года уверенно занял российский Evolute, производство которого было начато в Липецкой области только прошлой осенью (252 электромобиля). А пятое место принадлежит немецкому Porsche (–67%, до 194 машин).

Сегмент подержанных электромобилей по итогам прошлого года, напротив, продемонстрировал падение объема продаж на 3% к предыдущему году — до 8868 автомашин. При этом, по данным «Автостата», было продано электрокаров с пробегом Nissan в количестве 4944 единиц (56% доли), Tesla — 1923 единиц (25%), BMW — 305 единиц, а на такие бренды, как Hyundai, Porsche и Audi, пришлась продажа более чем 200 электромобилей для каждого.

Лидером по продажам подержанных электромобилей в прошлом году стала Москва (1346 единиц и доля рынка свыше 15%). Второе место принадлежало Краснодарскому краю (697 единиц). Третью строчку заняла Иркутская область (611 электрокаров), которая в 2021 году продала электромобилей больше других. Пятерку регионов, в которых отмечались наибольшие продажи подержанных автомобилей с электроприводом, замыкали Санкт-Петербург (561 единиц) и Московская область (560 единиц). В остальных регионах количество приобретенных электромобилей с пробегом не превышало 500 единиц.

Председатель ассоциации развития электромобильного беспилотного подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева, комментируя тенденции рынка отечественного электротранспорта, заметила, что на сегодняшний день есть несколько факторов, которые могли повлиять на рост продаж электромобилей. Первый фактор — это очень серьезные меры государственной поддержки по развитию электротранспорта, заключающиеся в предоставлении субсидии на покупку новых машин российского производства, отмена транспортного налога в 29 регионах, возможность пользования бесплатными парковками, что особенно важно для мегаполисов, где стоимость автопарковки может достигать 500 рублей за час, как, например, в Москве.

Второй фактор — это дешевизна эксплуатации электромобиля — она в 10 раз отличается от использования топливных автомобилей.

«Если на бензине у нас километр пробега стоит 4 – 5 рублей, то на электромобиле это где-то 50 копеек — 1 рубль — это большая разница. Плюс это связано с эксплуатацией, потому что деталей в электромобиле на 30% меньше, соответственно, сервиса меньше: масел нет, колодки практически не меняются, потому что торможение происходит в большинстве случаев за счет рекуперации. И в итоге стоимость владения получается значительно дешевле», — пояснила она.

Третий момент — развитие мирового рынка электромобилей и запрет на продажу бензиновых и дизельных автомобилей в некоторых странах (так, в Норвегии эта норма начнет действовать с 2025 года, в Германии — с 2030-го, во Франции — с 2040-го). «То есть мир перестраивается на электромобили: купив сегодня «бензин», завтра его будет сложно продать», — говорит Ия Гордеева.

И четвертый фактор — это сложная геополитическая ситуация, переключившая российских потребителей на быстро растущий рынок китайских автомобилей. «Китайский рынок электрифицирован, только зарядок там больше 4 млн, а рост количества электромобилей, по статистике, превышает 80% в год. Поэтому естественно, что на сегодняшний день в страну ввозится большое количество китайских машин, и они имеют электрическую начинку», — отметила глава АЭТИ.

В целом на сегодняшний день в России зарегистрировано 24,5 тыс. электромобилей. Одним из ключевых драйверов рынка является рост производства российских электромобилей.

Отечественный драйв

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении