Высокохудожественное надувательство
Анна Толстова о выставке Ли Бул и искусстве перенастройки смыслов
В петербургском Манеже открылась редкая по нынешним карантинным временам выставка-блокбастер — «Утопия спасенная» знаменитой южнокорейской художницы Ли Бул, которая готовилась к отмененному IX Международному культурному форуму. В связи с Петербургским форумом корейская суперзвезда современного искусства неожиданно предстала большой любительницей русского авангарда.
Ли Бул — мастерица работать с пространством, какое она умножает, раздвигает и преобразует с помощью своих любимых материалов: воздуха и зеркал. Сразу при входе, задрав голову, вы увидите объект, в котором сошлись воздушность и зеркальность: под потолком огромной сигарой завис, криво отражая окружающую среду, серебристый дирижабль. Оглядевшись по сторонам, вы заметите большущий холст с таким же серебристым аэростатом, возносящимся в светлое будущее над страной фабрик, заводов и электростанций. «Дирижабль» Василия Купцова из Центрального музея Вооруженных сил РФ — одна из трех сохранившихся до наших дней «авиационных» картин любимого филоновского ученика, покончившего с собой в 1935 году, не дожидаясь ареста. Самый фанатичный из апостолов Филонова, Купцов, несмотря на все филоновские штучки, мозаичность-витражность и земля-дыбом-перспективу, в самолетно-дирижабельной серии предстает настоящим итальянским «аэроживописцем» — из времен счастливого единения футуризма с фашизмом. Так что эта рифма к искусству Ли Бул, которой организаторы манежной выставки старательно приписывают любовь к русскому авангарду, случайно оказалась очень удачной: и в том смысле, что утопии корейской художницы наднациональны, и в том, что в ее поэтике утопические порывы и исторические трагедии диалектически связаны.
Колоссальные воздушные шары и надувные фигуры, гирлянды мигающих лампочек, головокружительные зеркальные лабиринты — Ли Бул, начиная с первых перформативных костюмов-объектов конца 1980‑х, обращается к балаганно-ярмарочной эстетике. Сконструированная из стекол, зеркал и светодиодных ламп «Перегородка „Бесконечность“» (2008) выглядит анфас как жутковатый провал в какие‑то неизмеримые глубины и дали, в профиль же представляет собой прозаический плоский ящик — черная магия и ее разоблачение. Но при всем своем иллюзионистическом мастерстве, фокусница Ли Бул, идеально вписав свои работы в интерьер Манежа (из‑за пандемии вся корейская команда выставки трудилась на удаленке), все же не смогла расширить его пространство до бесконечности. В самом большом выставочном зале Петербурга — с грехом пополам, в несколько редуцированном виде — поместились лишь две инсталляции последних лет: «Город Солнца II» (проект начат в 2013 году) и «Желание быть уязвимым» (проект начат в 2015‑м). К обеим инсталляциям прилагаются сопутствующие эскизы, макеты и серии рисунков, макетом представлена и первая из «утопических» инсталляций «Мое великое повествование» (2005). В ней, обыгрывая слова Лиотара о конце больших нарративов, Ли Бул рисует постапокалиптическую картину краха авангардного утопизма, и посреди свалки руинированных эмблем разнообразных архитектурно-социальных утопий на макете можно найти крохотную, размером с наперсток, татлинскую