Внимание на экран
Генеральный продюсер телеканала «Пятница!» Сергей Евдокимов размышляет о том, почему человеческое внимание теперь ценится больше человеческой жизни.
Если перефразировать Владимира Ильича Ленина, мир – это реальность, данная нам в приложениях. Есть приложения для любви, есть приложения для секса, есть приложения для общения, для просмотра сериалов, измерения пульса и даже в виде огромной, на весь экран, кнопки, которую надо просто нажимать. Приложения созданы для того, чтобы мы тратили на них свое время, расплачиваясь самым дорогим, что у нас есть, – нет, не жизнью (она как раз ничего не стоит), а нашим вниманием. Именно человеческое внимание стало главным ресурсом, за который развернулась беспрецедентная борьба. Не нефть, не деньги, не территории как таковые – а наши драгоценные пять секунд.
За удержание нашего внимания сражаются и медиасервисы (от телевидения до онлайн-платформ), и социальные сети, и даже политика, весь смысл которой свелся к доминированию государства в нашей личной информационной повестке, и отдельные индивиды, хорошо знающие, что человек человеку VOD (video on demand – «видео по запросу») и возможность нехило заработать.
Экономика внимания строится на следующих ключевых принципах. Первый – media ergo sum («я в медиа – следовательно, я существую»). Медийность становится основополагающим навыком и системообразующим талантом современного человека, который, как и его средневековый собрат, живет с ощущением, что за ним постоянно наблюдают. Только если в Средние века за нами следил Бог, то сейчас – миллионы заблудших интернет-душ, рыщущих в поисках, чем бы занять себя. (Хотя, если задуматься, интернет это и есть вездесущий Бог, чья благодать нисходит на