Ученые и бизнесмены не могут найти общий язык по теме климатических изменений

РБКБизнес

Как с разных планет

Почему ученые и бизнесмены не могут найти общий язык по теме климатических изменений

Автор: Ольга Бычкова

Фото: Асхат Бардынов для РБК

Ольга Бычкова, кандидат социологических наук, доктор философии, доцент факультета социологии и руководитель Центра STS (Science and Technology Studies) Европейского университета в Санкт-Петербурге. Руководит магистерской программой «Технонаука и инновации». Приглашенный эксперт проекта «5–100», который был призван адаптировать российские вузы к мировым стандартам. В 2016–2018 годах входила в Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли.

Что думают об экологии ученые и бизнесмены

Примерно год назад мы, социальные исследователи науки, пошли к естественникам и, используя разработанный нами алгоритм, отобрали десять ведущих российских ученых из разных дисциплин. Центр исследований науки и технологий в Европейском университете с сентября 2020-го целый год проводил климатический семинар — своеобразный ликбез по климатологии для социальных исследователей и публики. Главная идея — повысить интерес к теме климата в стране и достижениям российской науки в этом направлении. Спустя год пришло понимание того, как ученые-климатологи говорят о планете и климате.

Они мыслят о планете глобально. Например, эксперты со всего мира выпускают обзоры существующих научных работ и докладов об изменении климата. В августе был опубликован устрашающий отчет (Climate Change 2021: The Physical Science Basis, подготовленный Межправительственной группой экспертов по изменению климата, IPCC, структурой ООН. — РБК), суть которого можно свести к одному слову: поздно. Меры по борьбе с изменениями климата необходимы, но явно в большем масштабе. А сейчас что ни делается, лучше планете не становится. Можно вводить карбоновые налоги и снижать количество выбросов, но если делать это в том объеме и с такой скоростью, как сейчас, мало что изменится.

Как российский бизнес отреагировал на этот отчет? Покачали головой и начали усиленно говорить про ESG — набор стандартов деятельности компании по экологическому, социальному и корпоративному управлению.

Весь год, пока шло знакомство с учеными-климатологами, мы жили на совершенно другой планете. На каждой встрече нам говорили, насколько и в каком месте Земле плохо. В общении с представителями бизнеса мы услышали четкую позицию: «Климат — тема, которая уже понятна и объяснена. Сейчас надо придумать, что делать с ВВП страны, который упадет из-за углеродных налогов и прочих мер, принимаемых в мире. Именно эта проблема станет самой страшной в ближайшие 5, 10, 30 лет».

Представители российских компаний видят другую Землю. И кажется, что им нет дела до опасений климатологов и судьбы планеты. Планеты, которая ждет от нас долгосрочных проектов, а не преходящих решений на пять—десять лет.

При этом стоит признать, что сами ученые не предлагают доступного решения. Некоторые из них могут сказать: «Один из вариантов — остановить экономическое производство на планете», но это нецелесообразно. У ученых нет готовых и быстрых решений для общества. А для бизнесменов судьба планеты — не первостепенная задача. Я уверена, что где-то глубоко внутри себя большинство бизнесменов знают о колоссальном кризисе, в котором сейчас оказалась Земля. Но этот кризис не актуален даже на горизонте 30 лет. Основная проблема для бизнеса и принимающих решения сейчас — как Россия будет себя чувствовать в мировой экономике, где массово принимаются политические меры по сокращению выбросов CO2 и вводят налоги на углеродный след.

Кажется, что проблематика у ученых и бизнесменов похожая, но когда обращаешься к принципам устойчивого развития, то понимаешь, что эти две группы беспокоятся о разном. Ученые — о состоянии планеты как единого целого, а бизнес и чиновники — о том, какие директивы и поручения надо создать и как им соответствовать. Получается, что в очередной раз ученые и бизнесмены говорят о планете и климате на разных языках.

Почему бизнес и наука не понимают друг друга

Мы знаем, что ESG включает три аспекта: окружающую среду, социальное управление и корпоративное управление.

Если посмотреть на параметры, по которым оценивается соответствие компании ESG-политикам, становится видно, что буква E сильно оторвана от S и G. Как будто природа — что-то отдельное от общества и управления. Получается, что вред окружающей среде — это одно, а число женщин в совете директоров — другое. Проблема в том, что для улучшения ESG-рейтинга компания сама может выбрать, какой из трех критериев ESG она будет продвигать. Здесь нет четких рекомендаций.

Например, недавно Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) выпустила «зеленые» евробонды — облигации, которые помогают финансировать экологические проекты. Отдельные иностранные компании и банки поддержали этот выпуск. При этом европейские некоммерческие «зеленые» организации бьют тревогу и не понимают, как можно было выпустить одну из крупнейших угольных компаний мира с «зелеными» облигациями. Уголь нельзя сделать «зеленым». Это самое страшное полезное ископаемое, от которого нужно отказаться на 100%. Надо закрывать угольные станции, искать другие способы, но дальше нельзя использовать этот ресурс планеты.

Создается ощущение, что следование принципам ESG в корпоративном секторе — это фикция и имитация. Параметры СУЭК по другим критериям в норме: у них хорошо развито корпоративное и социальное управление. Компания, например, включает женщин в совет директоров, занимается социальным развитием — значит, по логике отдельных показателей ESG-рейтинга в России, она может считаться «ответственной». Если рассматривать Землю как единое целое, это просто нелепо: оттого что стало больше женщин-директоров, негативный эффект от использования угля не снизился. Одно другое не компенсирует.

Рабочие процессы на угольных складах, Балкерный угольный терминал СУЭК в порту Ванино

У ученых есть это представление о Земле — как о чем-то едином, когда нельзя смотреть на планету и на физические объекты сами по себе. Нужно учитывать населяющих эту планету живых существ, в том числе и людей, чтобы как-то объяснить климатические изменения.

При этом понятно, что нельзя достучаться до общества, рассказывая о природных катаклизмах как о протекающих без нашего участия. Необходимо обсуждать взаимосвязь — как сами люди влияют на то, что происходит сегодня с Землей.

Для такой картины мира есть термин, хотя так и не признанный геологами, — антропоцен. Им описывают современность как эпоху, в которую воздействие человека стало ведущей геологической силой в развитии нашей планеты. Именно поэтому невозможно смотреть на Землю «в вакууме», отдельно от живущих на планете людей и других живых и неживых существ и объектов.

С точки зрения бизнеса все представляется более упрощенным: нет взаимосвязанной системы. Есть отдельно люди, а отдельно — природа. И граница между ними четко видна. Это надо менять.

Почему важна взаимосвязь параметров ESG

Бизнес ориентируется на ESGпринципы, чтобы привлечь ответственных инвесторов. Иногда это приводит к гринвошингу, когда компании только притворяются «зелеными». Некоторые делают это умышленно, но многие искренне не понимают, как им быть по-настоящему «ответственными». У ESG нет четких критериев, а привлекать инвесторов и зарабатывать деньги надо. Именно поэтому существует запрос со стороны бизнеса на ясные и четкие правила. И это желание очень понятно: кажется, что критерии, которым уделяют больше внимания, выбираются чуть ли не случайно.

Часто оказывается, что в этом случайном подборе нет и понимания, как все на планете взаимосвязано: социальное, корпоративное и природное. И насколько в этой взаимосвязи важно признание разнообразия, того, что передается английским словом diversity. Вспомним историю со «ВкусВиллом», который показал лесбийскую семью в рекламе, а потом удалил — потому что это якобы не про их принципы. При этом они продолжают считать себя «нетоксичной» компанией.

Казалось бы, при чем тут ЛГБТ-повестка? Стоит понимать, что экологичность — это не только производство правильных натуральных продуктов. Она соотносится с обществом. Социальная часть оказывает огромное влияние на то, кто будет в совете директоров, как относятся к социальному и природному разнообразию. Связка «зелености» с принципом разнообразия очень важна, потому что решения по поводу того, как будет вести себя компания, принимают люди.

Интересно, насколько идея ESG оказывается связана с новой этикой, которая в том числе обращает особое внимание на признание разнообразия. Кажется, что именно поэтому так сложно придумать четкие правила для ESG-политик. Если ты видишь разнообразие, то сказать, какой параметр должен стать главным, и тем более придумать некую стандартизированную инструкцию для всех — очень сложно.

Я понимаю, что говорю о некой идеальной модели, которая могла бы показать всю взаимосвязанность живого и неживого на нашей планете, — и пока ни одна научная теория этого дать не может. К сожалению, каждый из нас обладает разными частями знания о планете, и они еще не складываются в общий пазл. Климатологи не всегда учитывают общество, говоря о планете. Мы, социальные исследователи, склонны к тому, чтобы больше думать о людях, но при этом не замечать природу. Бизнесмены думают о ВВП и экономическом росте. В итоге мы видим странные скачки, когда компанию, добывающую уголь, считают ответственной, а показывать лесбийскую семью, оказывается, — «неэкологично».

Поможет ли внедрение критериев ESG в России бороться с изменением климата

Прогнозы пока пессимистичные. Чаще всего, когда мы пытаемся внедрить у себя международные принципы, это приводит к имитации и фиктивному исполнению критериев. Нередко — к авралам и бюрократической штурмовщине. В этом плане российский бизнес оказался в сложной ситуации. Не все предприниматели занимались до этого корпоративным и социальным управлением в достаточном объеме, а теперь им еще навязывают экологию. В итоге во всем мире говорят про карбоновые налоги и перестраивают производство, а в России ищут способы на бумаге доказать, что в стране поглощается больше CO2, чем выделяется. Или кидаются улучшать социальные показатели, не обращая внимания на другие критерии ESG.

Вопрос с корпоративным и социальным критериями за границей решался давно. И сейчас, когда зарубежные коллеги встраивают в работу бизнеса заботу об экологии (букву E), у них получается лучше, чем у нас: в отчетах Еврокомиссии, например, заметно понимание взаимосвязанности всех процессов. Зная же историю взаимодействия российского бизнеса и государства, можно предположить, что компании будут просто мимикрировать под ситуацию — имитировать показатели ESG или выполнять их выборочно. Поэтому, как кажется, без целенаправленного участия государства ничего сделано не будет. При этом должна быть некая централизованная стратегия и политика, осуществляемая не карательными мерами, поскольку мы знаем, что в российском контексте они не работают.

Во всей истории с ESG меня особенно беспокоит разрыв между учеными, изучающими планету, с одной стороны, и стейкхолдерами и предпринимателями — с другой. Но построить диалог между ними возможно.

Для этого нужно интегрировать научное знание в публичную сферу, привнести в бизнес понимание взаимосвязанности всех критериев ESG. Возможно, нужна революция сознания и принципиально иная картина мира, которая перевернет наше представление о планете. Подобно тому, как когда-то давно идеи Галилея изменили наше отношение к Солнцу.

И такие идеи есть — о взаимосвязи всего живого на Земле, о которой говорили Владимир Вернадский и Джеймс Лавлок, и о критической зоне — тонкой пленке жизни на нашей планете, исследованием которой занимаются сегодня ведущие ученые в мире.

В подготовке материала приняли участие Даниела Солодовник, Анастасия Палихова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
Выкуп без рисков Выкуп без рисков

На что стоит обратить внимание, приобретая сельхозземлю

Агроинвестор
Артем Ларин: «Игнорирование ESG может обернуться потерей рынка» Артем Ларин: «Игнорирование ESG может обернуться потерей рынка»

Что такое ESG-повестка, и как бизнесу внедрить ее в свои процессы?

РБК
Как войти в IT: лучшие советы для новичков Как войти в IT: лучшие советы для новичков

IT-сфера — одна из самых динамично развивающихся. Рост сохраняются даже в кризис

Популярная механика
Микроскопические свидетельства глобальных катастроф Микроскопические свидетельства глобальных катастроф

Кандидат физико-математических наук о том, как метеориты влияют на нашу судьбу

Наука и жизнь
Блан де блан Блан де блан

Ксения Собчак рассказала всю свою жизнь Ариану Романовскому

Tatler
Михаил Горбачев Михаил Горбачев

Правила жизни Михаила Горбачева

Esquire
5 самых перспективных методов продления жизни 5 самых перспективных методов продления жизни

Лучшие практики, которые позволяют увеличить продолжительность жизни

Популярная механика
С деньгами на выход С деньгами на выход

Как основателю стартапа привлечь инвестора с максимальной выгодой

РБК
«Лимон немного облегчал страдания». Специалисты рассказывают, какой российский коньяк не страшно пить «Лимон немного облегчал страдания». Специалисты рассказывают, какой российский коньяк не страшно пить

Почему почти весь отечественный коньяк не выдерживает конкуренции с французами

СНОБ
Цифровые дороги: кто и зачем делает трассы умными Цифровые дороги: кто и зачем делает трассы умными

Мы живем в эпоху цифровых двойников. У современных дорог они тоже есть

Популярная механика
«Когда геоданные попадают на рынок, их можно перепродавать бесконечно»: как устроен рынок сведений о местоположении «Когда геоданные попадают на рынок, их можно перепродавать бесконечно»: как устроен рынок сведений о местоположении

Как информация попадает в сеть, где она продаётся и кто её покупает

VC.RU
Почему в день рождения принято есть торт Почему в день рождения принято есть торт

Как торт со свечами на день рождения стал неотъемлемой частью культуры

Популярная механика
«У Blue Origin много денег, но она мало что делает»: как компания хотела исправить свои ошибки и учиться у SpaceX «У Blue Origin много денег, но она мало что делает»: как компания хотела исправить свои ошибки и учиться у SpaceX

Как нелегко приходится Blue Origin в борьбе за лидерство с SpaceX

VC.RU
Стрекозы преодолели Индийский океан благодаря попутным ветрам Стрекозы преодолели Индийский океан благодаря попутным ветрам

Рыжие бродяжки мигрируют без остановок более чем на 2000 километров

N+1
5 женских поступков, после которых стоит прекращать отношения: мнение мужчин 5 женских поступков, после которых стоит прекращать отношения: мнение мужчин

Что может стать барьером на пути построения отношений?

Psychologies
Еще 10 фильмов, изображающих Россию в самом неприглядном свете Еще 10 фильмов, изображающих Россию в самом неприглядном свете

Кино про российскую действительность, от которой хочется схватиться за голову

Maxim
«Нельзя спрашивать у клиентов, что им нужно». Что говорил о бизнесе Стив Джобс «Нельзя спрашивать у клиентов, что им нужно». Что говорил о бизнесе Стив Джобс

Самые яркие высказывания Джобса о своих деловых принципах

Inc.
Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая Кольцо американской «безопасности» вокруг Китая

Новый плацдарм для военных амбиций Вашингтона

Эксперт
Тяжелая доля миллионера: сериалы о богачах, которым не позавидуешь! Тяжелая доля миллионера: сериалы о богачах, которым не позавидуешь!

В честь выхода третьего сезона «Наследников»: сериалы о страдающих миллионерах

Cosmopolitan
Больше не хочу краситься! Как вернуть натуральный цвет волос — мнение колориста Больше не хочу краситься! Как вернуть натуральный цвет волос — мнение колориста

Как вернуть свой цвет волос

VOICE
Жизнь в зоне смерти Жизнь в зоне смерти

Британец Кентон Кул стал первым человеком, которому покорилась "Тройная корона"

Men’s Health
Операция Х. Первый танковый бой в истории РККА: Т-26 против итальянских огнеметных танкеток Операция Х. Первый танковый бой в истории РККА: Т-26 против итальянских огнеметных танкеток

Первый танковый бой: все пошло не так с самого начала...

Maxim
Российская адаптация. Что это и для чего нужно? Российская адаптация. Что это и для чего нужно?

Сегодня мы поговорим о региональной адаптации. Что это и зачем нужно?

4x4 Club
Культурные коды экономики: как холодная зима, язык и маскулинность влияют на страну Культурные коды экономики: как холодная зима, язык и маскулинность влияют на страну

Как формируются индивидуальные черты наций и при чем здесь холодные зимы

Forbes
«День, когда я решила уволиться» «День, когда я решила уволиться»

Ответственность — прекрасное качества, но что, если оно слишком давят?

Psychologies
Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр

Стоит ли избавляться от автомобильного катализатора, какие плюсы и в чем подвох?

РБК
Темные башни зашатались Темные башни зашатались

Citadel и подобные крупные игроки рынка акцией попали в фокус внимания SEC

Эксперт
«Нелюбимы и одиноки»: что не так с мужчинами, мечтающими о дауншифтинге «Нелюбимы и одиноки»: что не так с мужчинами, мечтающими о дауншифтинге

Топ-менеджеры мечтают об экзотических профессиях, но опасаются реакции супруг

Cosmopolitan
Физики восстановили потерянную квантовую информацию о динамике молекулы азота Физики восстановили потерянную квантовую информацию о динамике молекулы азота

Физики предложили метод обработки данных о сверхбыстрой дифракции электронов

N+1
Открыть в приложении