Выпускники операторского факультета ВГИКа рассуждают о профессии, учебе и кино

СНОБРепортаж

Камерное исполнение

Записал ~ Сергей Алещенок

Никита Кармен в портовом городке Дун-Лэаре в Ирландии.

Столетие ВГИКа практически совпало с выходом сотого номера «Сноба». Мы решили отметить это неожиданное пересечение столь же неожиданным предложением, обращенным к выпускникам операторского факультета легендарного института. По нашей просьбе шесть молодых операторов встали по другую сторону камеры и сделали собственные портреты. А потом порассуждали о профессии, учебе и отечественном кино.

Никита Кармен

24 года
Окончил ВГИК в 2018 году
Избранные работы: к/ф «Моя весна» (реж. а. Цой), к/ф «Лучшее... от первого лица» (реж. а. Цой; Гран-при фестиваля «Киношок-2017»), к/ф «Удушье» (реж. Н. марсакова), д/ф «анатолий Крупнов. Он был» (реж. Д. иванкова; Приз зрительских симпатий ММКФ-2019)

Про выбор

Многие считают, что у меня просто не было другого выбора, кроме камеры, потому что и прадед, и оба деда, и отец – все кинооператоры. Да и мама – режиссер-документалист. Но на самом деле выбор был! При том что вырос в киношной семье, я не был ребенком площадки и впервые попал на нее чуть ли не в институте. Смешно об этом вспоминать, но фотографировать я начал, чтобы не ходить на математику: в школе, если снимаешь разные школьные мероприятия, тебя отпускают с уроков. Так вот и увлекся! Пошел на курсы фотографии, потом на подготовительные курсы во ВГИК. Больше всего меня там зацепило сочетание искусства и технологии. Ну и люди вокруг были действительно особенными – и ребята, и преподаватели. Потом, когда я уже поступил во ВГИК, мне повезло попасть в мастерскую Игоря Семеновича Клебанова.

Про удачу

Я считаю огромной своей удачей во ВГИКе встречу с Сашей Цоем, актером и режиссером. Мы с ним начали со студенческих упражнений и дошли сейчас до полнометражной картины, которая к декабрю, я надеюсь, будет полностью закончена. Сначала мы делали маленькие одноминутные фильмы. Потом сняли 17-минутный однокадровый фильм «Лучшее… от первого лица», который стал и его, и моим дипломом. Мы шли вместе от малого к бóльшему, от сегментов историй к большому рассказу. И все наши с Сашей фильмы сейчас можно прочесть как этюды к нынешнему полнометражному фильму с рабочим названием «Когда она приходит». Нам хочется, чтобы в этом фильме сработал эффект послевкусия, пролонгированного действия. Вместе с Сашей и художником-постановщиком фильма Денисом Токаревым, хорошо чувствующим пластику экрана, мы пытались сделать кадры «многослойными»: за движением сюжета и игрой актеров старались не упустить кинодвижение.

Про Дублин

Мне хотелось бы снимать самое разное кино и не только в России. Для начала я решил продолжить кинообразование. В Европе. Так что сейчас я учусь в Дублине. Самое большое отличие от классического вгиковского образования – в основном посыле всех занятий и лекций: оператор должен мыслить как режиссер, должен снимать не просто «красиво», он обязан думать про драматургию изображения. Во ВГИКе мы, конечно, тоже об этом говорили, но не так много.

Про красоту, актрису и аргументы

Для оператора важно искать новый подход к каждой своей работе, не становиться заложником уже найденных решений и, конечно же, найти единомышленников, с которыми интересно и жить, и работать. В 1950-е, в эпоху звезд, именно актриса могла сказать продюсеру: буду работать только с НИМ, потому что ей нравилось, как он ее снимает. Сейчас красота перестала быть непреложным аргументом в выборе оператора. Стилистика, манера, почерк, гибкость, визуализация настроений – вот чего ждет от операторов режиссер.

Антон Миронович

26 лет
Окончил ВГИК в 2019 году
Избранные работы: х/ф «Русская смерть. Часть 2» (реж. В. мирзоев), к/м «Мятежный» (реж. Е. Цыганов), к/м «Девочка и дерево желаний» (реж. а. Лупашко), к/м «Старик и муха» (реж. П. Сеплярский)

Про счастье

Я счастлив, когда много работаю. Несколько рекламных проектов одновременно плюс сложные творческие съемки равно три часа сна в сутки и – ощущение тотального счастья. Ловлю свой дзен в этом сумасшествии. Наверное, смогу сказать, что моя профессиональная жизнь удалась, если за год у меня будет один выходной. Я готов к этому и морально, и физически.

Про конкурентное преимущество

Когда я снимал первые коммерческие ролики, то после смены собирал опергруппу и просил каждого прокомментировать, что я плохо объяснил, где нечетко дал установку. Чем яснее и доходчивее ставишь задачу, тем выше КПД твоего цеха и изображение получается ближе к твоей задумке. Собственно, конкурентное преимущество профессионального оператора по сравнению, например, с видеографом заключается в умении управлять большой группой и решать сложнопостановочные задачи.

Про режиссера

Думаю, главное желание оператора в России – встретить вдумчивого режиссера. И хороший сценарий. Практически невозможно найти пример, когда картину хорошо принимают только потому, что она отлично снята, а сценарий и режиссура при этом плохие. Зато обратных примеров достаточно.

Про летчиков

Вообще я не собирался становиться оператором, хотел быть военным летчиком, как отец. Он рано ушел – мне было шесть, – но успел заразить меня небом. Я собирался поступать в летное училище, но у меня плохо со зрением. Стал думать об операции, даже заработал на нее денег, но врачи сказали, что со «сделанным» зрением меня все равно не возьмут. Это было полным крушением моих планов на жизнь, и нужно было срочно с нуля решать, чем же теперь заниматься. Я всегда увлекался фотографией (кстати, первый фотоаппарат дал мне в руки отец) и решил поискать что-то в этом направлении. Поступил на режиссерский факультет в «кулек», Институт культуры, посчитав, что там будет возможность попробовать разные специальности, так в итоге и вышло. Ужасное место, но там я понял, что мне нравится снимать, причем именно постановочные вещи. Решил идти на операторский. Во ВГИК я поступил с третьего раза, параллельно учась в «кульке», так что у меня неоконченное высшее по режиссуре.

Про надежду русского кино

Хочется, чтобы в России развивалось независимое от господдержки кино. Пока с этим сложно. Хотя в целом в случае с нашим кино пациент скорее жив, чем мертв. Конечно, проблем много, и быстро они не уйдут, но я, например, вижу просвет в том, что рекламные продакшены начинают приходить в кинопроизводство. Мы наблюдаем тот же процесс, что и в Европе, где компании, специализировавшиеся только на рекламе, вырастая, начинают делать кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неореализм Неореализм

Киану Ривз, человек в Голливуде, который нравится абсолютно всем

Esquire
10 самых щедрых компаний России. Рейтинг Forbes 10 самых щедрых компаний России. Рейтинг Forbes

Рейтинг лучших работодателей по двум параметрам — зарплата и соцобеспечение

Forbes
Словарь Горона Словарь Горона

Очерк Катерины Кузнецовой о талантливом поэте Евгении Гороне

СНОБ
Любовь, склероз и проверка соискателей: как работают частные детективы в России Любовь, склероз и проверка соискателей: как работают частные детективы в России

У частных сыщиков нет особых прав — сплошные обязанности

РБК
Александр Паль: Испытание верностью Александр Паль: Испытание верностью

Александр Паль – новый русский, в котором каждый сегодня узнает «своего»

СНОБ
Секс по дружбе — всегда плохая идея? Секс по дружбе — всегда плохая идея?

Все мы понимаем, что такие отношения непредсказуемы и часто чреваты проблемами

Psychologies
Андрей Вознесенский: «Я был зациклен тогда на Жаклин» Андрей Вознесенский: «Я был зациклен тогда на Жаклин»

Отрывки из книги «Поэт и леди» о Жаклин Кеннеди-Онассис и Андрее Вознесенском

СНОБ
Как понять, что девушка собралась тебе изменить? 7 фраз, на которые стоит обратить внимание Как понять, что девушка собралась тебе изменить? 7 фраз, на которые стоит обратить внимание

Эти фразы могут быть тревожными знаками. А могут и не быть.

Playboy
Диана Вишнёва: Матч в контексте Диана Вишнёва: Матч в контексте

Очерк Сергея Николаевича о Диане Вишнёвой, балерине Мариинского театра

СНОБ
От «Паразитов» до «Лобстера»: 10 главных фильмов о (не)справедливости От «Паразитов» до «Лобстера»: 10 главных фильмов о (не)справедливости

Самая справедливая подборка фильмов от Forbes Life

Forbes
Жан-Поль Готье: Танцуют все! Жан-Поль Готье: Танцуют все!

Интервью Сергея Николаевича с великим модельером Жан-Полем Готье

СНОБ
«В 90-е было легче»: как оценивают изменения в российском бизнесе миллениалы и бумеры «В 90-е было легче»: как оценивают изменения в российском бизнесе миллениалы и бумеры

В 90-е годы бизнесмены боялись бандитов, сейчас — государство

Forbes
Дело Дело

Отрывки из книг Кирилла Серебренникова и Алексея Малобродского

СНОБ
Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой» Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой»

Тимоти Шаламе – о взрослении, актерских принципах и ностальгии

Cosmopolitan
6 легких практик для радости 6 легких практик для радости

Когда мы заботимся о себе, настроение повышается

Psychologies
Как я перенесла инсульт в 24 года: откровенный рассказ от первого лица Как я перенесла инсульт в 24 года: откровенный рассказ от первого лица

Всё чаще нарушение мозгового кровообращения происходит до 50 лет

Cosmopolitan
Критическое масло Критическое масло

Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само?

Maxim
Кошмары снятся, чтобы нам помочь Кошмары снятся, чтобы нам помочь

Дурные сны могут оказаться надежными проводниками к свету

Psychologies
Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
Новый вызов для поколения миллениалов Новый вызов для поколения миллениалов

Зачастую дети, родившиеся в нашем веке, не способны к самостоятельным решениям

СНОБ
Гонка супергероев Гонка супергероев

Мэтт Деймон и Кристиан Бейл не могут жить без приключений

GQ
Анна Бернс: Молочник. Отрывок из книги Анна Бернс: Молочник. Отрывок из книги

Первая глава новой книги Анны Бернс «Молочник»

СНОБ
Засекреченные уголовники. Почему следователи отказывают Голунову в ознакомлении с его делом Засекреченные уголовники. Почему следователи отказывают Голунову в ознакомлении с его делом

В суде разбирают жалобу Ивана Голунова на бездействие Следственного комитета

СНОБ
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
«С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов «С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов

Интервью с Михаил Кучментом — один из самых ярких бизнесменов России

Forbes
Как нас будут кормить и развлекать. О чем говорили на ресторанном форуме «Начало» Как нас будут кормить и развлекать. О чем говорили на ресторанном форуме «Начало»

Будущее ресторанного дела в городе

СНОБ
Чтение выходного дня: отрывок из новой книги экономиста Адама Туза о том, как десятилетие экономических кризисов сделало наш мир таким, какой он есть Чтение выходного дня: отрывок из новой книги экономиста Адама Туза о том, как десятилетие экономических кризисов сделало наш мир таким, какой он есть

Как экономические кризисы изменили наш мир и при чем тут Трамп

Esquire
Вершина класса Вершина класса

Тест-драйв Volkswagen Golf

Популярная механика
Какой Volvo лучше: универсал V60 Cross Country или седан S60? Какой Volvo лучше: универсал V60 Cross Country или седан S60?

Почему Volvo ограничит скорость своих автомобилей на отметке 180 км/ч

GQ
15 мыслей Джей Джей Абрамса 15 мыслей Джей Джей Абрамса

Джей Джей Абрамс о том, как чудом не отказался от главного проекта в карьере

GQ
Открыть в приложении