Потребительские компании пересматривают свои программы лояльности для клиентов

ЭкспертБизнес

Лояльность под вопросом

Потребительские компании пересматривают свои программы лояльности для клиентов, а IT-разработчики готовы предложить новые продукты, глубоко анализирующие поведение покупателей. Пока компании склоняются к варианту индивидуальной раздачи скидок и привилегий

Екатерина Новикова

Фото: Imago/Martin Wagner

Российский потребитель до крайней степени избалован программами лояльности. По оценкам, до 40% посетителей розничных магазинов покупают товары только по акции или со скидками. В последние два месяца покупатели на фоне ажиотажного спроса и роста цен решили по максимуму монетизировать свои «бонусные достижения». Так, одна из крупных по охвату (более 56 млн участников) банковских программ лояльности «СберСпасибо» недавно сообщила о росте популярности списания бонусов с начала 2022 года. За период с 1 января по 15 марта пользователи программы списали 13 млрд бонусов, на 5 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сегодня перед потребительскими компаниями и розницей, в частности, стоит задача сдерживать рост цен, а значит, пространство для скидок и акций сильно сузилось. Кроме того, люди стали тщательнее подходить к распределению своего бюджета, массовый маркетинг перестал работать из-за существенного уменьшения числа площадок для рекламы, сокращения социального маркетинга, прежде всего в соцсетях Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России), а также геополитической ситуации.

Компании все чаще говорят о новой клиентоориентированности, персональном подходе к покупателю, эмоциональном воздействии. Уже сегодня разработчики современных программ лояльности заявляют об инновационных решениях. Это и индивидуальное обращение с конкретным предложением через различные каналы связи, и обращение через мобильный телефон по геолокации, и даже косвенно связанные с торговлей оповещения — например, о погодных изменениях, с предложением купить соответствующий погоде продукт.

Пока компании экспериментируют с новыми формами программ лояльности, и на первый взгляд не в пользу потребителя. Однако, возможно, после перестройки бизнес-процессов в связи с новой экономической реальностью вопрос привлечения и удержания клиента вновь выйдет на первый план.

Два процента от оборота на лояльность

«Для бизнеса программа лояльности — это система поощрений, которая нацелена на удержание покупателей и повышение прибыли через увеличение среднего чека и частоты покупок. Привлечение нового клиента обходится бизнесу в семь–десять раз дороже, чем удержание старого», — отметила руководитель отдела продаж приложения «Кошелек» Наталья Бочарова.

До недавнего времени скидки и снижение цен были главным инструментом привлечения покупателей, причем во всех сегментах розничного рынка. И пока нет оснований думать, что в ближайшее время это как-то изменится. О том, что скидки и акции негативно влияют на прибыльность торговли, розничные сети говорят давно, и за последние годы наметился некий отход от стратегии распродаж в пользу развития бонусных программ, введения накопительных скидок — своего рода отсроченных кешбэков, партнерских программ и т. д. Например, в марте прошлого года сеть «Лента» перезапустила свою программу лояльности. Обновленная программа дает расширенные преимущества покупателям, которые могут не только получать стандартную пятипроцентную скидку с покупки, но и участвовать в акциях, получать персональные скидки, бонусные баллы за покупки и уникальные предложения от партнеров «Ленты». За три месяца с момента перезапуска в новой программе лояльности зарегистрировались более 8 млн покупателей. «Лента» достигла рекордного значения проникновения клиентов с картами — 98,4%.

Фото: TASS

Сегодня финансовые условия для бизнеса стали еще жестче: покупательная способность снижается, цены на товары значительно выросли, а на некоторые есть ценовые ограничения; рынки после ажиотажного всплеска покупок в феврале–марте начали остывать — об уменьшении продаж в последние недели сообщают как традиционные, так и интернет-магазины. По мнению Натальи Бочаровой, 70% потребителей будут продолжать ориентироваться на товары по акциям и скидкам, 68% — на более дешевые товары и на собственные торговые марки, которые дешевле привычных. Не случайно сегодня набирают популярность приложения (например, «Едадил», Frendi и многие другие), которые позволяют отслеживать цены и скидки на один и тот же товар в ближайших магазинах, и вместо того, чтобы обойти их все в поисках более дешевого товара, покупатель идет сразу в нужный магазин.

Пока большинство потребительских компаний не отказываются от своих программ лояльности, но частично перестраивают их, увы, не в пользу потребителей — бизнесу нужны средства на оптимизацию производственных и инфраструктурных процессов в новых условиях. То есть, грубо говоря, пока не до потребителя. Например, несколько сетевых розничных магазинов («Пятерочка», «Перекресток», «О’Кей») столкнулись с необходимостью перейти с иностранного программного обеспечения на российское в связи с геополитической ситуацией. В последние месяцы компании активно занимались защитой данных клиентов с программами лояльности и стабилизацией работы этих программ вместо их усовершенствования.

На сайте компании «ВкусВилл» появилась информация о том, что изменения в программе лояльности помогут оптимизировать расходы в текущий сложный период. В магазинах убрали программу «Я в магазине (шесть товаров со скидкой)», убрали скидки на некоторые категории товаров (овощи, фрукты, ягоды, грибы, зелень, мясо, птица, охлажденные полуфабрикаты, яйцо) и изменили условия покупки товаров из категории «Любимый продукт». Было заявлено о приостановке рекламной активности компании. Изменения в программе лояльности вызвали поток недовольных комментариев со стороны покупателей. Клиенты сети открыто заявили о смещении приоритетов компании на внутренние текущие задачи в ущерб налаживанию контакта с покупателями.

Однако не только внутренними проблемами ретейлеров вызвана перестройка программ лояльности. «Очень часто ретейлеры составляли программы под конкретные бренды, и существенную часть затрат нес производитель. Сейчас многие производители товаров повседневного спроса объявили о прекращении инвестиций в рекламу, а ретейлеры не могут взять эту часть расходов на себя ввиду экономической нецелесообразности — и в связи с этим сокращают свои программы», — объясняет генеральный директор IGPA Consult Ирина Дудкина.

По оценкам специалистов, затраты для бизнеса на программы лояльности составляют порядка 0,5–2% от оборота. Судить об их эффективности сложно — пока компании не делились своими оценками (если они вообще оценивают этот показатель). Однако именно на повышение эффективности в ближайшее время будут направлены новые программы лояльности, которые сегодня становятся более персонифицированными. Например, сеть фитнес-клубов «ФизКульт» решила уйти от традиционных бонусов для всех — теперь бонусы зачисляются, только если клиент регулярно посещает клуб. Постоянное посещение влияет на статус клиента и дает право на скидку.

Сеть магазинов «Слата» (крупнейшая торговая сеть Сибири и Дальнего Востока) обновила приложение, повысив кешбэк на любимые (часто покупаемые) продукты; также в приложении доступны сбор виртуальных фишек для накопительных акций, создание интерактивного списка покупок, анализ покупок и другие полезные функции. В компании заявили, что продолжат расширять программу лояльности в сторону персонализированных предложений для конкретного покупателя (в том числе с учетом его истории покупок), геймификации общения с клиентом, а также индивидуальных предложений. Кроме того, благодаря приложению компания смогла отказаться от бумажных чеков.

Сеть Burger King перешла от единого кешбэка для всех покупателей к персональным предложениям для узких категорий клиентов, например тех, кто ничего не покупал две недели подряд. В банке «Тинькофф» появились персонализированные скидки: например, если пользователь тратит средства на платформе Steam, ему открывается доступ к скидкам на игры, другие же пользователи не видят эту категорию.

«Раздача скидок всем — это лишние расходы: возможно, клиент купил бы товар и без дополнительного стимулирования, а бизнес просто дарит часть маржи. Именно поэтому все больше компаний отказываются от массовых скидок в пользу персональных предложений. Например, раньше у “Додопиццы” был постоянный кешбэк в виде додо-рублей. Во время пандемии он исчез — появились персональные предложения, например скидки 300 рублей на чек от 999 для клиентов, давно не делавших покупки», — отметил глава отдела маркетинга платформы Mindbox Филипп Вольнов.

Приложения, которые позволяют отслеживать цены и скидки, набирают популярность

Генеральный директор программы лояльности «СберСпасибо» Андрей Писарев считает, что главный тренд сегодня — переход от прямого получения скидок к различным взаимодействиям с бонусной валютой.

«В нашем случае бонусы можно копить, переводить, обменивать на скидки у партнеров — это полноценный инструмент выгодных покупок для клиентов. При этом максимальную выгоду от бонусных программ получают наиболее вовлеченные клиенты», — пояснил г-н Писарев.

Очевидно, что от массовых беспорядочных скидок, накопления долгосрочных бонусов и прочего в том же духе компании будут уходить. И не только потому, что нужно оптимизировать затраты: старые схемы с начислением баллов уже не привлекают и самих покупателей. По словам коммерческого директора мобильного приложения «Город» Артура Альберта, пользователи хотят управлять лояльностью по своему усмотрению — например, самостоятельно выбирать вознаграждение, определять инструменты и механику накопления и решать, как распорядиться этими ресурсами. Накопив бонусы на покупке продуктов, человек хочет потратить их на путешествия или пожертвовать на благотворительность. «Пользователям удобно получать максимальный кешбэк, при котором один бонус равен одному рублю, или чтобы кешбэк начислялся сразу в рублевом эквиваленте. Человеку важно иметь то, ради чего он регистрировался в программе лояльности. Если ожидания не оправдываются или появляются дополнительные условия, он уходит», — считает г-н Альберт.

Игра в привилегии

На волне грядущих преобразований оживились IT-компании, которые готовы предложить потребительским компаниям программы персонализированного подхода к клиентам. И речь идет не об уже набивших оскомину рассылках для клиентов по базам данных, а о более тщательном анализе покупок каждого клиента и отслеживании его поведения.

Например, по словам разработчиков, человек идет по улице, а определенные компании, ловя его геолокацию, отправляют ему на мобильный телефон сообщение о недавно появившемся продукте или услуге, которые доступны поблизости, предложение попробовать что-то новое, зайти в магазин, в котором он раньше не был, и т. д. Или, например, предлагается купить зонт в доступной локации, так как к вечеру должен пойти дождь.

«Сегодня активнее будут использоваться искусственный интеллект, машинное обучение, предиктивные модели, с помощью которых можно создавать персонализированное предложение на основании пользовательского поведения», — говорит Артур Альберт.

Пока такие предложения вызывают сомнения как у потребителей, так и у компаний, которые склоняются к более мягким методам «атаки», используя машинные алгоритмы. «Маркетолог может вручную создавать 10–15 предложений по скидкам в месяц, — говорит г-н Вольнов из Mindbox. — Если речь идет о сотнях или даже тысячах скидочных программ, в дело вступают алгоритмы, которые определяют наиболее подходящее предложение для клиента на основе истории его покупок или похожести на других клиентов — автоматически, без привлечения специалиста. Маркетинг лишь задает бизнесовые ограничения: максимально возможный размер скидки и товары-исключения».

Конечно, программам лояльности, основанным на искусственном интеллекте, потребуется какое-то время на сбор ретроспективных данных.

«Для более эффективной коммуникации с клиентом нужна история с предложением товаров по интересам, поэтому программы лояльности нового типа собирают не просто данные о количестве баллов, но разбивают покупки клиентов по товарным группам для последующего анализа и выдачи максимально релевантных предложений», — рассказал менеджер категории «Лояльность и коммуникации с клиентом» IT-компании «Эвотор» Дмитрий Шевчук.

Одним из новых способов взаимодействия с потребителем становится геймификация получения дополнительных бонусов от магазина, что привносит некий эмоциональный аспект в отношения с клиентами. Покупатель не только делает покупки с выгодой, но и развлекается. Такую практику в последнее время использует компания X5 Retail group. «Геймификация для брендов — это дополнительный канал привлечения трафика. Компании могут рассказать о новых акциях и предложениях в увлекательной и ненавязчивой форме, а взамен получить лояльного клиента», — поясняет Андрей Писарев. В частности, у молодежи сложные бонусные системы в программах лояльности вызывают азарт, однако широко эта практика вряд ли может применяться.

Большинство потребительских компаний пока изучают возможности новых ITрешений для поддержания лояльности. Основные риски их внедрения связаны с серьезными дополнительными затратами на IT-инфраструктуру и большой вероятностью переборщить с контролем потребителя, вызвать его недовольство и вместо обретения лояльности потерять клиента навсегда.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
Кто из выходцев из России и СССР стал миллиардером за рубежом Кто из выходцев из России и СССР стал миллиардером за рубежом

Миллиардеры: выходцы из России и потомки иммигрантов из СССР

Forbes
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Ступай и греши! 7 смертных грехов как залог счастливой жизни Ступай и греши! 7 смертных грехов как залог счастливой жизни

Как правильно грешить, чтобы быть счастливым?

VOICE
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Краткая история немецкого искусства XX века Краткая история немецкого искусства XX века

Судьбы трех выдающихся немецких скульпторов XX века сложились по-разному

Weekend
Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная Валюта БРИКС пока теория. Но перспективная

Вместо общей валюты страны БРИКС продвигают свои собственные

Эксперт
Нью-йоркская история: почему «Энни Холл» Вуди Аллена — одна из самых умных романтических комедий в истории американского кино Нью-йоркская история: почему «Энни Холл» Вуди Аллена — одна из самых умных романтических комедий в истории американского кино

Чем «Энни Холл» так необычна на фоне классических романтических комедий

Esquire
Самолет комсомольцев Самолет комсомольцев

Уникальный авиационный проект, созданный комсомольцами и на деньги комсомола

Популярная механика
«Десять уравнений, которые правят миром» «Десять уравнений, которые правят миром»

Отрывок из книги Дэвида Самптера «Десять уравнений, которые правят миром»

N+1
Ой, всё: почему США признали потолок цен на нефть бесполезным Ой, всё: почему США признали потолок цен на нефть бесполезным

Российский нефтегаз показал чудо адаптации к санкциям

Монокль
Мир, в котором мы живем: как данные могут спасти человечество Мир, в котором мы живем: как данные могут спасти человечество

Дата-грамотность — ключевой навык сегодняшнего дня

Вокруг света
Как кошке сбросить вес: вот как вы можете помочь питомцу похудеть Как кошке сбросить вес: вот как вы можете помочь питомцу похудеть

Толстые котики — это мило, но и им надо худеть

Популярная механика
Весеннее обострение: почему мы испытываем странные чувства? Весеннее обострение: почему мы испытываем странные чувства?

Истинные причины нахлынувшей по весне тревоги. Почему так бывает?

Psychologies
Выкинь это немедленно Выкинь это немедленно

14 вещей, от которых нужно избавиться, чтобы сохранить здоровье

Лиза
Испытание на прочность: как руководитель может поддержать команду в кризисные времена Испытание на прочность: как руководитель может поддержать команду в кризисные времена

Как работать с командой в условиях кризиса?

Forbes
Чистота в доме: 10 способов сократить количество пыли, которые многие игнорируют Чистота в доме: 10 способов сократить количество пыли, которые многие игнорируют

Вы регулярно убираете, а пыль все равно лежит слоями?

Популярная механика
Полное лицо: можно ли исправить и как это правильно сделать Полное лицо: можно ли исправить и как это правильно сделать

Существует много способов сделать лицо более худым

РБК
Станет хуже: 5 вещей, которые опасно делать при повышенном давлении Станет хуже: 5 вещей, которые опасно делать при повышенном давлении

Если у тебя поднялось давление, то важно не усугублять свое состояние

Cosmopolitan
Отрывок из книги Стивена Кинга «Билли Саммерс» Отрывок из книги Стивена Кинга «Билли Саммерс»

Отрывок из нуарного детектива Стивена Кинга «Билли Саммерс»

СНОБ
Перед жертвоприношением на вулкане инки дали детям коку и аяуаску Перед жертвоприношением на вулкане инки дали детям коку и аяуаску

Ученые провели токсикологический анализ останков, найденных в Перу

N+1
Почему жители бедных стран могут считать себя счастливыми и надо ли их разубеждать Почему жители бедных стран могут считать себя счастливыми и надо ли их разубеждать

Можем ли мы доверять мнениям людей о собственном счастье?

Forbes
Чего на Руси больше всего боялись девушки, только что вышедшие замуж Чего на Руси больше всего боялись девушки, только что вышедшие замуж

Девушка, покинувшая после свадьбы дом, понимала: в новой семье ее ждет опасность

Cosmopolitan
В каких продуктах больше всего скрытого сахара: бдительность не повредит В каких продуктах больше всего скрытого сахара: бдительность не повредит

В каких продуктах много «тайного» сахара

Популярная механика
Извилистая биография: почему древние искали источник разума в сердце Извилистая биография: почему древние искали источник разума в сердце

Как менялись наши представления о мозге

Вокруг света
Бесконечная жадность и нежелание развиваться — что не так с компанией Apple Бесконечная жадность и нежелание развиваться — что не так с компанией Apple

Есть много причин любить Apple, но причин ее ненавидеть не меньше

Maxim
Какой пылесос лучше: с мешком, с контейнером или с аквафильтром? Какой пылесос лучше: с мешком, с контейнером или с аквафильтром?

Какому типу пылесборника отдать предпочтение

CHIP
«Услышь меня!» «Услышь меня!»

Как сохранить мир с близкими, если у вас разные взгляды на жизнь

Лиза
Как общаться с близким человеком, который испытывает тревогу Как общаться с близким человеком, который испытывает тревогу

Чем помочь близкому, которого захлестнула тревога?

Psychologies
Вечный груз Вечный груз

Почему «Груз 200» Алексея Балабанова не может утратить актуальности

Weekend
Открыть в приложении