Запретное импортозамещение
Петербургская компания в несколько раз увеличивает объемы выпуска электронных модулей в расчете на рост спроса в связи с импортозамещением
«Нам сильно подфартило, когда вышло постановление правительства об импортозамещении в электронике. (имеется в виду постановление от 28 августа 2021 года о запрете на госзакупки импортных интегральных микросхем, компьютеров, серверов и проч. — “Эксперт”). Правительство стало делать реальные шаги по стимулированию отечественного производства. Я бы мог, наверное, уже и успокоиться, но хочется делать что-то для страны», — говорит председатель совета директоров компании — производителя электроники «Макро групп» Дмитрий Велеславов.
«Макро групп» начала контрактную сборку электроники еще в 2009 году, но серьезно увеличить масштабы бизнеса решилась только в 2020-м, когда и начались первые работы по расширению производства. Сейчас вместо одной линии по поверхностному монтажу электроники запускается пять, причем более производительных и точных.
Поверхностный монтаж — это монтаж на поверхности электронной печатной платы микросхем и других компонентов. «На входе у нас печатная плата, произведенная по нашей документации на немецких или азиатских заводах, а на выходе уже готовый электронный модуль», — объясняют в компании и говорят, что сборка из импортных компонентов электронных модулей по спецификации заказчика — это совершенно нормальная ситуация, позволяющая встать на одну ступеньку выше в импортозамещении электроники.
«Контрактники бывают разные: кто-то работает полностью на давальческом сырье, и это самый низкий уровень, — говорит Дмитрий Велеславов. — Кто-то сам закупает компоненты, как мы, но не выпускает конечный продукт». «Макро групп» сегодня производит сложные многослойные платы для серверного и телекоммуникационного оборудования (аппаратура для дата-центров) — это основная компетенция компании в области контрактного производства.
До 2009 года «Макро групп» была дистрибутором зарубежной электроники. «В какой-то момент один из наших ключевых заказчиков спросил меня, можем ли мы собрать для него материнскую плату, — вспоминает Велеславов. — А мы и не понимали, что это и как. Начали искать контрактников и, конечно, нашли парочку, но работать с ними было неудобно». К тому же маржа дистрибутора постепенно снижалась, и «Макро групп» начала сама оказывать заказчикам услуги по контрактному производству электроники, используя в закупках компонентов свой дистрибуторский опыт.
Добровольно-принудительно
В проект нового завода «Макро групп» пока вложено 600 млн рублей (270 млн рублей — заем от Фонда развития промышленности под один процент годовых, остальное — кредиты и собственные средства), а общий бюджет проекта обещают довести до миллиарда рублей. Оборудование закуплено в Германии, Японии и Южной Корее. Причем речь идет не только об автоматизированных линиях монтажа, но и об оборудовании новых рабочих мест для монтажников.
Теперь «Макро групп» сможет увеличить объемы производства до 500 тыс. единиц материнских плат в год, а также порядка пяти миллионов контроллеров «умных» счетчиков и десяти миллионов модулей памяти. Доля «Макро групп» на российском рынке контрактного производства электроники, по расчетам компании, должна будет вырасти с 2–5 до 10–15%. А сам рынок, как считают в «Макро групп», будет увеличиваться благодаря импортозамещению. Фактически, как отмечает Дмитрий Велеславов, правительство вынуждает системных интеграторов локализовывать производство плат в России путем прямых запретов на закупку иностранных электронных компонентов.
Больше чем контрактники
По самому пессимистичному сценарию «Макро групп» должна вернуть кредиты ФРП и банкам за пять-семь лет, говорит Дмитрий Велеславов, но рассчитывает он все же на три года. «Мы будем платить НДС и налог на зарплаты плюс вернем сам кредит — таким образом государство получит от нас вдвое больше, чем мы получили». В компании рассматривают и возможность поставок компонентов за рубеж. «Пока мы работаем только с Белоруссией и Казахстаном, но хотели бы попробовать свои силы и в Европе. Есть запросы из Германии. Конечно, нас там не ждут, но мы вполне могли бы конкурировать с контрактниками из Китая и Юго-Восточной Азии», — говорит Дмитрий Велеславов.
Допустим, на объемах закупок электронных компонентов китайские компании могут выигрывать до 20% снижения цены, рассуждает Велеславов, зато российская компания — до 30% за счет более дешевой рабочей силы, электроэнергии, логистики из-за близости к Евросоюзу.
С другой стороны, как отмечал на открытии завода «Макро ЕМС» его генеральный директор Дмитрий Семенов, до 90% в себестоимости электроники занимают компоненты, а монтаж — это только порядка пяти процентов, так что ключевой фактор для оптимизации себестоимости — это все-таки объемы закупок. И если у «Макро групп» пять линий монтажа, то на китайском производстве средней руки может работать до двадцати линий, говорит Дмитрий Велеславов.
Рентабельность контрактного производства электроники невелика — не более десяти процентов. Намного выгоднее выпуск своих продуктов: в этом случае рентабельность может достигать и 30%, утверждает предприниматель. В эту сторону и двигается «Макро групп», планируя развивать инжиниринговый центр и отдел разработки электроники. В планах выпуск твердотельных накопителей, «умных» камер и одноплатных компьютеров на отечественном процессоре. Кроме того, «Макро групп» надеется получить заказы на сборку электроники от автопроизводителей.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl