Высокий передел
Благодаря технологиям российский «Металлоинвест» смог существенно нарастить свою эффективность
Горно-металлургическую отрасль лихорадит: мировой спрос на сталь замедляется, ценовые индексы на железорудное сырье (ЖРС) и стальную продукцию идут вниз, бушуют торговые войны, растет количество протекционистских пошлин и ограничений.
Цены на железорудное сырье начали резко падать во второй половине года, и, по прогнозам аналитиков, останутся под давлением еще долго. Амплитуда колебания цен покажется крутой даже нефтяникам. Если летом мировые цены достигали пятилетнего максимума, то уже к ноябрю потеряли более трети. По прогнозу Deloitte, цена на железную руду в 2022 году останется на уровне конца 2018-го — 69 долларов за тонну. Кроме того, металлурги становятся все более требовательными к качеству железорудного сырья.
В металлургии есть и другой вектор: постоянное ужесточение экологических требований, сокращение устаревших китайских сталелитейных мощностей и рост доступности металлолома стимулируют развитие производства стали в электропечах. Эта технология позволяет сокращать выбросы в атмосферу при выплавке стали, но она требовательна к качеству сырья — металлолома.
Крупнейший производитель ЖРС в России, второй по запасам железной руды игрок в мире «Металлоинвест» еще в прошлом десятилетии уловил этот тренд и начал развивать производство высокосортной продукции. Компания последовательно увеличивает долю продукции с высоким переделом. Только за 2015–2018 годы доля переработанной железной руды на предприятиях «Металлоинвеста» выросла с 73 до 81%. Это означает, что основная масса в поставках железорудной продукции «Металлоинвеста» приходится на продукцию с высокой добавленной стоимостью — окатыши и горячебрикетированное железо (ГБЖ), а не на железорудный концентрат.
Цель компании — довести качество железорудного сырья до уровня лучших мировых стандартов, увеличить производство при снижении воздействия на окружающую среду, а также повысить эффективность. Для этого необходимо совершить технологический рывок: повысить содержание железа в концентрате и окатышах при уменьшении содержания диоксида кремния; а также увеличить содержание железа и углерода в ГБЖ.
Тихая революция
Переход на более качественный сортамент — процесс естественный. Концентрат по консистенции представляет собой порошок — его сложно транспортировать. «Металлоинвест» производит почти 40 млн тонн концентрата в год, но продает на рынке всего около 7,6 млн тонн. Основную часть концентрата компания перерабатывает сама — в окатыши. Их можно транспортировать, перегружать и хранить длительное время без разрушения.
ГБЖ — передовая продукция металлургии. Его получают путем прямого восстановления железа в окатышах. Окатыши поступают в печь, в которой происходят реакции восстановления железа под воздействием смеси оксида углерода с водородом. В горячем виде восстановленные окатыши поступают на валковые брикет-прессы, где происходит формирование брикетов при температуре прессуемого материала около 700 °С и под высоким давлением.
Процесс изготовления ГБЖ — самый экологичный на сегодня способ получения железа. В этом процессе отсутствуют выбросы, связанные с производством кокса, агломерата и чугуна, а также твердые отходы в виде шлака. В сравнении с производством чугуна энергозатраты на производство ГБЖ ниже на 35%, выбросы парниковых газов — на 60%.
По своему составу ГБЖ сходно с чугуном и используется в качестве добавки к металлолому при выплавке стали, но в отличие от металлолома практически не содержит сторонних примесей. Благодаря однородному составу ГБЖ произведенная с его использованием сталь отличается чистотой сплава. ГБЖ позволяет выплавлять сталь, необходимую для самых требовательных к ее качеству отраслей промышленности — автомобильной, метизной и подшипниковой.
Более 70% совокупного производства ГБЖ и других видов прямовосстановленного железа (ПВЖ) в мире приходится на пять стран — Индию, Иран, Саудовскую Аравию, Россию и Мексику. Однако основная часть этой продукции потребляется в рамках вертикально интегрированных производств. «Металлоинвест», единственный производитель ГБЖ в России и Европе, контролирует половину мирового товарного рынка этой продукции, отгружая клиентам около 4,5 млн тонн в год.
Схема производства железнорудной и металлургической продукции
Ограниченный экспорт
Руда залегает в десятках стран мира, однако число крупных игроков ограничено — это Бразилия, Австралия, Китай, Индия и Россия. На эти пять стран приходится 80% мирового производства ЖРС.
Основной рынок сбыта ЖРС сосредоточен в Китае, который построил отрасль черной металлургии циклопических размеров. Китай потребляет 58% мирового производства ЖРС — 1270 млн тонн в год. Свои потребности страна закрывает производством 204 млн тонн ЖРС, ввозом из Австралии (где производят 800 млн тонн ЖРС в год) и Бразилии (400 млн тонн в год). Из этого сырья, по данным World Steel Association, в Китае производится каждая вторая мировая тонна стали (всего мировое производство в 2018 году составило 1,809 млрд тонн). Второй по значимости игрок — Индия, где в прошлом году было произведено 106,5 млн тонн стали. Индийский рынок меньше китайского в девять раз. Из этих цифр видно, что Китай определяет конечный спрос и цены на сырье (см. графики 1 и 2).
Австралия и Бразилия — два основных поставщика железной руды
Основной потребитель железной руды — Китай
Россия ежегодно экспортирует 20–30 млн тонн ЖРС. То есть наша страна как мировой поставщик на порядок отстает от лидеров — Австралии и Бразилии. При этом Россия обладает самыми крупными в мире запасами железной руды, но она лишь пятая в мире по добыче. Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья различной степени переработки (см. график 3).
В России производится около 100 млн тонн ЖРС
Отечественные производители исторически работали на внутренний рынок, экспорт никогда не был в приоритете. Тому есть несколько причин. Первая — основные месторождения ЖРС были запущены еще в советское время под нужды конкретных металлургических предприятий. Сегодня большинство крупных игроков российского стального рынка — вертикально интегрированные компании, которые стремятся обеспечивать металлургическое производство собственным сырьем.
Вторая причина — бедность российских руд, по содержанию железа они недотягивают до лучших мировых аналогов, которые часто даже не нужно обогащать.
Третья причина — логистическая или географическая: везти дешевую железную руду из европейской части России в морские порты бессмысленно и дорого. Транзит и перевалка съедают всю прибыль. Таким образом, сама география и история диктуют необходимость делать ставку на высокомаржинальную железорудную продукцию.
Ставка на переделы
В 2006 году Лебединский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты (ГОКи), Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК) и «Уральская сталь» объединились в составе «Металлоинвеста». Сырьевая база «Металлоинвеста» представлена железными рудами Лебединского, Стойло-Лебединского и Михайловского месторождений Курской магнитной аномалии (КМА). Руду этих бассейнов добывают и перерабатывают Лебединский и Михайловский ГОКи. Металлургические производства (ОЭМК) и «Уральская сталь» сравнительно небольшие и потребляют значительно меньше ЖРС, чем производят ГОКи.
Поэтому компания — один из крупнейших в мире поставщиков товарной железорудной продукции. Чтобы успешно конкурировать с австралийцами и бразильцами, «Металлоинвесту» было необходимо создать максимально эффективное производство и продавать как можно более прибыльную продукцию, и для этого компания инвестировала в развитие миллиарды долларов.
Были введены в строй несколько производственных объектов, в том числе обжиговая машина № 3 на Михайловском ГОКе, второй цех по производству горячебрикетированного железа (ЦГБЖ-2) и третий комплекс горячебрикетированного железа (ГБЖ-3) — один из крупнейших в мире — на Лебединском ГОКе. На обогатительной фабрике Лебединского ГОКа была запущена технология тонкого грохочения Derrick, повысившая качество железорудного концентрата. Масштабные инвестиции в производство в предыдущие годы подготовили следующий этап: компания запустила комплексные программы развития.
«На всех комбинатах “Металлоинвеста” реализуются комплексные программы развития, нацеленные на улучшение качества продукции, эффективное и рациональное недропользование, повышение клиентоориентированности и сокращение воздействия на окружающую среду, — говорит директор по инвестициям УК “Металлоинвест” Наталья Грызанова. — Инвестиционные проекты Лебединского и Михайловского ГОКов позволят укрепить лидерство “Металлоинвеста” в производстве ГБЖ и железорудной продукции».
Цены на железную руду под давлением
Тонкий грохот открывает рынки
В сентябре этого года на Михайловском ГОКе запущена технология тонкого грохочения Derrick, которая позволяет увеличить содержание железа в концентрате. Уже в 2020 году на секциях с тонким грохочением будет произведено несколько миллионов тонн концентрата. Кроме того, сейчас идет строительство корпуса дообогащения концентрата. По планам, в 2022 году на Михайловском ГОКе будет производиться около 16,9 млн тонн высококачественного концентрата. Это даст возможность выпускать на Михайловском ГОКе окатыши, качество которых соответствует мировому уровню, при этом меняя их свойства под требования заказчиков. Для продукции комбината откроются новые рынки сбыта.
Так, в 2019 году комбинат отгрузил партии окатышей повышенной основности для компаний Arcelor Mittal и Nippon Steel, произведенных из смеси концентратов Михайловского и Лебединского ГОКов. «Для потребителей важны металлургические свойства окатышей, прочность, возможность транспортировки без потери качества и эффективность плавки, — рассказал главный металлург Михайловского ГОКа Сергей Пигарев. — Комбинат готов гибко адаптировать качественные характеристики выпускаемой продукции под запросы конкретных потребителей».
На Лебединском ГОКе, который уже производит лучший в России концентрат, планируется внедрить технологию флотации, чтобы еще больше повысить качество сырья. На комбинате также начата модернизация обжиговых машин, производящих окатыши. Планируется модернизация цеха горячебрикетированного железа № 1 и комплекса ГБЖ-3 с целью повышения содержания углерода и железа в ГБЖ до лучших мировых значений.
На обоих комбинатах строятся конвейерные комплексы по транспортировке руды из карьеров на обогатительные фабрики. Они позволят значительно сократить себестоимость производства концентрата за счет уменьшения используемого парка техники. В добычу и переработку будут также вовлечены освобожденные от транспортной схемы запасы железной руды.
Всего до 2025 года «Металлоинвест» планирует направить на развитие горнодобывающих комбинатов около миллиарда долларов. И эти инвестиции окупаются. Новейшие технологии позволят «Металлоинвесту» уверенно чувствовать себя на глобальном рынке, оставлять в России максимальную добавленную стоимость и создавать новые высококвалифицированные рабочие места.
Основа для премиальной стали
Несколько лет назад почти весь объем ГБЖ шел на экспорт. Однако постепенно продукт «распробовали» и российские потребители. Сейчас около 20% ГБЖ Лебединского ГОКа поставляется на внутренний рынок.
В этой продукции заинтересованы производители сложных и качественных сталей, например для подшипников или нефтегазовых труб. В ноябре в ходе «Металл-Экспо 2019» «Ме-таллоинвест» подписал новое соглашение с Трубной металлургической компанией (ТМК). Договор предусматривает поставки 240 тыс. тонн ГБЖ в 2020 году.
«ТМК была одним из первых ключевых клиентов “Металлоинвеста” в России, оценивших преимущества использования ГБЖ для производства высококачественной стали, — заявил заместитель генерального директора “Металлоинвеста” Назим Эфендиев. — Мы начали поставки ГБЖ на предприятия ТМК в 2015 году, и к концу текущего года суммарный объем поставок достигнет миллиона тонн. Новые соглашения по ГБЖ подтверждают высокую оценку качества нашей железорудной продукции, а также взаимное стремление “Металлоинвеста” и ТМК к расширению сотрудничества».
«Соглашения позволяют обеспечить предприятия ТМК стабильными поставками качественного сырья с предсказуемым ценообразованием, — рассказал заместитель генерального директора ТМК Сергей Марченко. — И в этом смысле сотрудничество с “Металлоинвестом” — это дополнительная гарантия того, что наша компания продолжит выпускать трубную продукцию высокого качества и со специальными характеристиками».
Фотографии предоставлены компанией «Металлоинвест», Итар-тасс/ Алексей Хаскин, Александр Рюмин/Тасс, Донат Сорокин/Тасс
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl