ВСМ как технологический взрыв

Сможем ли локализовать зарубежные технологии развития сети ВСМ?

ЭкспертHi-Tech

ВСМ как технологический взрыв

Инвентаризация имеющихся в России компетенций по реализации проектов ВСМ показывает лишь небольшое количество узких мест в технической стороне этого проекта. Даже в условиях санкций они не кажутся непреодолимыми. Но глубокую локализацию обеспечит лишь эффект масштаба

Андрей Виньков

Прокат 100-метрового рельса в рельсобалочном цехе АО «Евраз ЗСМК» в Новокузнецке

Наша страна как никогда близко подошла к моменту начала реализации обсуждаемых много лет проектов строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей. Встают закономерные вопросы: а сможем ли мы их «поднять»? Кто и как это будет строить? Где мы будем покупать или производить поезда, рельсы, машины и электронное оборудование для развития сети ВСМ? Сможем ли локализовать зарубежные технологии?

Мы проинвентаризировали те особые требования к качеству пути, рельсов, путевой инфраструктуры, систем управления движением, а также к подвижному составу, которые могут встать на пути у исполнителей проектов ВСМ, и пришли к обнадеживающим выводам: большая часть решений и технологий уже есть на российском рынке, многие из них апробированы, под них готовы отраслевые стандарты и решения. Недостающих технологий и машин немного. Как показывает китайский опыт, локализация — дело решаемое. Наши юго-восточные партнеры уже приступили к локализации даже тех решений для ВСМ, которые в мире контролируют всего две-три компании.

Неплохие успехи в деле локализации технологий развития ВСМ демонстрирует и Турция, заключившая договор о создании совместного предприятия с корейским концерном Hyundai. И если ранее эта страна была не в состоянии полностью обеспечить себя даже традиционными локомотивами и вагонами, то планы развития сети скоростного и высокоскоростного движения общей протяженностью 4500 км привели к запуску масштабной программы развития собственного железнодорожного машиностроения на местной технологической базе. Но все удачные зарубежные кейсы локализации технологий и техники говорят об одном: она становится экономически эффективной только начиная с определенной емкости потенциального спроса. Один-два десятка высокоскоростных поездов глубоко локализовать нет смысла — они будут «золотыми». Нужен твердый заказ на сотню составов минимум.

Непривычный безбалласт

«Высокоскоростная железнодорожная магистраль — это пять функциональных подсистем, — начинает ликбез корреспондента “Эксперта” Геннадий Балабанов, начальник управления технического департамента АО “Скоростные магистрали”. — Первая функциональная подсистема — это железнодорожный путь. Он включает в себя земляное полотно, искусственные сооружения, верхние строения пути, стрелки, рельсы и так далее. Вторая подсистема — это железнодорожное электроснабжение, тяговое и нетяговое. Следующая система — это железнодорожная автоматика и телемеханика (автоблокировка, светофоры, семафоры и так далее), обеспечивающие управление движением высокоскоростного подвижного состава на перегонах и станциях и маневровой работой. Четвертая система — железнодорожная электросвязь. И пятая функциональная подсистема — это станционные здания и сооружения. К ним относятся не только вокзалы, станционные посты, но и основные производственные здания для ремонтной базы».

На наш естественный вопрос, а где же среди этих подсистем специальный высокоскоростной подвижной состав, Геннадий Балабанов пояснил, что эта неотъемлемая составляющая работающей линии ВСМ лежит вне объекта. Железнодорожники выставляют технические требования к параметрам подвижного состава, испытывают и сравнивают претендентов. Состояние дел с подвижным составом для наших ВСМ мы отдельно рассмотрим ниже.

Начнем же с описания собственно выделенной линии ВСМ. Вошедшая в проектную документацию ВСМ Москва—Казань конструкция безбалластного верхнего строения пути типа СRTS III Rus пришла к нам из Китая. Она доработана и испытана под российские климатические условия с диапазоном от +47 до −50 °C и технические параметры с шириной колеи 1520 мм на участке Харбин—Далянь и на сегодня является инновационной для России.

Что такое безбалластное строение пути? Если объяснять совсем просто, под рельсами здесь мы не увидим привычных шпал, утопленных в плотно сбитую «подушку» из щебня (балласт). Рельсы крепятся непосредственно к бетонному основанию. Причем последнее не монолитное, а состоит, как бургер, из нескольких слоев (см. схему).

«Прежде всего, для безбалластной конструкции верхнего строения пути повышены требования к земляному полотну, — продолжает свой рассказ Геннадий Балабанов. — Оно должно быть беспросадочное. Минимальная осадка в течение всего жизненного цикла должна составлять не более пятнадцати миллиметров. Такая конструкция поддерживает стабильность геометрии пути и позволяет быстро уложить рельсовое полотно, свести к минимуму затраты на обслуживание и сократить износ подвижного состава».

На земляное полотно заливается на месте бетонное основание. Сверху укладывается гидроизоляционный слой в три миллиметра толщиной, а на него — бетонные плиты заводского изготовления. Плиты эти выставляются домкратами, а затем заливается подливочный самоуплотняющийся бетон. Последний под собственной тяжестью полностью заполняет пространство опалубки, в том числе между арматурными стержнями.

Путь, уложенный по этой технологии, практически не нуждается в ремонте. Срок его эксплуатации — порядка 60 лет. На железнодорожной станции Реда в Германии, где впервые была использована подобная конструкция, путь находится в первозданном состоянии с 1972 года.

Пока в России таких путей не строили. Нет даже опытных участков. Зато есть опытные участки разных других типов технологий безбалластного пути, но они европейского типа, разработаны без учета наших природных особенностей. Китайская же технология будет проходить испытания на экспериментальном кольце АО ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке.

В части локализации этой технологии нужно приобрести необходимую опалубку и оборудование для натяжения арматуры. Геннадий Балабанов уверен, что силами нынешних игроков строительной отрасли, таких, например, как «РЖДстрой», «Спецтрансстрой» или «Мостотрест», освоить эту технологию строительства вполне реально. «А сами бетонные плиты может выпускать любой завод, который выпускает сегодня бетонные шпалы», — считает Балабанов.

Безбалластный путь более требователен к соблюдению технологии строительства, состава бетонных смесей и качества подготовки основания. Вероятность появления неисправности на безбалластном пути существенно меньше; правда, он существенно дороже традиционного балластного. Выбор конструкции пути был сделан исходя из минимизации стоимости жизненного цикла при безусловном обеспечении надежной эксплуатации с заданными нагрузками и скоростями движения поездов. При этом между безбалластной и балластной конструкциями пути — там, где выделенная линия будет смыкаться с модернизированной обычной, — предусмотрены переходные участки.

Любопытно, что внедрение безбалластного способа строительства пути может изменить баланс спроса и предложения в части строительных материалов: железнодорожная отрасль начнет потреблять меньше щебня и больше бетона и цемента. К примеру, строительство пилотного участка ВСМ между станциями Железнодорожный и Гороховец протяженностью 301 км потребует ни много ни мало 2,7 млн тонн цемента — это одна двадцатая часть его нынешнего общероссийского производства. Весьма серьезный спрос проект предъявит и на строительную технику: например, почти 500 автокранов и почти 1800 самосвалов понадобится задействовать только на реализацию первой очереди ВСМ Москва —Казань — до Нижнего Новгорода.

А вот что пока в России не поставлено на поток, так это технология сооружения эстакад и навесное бетонирование пролетных строений над реками. «Сама пролетная балка коробчатого типа, ее вес около 900 тонн, — объясняет Геннадий Балабанов. — Во-первых, ее надо транспортировать, сегодня в России балковозов такой грузоподъемности нет. И консольно-шлюзовых кранов для укладки данных пролетных строений тоже нет. Это оборудование для транспортировки и укладки необходимо приобретать за рубежом». Скорее всего, придется делать это в Китае.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Японцы в доле Японцы в доле

«НоваТЭК» продает десять процентов своего нового газового проекта «Арктик СПГ-2»

Эксперт, июль'19
Письмо редактора Письмо редактора

Не факт, что скорое завтра будет лучше, чем сегодня

Популярная механика, июль'19
Как перестать беспокоиться и начать жить Как перестать беспокоиться и начать жить

Если вы хотите оградить себя от всех стрессов сразу, у вас ничего не получится

Psychologies, июнь'19
Врио губернатора не дослужился до выборов Врио губернатора не дослужился до выборов

Владимир Путин сменил главу Астраханской области

РБК, июнь'19
Татьяна Буланова: Придуманная быль Татьяна Буланова: Придуманная быль

Блондинка-тихоня из девяностых на экране

Караван историй, июль'19
Еще один из рода Виндзор Еще один из рода Виндзор

Ее Величество Елизавета II за дворцовыми дверями просто лучшая на свете Гэн-Гэн

Караван историй, июль'19
Восходящие отношения Восходящие отношения

Что президенты Японии и России обсудят во время саммита G20 в Осаке

РБК, июнь'19
Колесо фортуны Колесо фортуны

В месяцы экзаменов в ленте всплывает реклама ноотропов

Tatler, июль'19
Пучок ароматной зелени Пучок ароматной зелени

Немного об использовании пряноароматических растений в кулинарии

Наука и жизнь, май'19
Милли Бобби Браун: Инопланетянка Милли Бобби Браун: Инопланетянка

Милли Бобби Браун буквально бомбардируют предложениями

Караван историй, июль'19
Бериллий вне таблицы. Каков он? Бериллий вне таблицы. Каков он?

Периодическая таблица. От элемента к элементу

Наука и жизнь, март'19
Синдром менеджера: что это такое и как с этим справляться? Синдром менеджера: что это такое и как с этим справляться?

Почему синдром менеджера — это именно заболевание, и как с ним справляться

Men’s Health, июнь'19
Заводной мандарин Заводной мандарин

Узники китайских лагерей рассказывают про общество будущего

Русский репортер, июнь'19
Что Fondation Louis Vuitton покажут в Пушкинском музее и как это связано с Сергеем Щукиным Что Fondation Louis Vuitton покажут в Пушкинском музее и как это связано с Сергеем Щукиным

Смотрим Баския, Уорхола, Каттелана и других в Москве

Vogue, июнь'19
Новый чёрный Новый чёрный

Дизайнер Грег Натале вывел свойственный ему высокий стиль на новый уровень

Robb Report, июнь'19
На жилье у монастыря поставлен крест На жилье у монастыря поставлен крест

Московские власти определили площадку для строительства музея истории РПЦ

РБК, июнь'19
Маша Малиновская: «Идеальных партнеров не существует» Маша Малиновская: «Идеальных партнеров не существует»

Умеет Маша разбудить воображение!

Playboy, июнь'19
Родимое пятно Родимое пятно

«СтарХит» разыскал наследников отечественных знаменитостей

StarHit, июнь'19
Государство собирает цифровые подписи Государство собирает цифровые подписи

Законопроект, усиливающий контроль за электронным документооборотом

РБК, июнь'19
Пересменка поколений: какими были первые 30 лет «Кинотавра» Пересменка поколений: какими были первые 30 лет «Кинотавра»

9–16 июня в Сочи проходит 30-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»

РБК, июнь'19
Отпуск со скидкой Отпуск со скидкой

На чем можно и нужно экономить в поездке

Лиза, июнь'19
Царь в ударе Царь в ударе

Кит Харингтон отправился в реабилитационный центр

StarHit, июнь'19
На деревню девушке На деревню девушке

Любовные письма раскрывают интимную сторону жизни великих людей

Robb Report, июнь'19
Навстречу теплым берегам Навстречу теплым берегам

Даже на обычной даче можно создать атмосферу средиземноморья

Лиза, июнь'19
СК настаивает на вскрытии СК настаивает на вскрытии

Уголовный кодекс, считают в СК, должен пополниться двумя новыми статьями

РБК, июнь'19
Опытные стриптизерши рассказали о неочевидных правилах этикета в стрип-клубе Опытные стриптизерши рассказали о неочевидных правилах этикета в стрип-клубе

Стриптизерши говорят о стандартах поведения в лучших стрип-клубах

Men’s Health, июнь'19
«Я год пытался ЦБ объяснить, что надувается пузырь» «Я год пытался ЦБ объяснить, что надувается пузырь»

Максим Орешкин поспорил с ЦБ по поводу рисков необеспеченного кредитования

РБК, июнь'19
Крокодил Гендер Крокодил Гендер

Острые темы, обсуждение которых в интернете перерастает в скандал

Esquire, июнь'19
Алла Михеева: «Хочу двоих детей!» Алла Михеева: «Хочу двоих детей!»

Ведущая Алла Михеева поделилась, кто из мужчин довел ее до слез

StarHit, июнь'19
Два колеса фортуны Два колеса фортуны

Какие правила нарушают мотоциклисты и чем это грозит?

АвтоМир, июнь'19