«Один раз превысил — мы позвоним». Почему каршеринг стал опасным
Как в ГИБДД намерены бороться с неадекватами за рулем каршеринговых автомобилей, почему операторам сложно оценить качество езды, как они следят за пользователями и что делать с черными списками
Несколько дней назад на Кутузовском проспекте Москвы каршеринговый автомобиль в результате резкого маневра совершил ДТП с тремя легковыми автомобилями и пассажирским автобусом, в результате которого семь человек получили травмы средней тяжести. В тот же день два человека пострадали в ДТП с каршериговым автомобилем на Северо-западе столицы.
Сразу несколько аварий с каршерингом в течение месяца произошли в Санкт-Петербурге. При задержании водителя-лихача с поддельным аккаунтом пострадал полицейский, нетрезвый водитель устроил массовое ДТП на Невском проспекте, а водитель-иностранец на каршеринге даже попытался совершить прыжок через разведенный мост.
В ГИБДД намерены запретить пользоваться каршерингом злостным нарушителям и тем, кто был лишен водительских прав. По словам начальника управления надзорной деятельности ГИБДД МВД России Романа Мишурова, ведомство планирует создать единую базу данных злостных нарушителей и предоставить операторам эти данные для проверки будущих клиентов. Это предложение возникло после ряда резонансных аварий, виновниками которых стали именно водители каршеринговых машин.
Ранее глава ГИБДД Михаил Черников заявлял, что ведомство должно лучше контролировать водителей каршеринга и предлагал ввести обязательную систему визуальной идентификации лиц пользователей. Сегодня общий автопарк компаний каршеринга оценивается в 28 тысяч машин, причем львиная доля приходится на три крупнейших компании: «Яндекс.Драйв» (10 000 шт.), «Делимобиль» (7040 шт.) и BelkaCar (4300 штук).
Анна Балакирева из «Делимобиля» утверждает, что сервис проверяет всех пользователей и не регистрирует тех, кто имел лишения прав: «Во-первых, мы работаем с базами ГИБДД, чтобы проверять валидность прав. Во-вторых, проверяем лишения и непогашенные штрафы. Потому что это безопасность на дорогах и риски. Зачем нам человек, который может причинить урон бизнесу?»
Сооснователь BelkaCar Екатерина Макарова тоже поддерживает инициативу ГИБДД, поскольку токсичные пользователи несут убытки для каршеринга. Однако создать единую систему будет непросто, говорит эксперт: «Чем больше данных будут получать каршеринги, тем лучше. Проблема, на мой взгляд, в том, что заставить всех игроков на рынке действовать в соответствии единым алгоритмом будет не только сложно, но и противозаконно, поскольку отношения оператора с пользователями каршеринга регулируются договором».