Киев добился решения о том, что Россия обязана освободить украинских моряков

ЭкспертОбщество

Гамбургский счет выписан не по адресу

Киев добился от Международного трибунала по морскому праву решения о том, что Россия обязана освободить украинских моряков. На самом деле это лишь усложнило процесс их возврата на родину — а одновременно и российско-украинские отношения

Геворг Мирзаян*

Украинские корабли пытались прорваться к Керченскому мосту, а сейчас стоят под арестом в Керченском порту

Судьба украинских моряков, задержанных в ноябре прошлого года за незаконное вторжение в территориальные воды России, весьма показательна. Обычно государство пытается вернуть своих граждан на Родину — и, казалось, Киев должен был вести соответствующие переговоры с Москвой. Например, договариваться об обмене членов экипажей кораблей и судов (чья вина в нарушении Уголовного кодекса доказана многочисленными видеозаписями) на граждан России, а также ЛНР и ДНР, которые сидят в тюрьмах Украины. Вместо этого администрация Петра Порошенко решила использовать моряков в политических целях — сделать из них «сакральных жертв российского режима», превратить в инструмент информационной войны против Москвы. Победил ли Киев в этой войне, сказать сложно, но моряки уж точно проиграли. Уже более полугода они находятся в нашем СИЗО, и, видимо, сидеть им придется еще долго. До тех пор, пока украинский режим не вспомнит, что должен не пиариться на них, а вызволять.

Бессмысленная победа

Украинские политики и больные Майданом граждане 25 мая праздновали очередную виртуальную победу над «российским агрессором». В этот день Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге поддержал иск Киева и потребовал от Москвы вернуть на Родину украинских моряков, задержанных погранслужбой нашей страны.

Напомним, что находившийся тогда у власти Порошенко решил устроить очередную провокацию против Кремля и послал три украинских корабля — два катера, «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу» — в район Керченского пролива. Эти плавсредства совершали опасные маневры, пытались прорваться без очереди через пролив (из-за чего Москве пришлось его временно закрыть), зашли в российские территориальные воды, отказывались оттуда уходить — и в итоге были взяты на абордаж пограничниками. Сейчас так называемые корабли-нарушители стоят в Керчи, а их экипажи (22 моряка и два сотрудника СБУ, которые, по всей видимости, и курировали эту провокацию) ожидают суда в московских изоляторах. Всем им грозит до шести лет тюрьмы по ст. 332 ч. 3 УК РФ — «Нарушение государственной границы, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения».

К сожалению, решение Международного трибунала никак не поможет освобождению моряков: российские власти еще раз заявили, что выполнять вердикт этого органа не собираются. И понятно почему: он попросту нелегитимен. Дело о задержанных украинцах находится вне юрисдикции Гамбургского трибунала, как собственно и Конвенции по морскому праву. Оно касается вопроса национальной безопасности государства, а моряки являются военнослужащими другой страны, нарушившими российскую границу и подозреваемыми в совершении уголовного преступления. «Россия и Украина при подписании и ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года сделали специальные заявления, которые исключают рассмотрение керченского инцидента в рамках предусмотренных Конвенцией процедур», — пояснил председатель комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев. По мнению сенатора, «все попытки Украины интернационализировать конфликтную ситуацию и представить ее в виде неадекватных действий России надо отметать и дальше».

В Киеве на отказ Москвы отреагировали ожидаемо — возмущением и угрозой нового пакета санкций. Так называемого гамбургского — украинские власти обещают не только ввести новые ограничения, но и упросить своих европейских союзников наказать нашу страну за неисполнение указания нелегитимного трибунала. Европейские союзники формально поддерживают претензии своих партнеров. «Франция и Германия будут и впредь требовать безоговорочного освобождения всего экипажа, как они это делали в течение нескольких месяцев», — говорится в совместном заявлении министров иностранных дел обеих стран. Однако вероятность введения таких санкций, по крайней мере со стороны Евросоюза, крайне невелика.

Европа устала от санкционной войны с Россией из-за украинских провокаций и уже не раз это демонстрировала. Так, когда Киев просил своих партнеров в Брюсселе ввести санкции за само задержание моряков, то вся эта кампания закончилась конфузом. Страны ЕС долго обсуждали санкции, торговались друг с другом по каждому пункту, привязывали свое согласие к решениям по посторонним вопросам (например, ограничению количества беженцев, которые должны принимать некоторые государства) — и в итоге Брюссель родил мышь в форме персональных санкций против нескольких россиян. А недавнее решение комитета министров Совета Европы о снятии санкций с России в ПАСЕ (которое, конечно, должно быть еще утверждено самой Парламентской ассамблеей) показывает, что европейские страны уже дошли до понимания необходимости снимать ставшие бессмысленными ограничительные меры. Вряд ли Украине сейчас удастся убедить Брюссель вводить новые.

Ждем предложения, а не ультиматумы

Новая администрация Владимира Зеленского все это прекрасно понимает. Поэтому, выдвигая к Москве традиционные пиар-требования, параллельно просит поступить «по-человечески». И намекает на то, что освобождение моряков может стать первым шагом к возобновлению диалога между Москвой и Киевом. «Выполнение Россией приказа Международного трибунала ООН об освобождении захваченных украинских моряков и кораблей может стать первым сигналом со стороны российского руководства о реальной готовности к прекращению конфликта с Украиной. Таким образом, Россия может сделать шаг к разблокированию переговоров и решению созданных ею проблем цивилизованным способом», — отметил Владимир Зеленский. И западные страны — те же Франция и Германия — уже присоединяются к этой просьбе.

Просьба, казалось бы, логичная. Победа Владимира Зеленского — этакого «нового человека» украинской политики — открывает окно возможностей как минимум для стабилизации отношений между Москвой и Киевом. России эта стабилизация нужна, Владимир Путин, в отличие от Зеленского, не связан никакими ограничителями в виде экзальтированных майдановцев, поэтому вполне может первым сделать шаг навстречу Киеву.

Тем более что до сегодняшнего дня Москва вела себя с Зеленским скорее агрессивно. Взять хотя бы указ Владимира Путина о выдаче российских паспортов жителям ЛНР и ДНР. Никто не спорит, дело важное и нужное. Однако в политике важна не только сама акция, но и то, в каких обстоятельствах она предпринимается, какое информационное сопровождение имеет. Если бы Путин принял это решение до украинских выборов, в каденцию Порошенко, то оно бы позиционировалось как ответ на демонстративное нарушение Киевом Минских соглашений. Если бы оно принималось на несколько дней позже — не 24, а, например, 26 апреля, то его можно было бы позиционировать как ответ на принятие Верховной радой 25 апреля антигуманного закона о языке (фактически запрещающего использовать русский язык в ряде сфер жизни). Однако указ был подписан 24-го — и сразу же стал восприниматься как демонстрация российских мускулов и вызов новому президенту Украины, который только-только пришел к власти.

Освобождение моряков могло бы нивелировать эту информационную ошибку, стать проявлением доброй воли — однако, по всей видимости, Москва ответит на просьбу Зеленского отказом. Причин тому три.

Во-первых, Россия не хочет создавать опасный для себя прецедент — выполнение под давлением решения нелегитимного международного органа. Ведь это поставит под вопрос российский суверенитет и вдохновит украинцев на подачу сонма исков в различные международные инстанции. По собственности в Крыму, по последствиям войны на Донбассе (многие международные инстанции контролируются Западом и потому исходят из того, что Москва несет ответственность за гражданскую войну в Украине). Получается, Киев, подав в Трибунал и распиарив его решение, сам отрезал России возможность освободить моряков до решения российского суда.

Во-вторых, простое освобождение моряков станет настоящим предательством российского журналиста Кирилла Вышинского и множества граждан ЛНР и ДНР, которые сейчас сидят на Украине по политическим статьям. Украина их в одностороннем порядке выпускать не собирается. Поэтому тут и нужен банальный обмен — причем по принципу «всех на всех». Россия давно предлагает такую формулу, однако украинские власти к ней пока не готовы.

Наконец, в-третьих, России торопиться не надо. История с моряками уже является не только внешнеполитической авантюрой — она обретает смысл и во внутриукраинских политических разборках. Например, для дискредитации Петра Порошенко. Новый глава Генштаба Украины Руслан Хомчак уже раскритиковал отправку украинских кораблей в Керченский пролив, отметив, что «не надо было подвергать моряков такой опасности». Он уже выразил желание пообщаться с главой ВМС Украины Игорем Воронченко на предмет выяснения причин этой отправки. «Ему задам этот вопрос: чем он руководствовался или он прогнозировал это все, мне тоже интересно это все услышать. У нас не так много морских судов для того, чтобы мы могли их так раздавать», — пояснил генерал. История с «предательством моряков президентом Украины» уже позиционируется как очередное преступление Петра Порошенко. За которое он должен ответить — по гамбургскому счету.

*Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.
ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заняться летним зимой Заняться летним зимой

Может, если зимой делать все то же, что и летом, в итоге станет теплее

Maxim
«Кричащее» наследие Эдварда Мунка на выставке в Москве «Кричащее» наследие Эдварда Мунка на выставке в Москве

Почему Мунка обязательно нужно успеть посмотреть в Москве

Forbes
Шанс разбудить провинцию Шанс разбудить провинцию

Важнейший социальный эффект ВСМ гораздо важнее сроков их окупаемости

Эксперт
Из тенниса в бизнес. Как Серена Уильямс собирается покорить венчурную индустрию Из тенниса в бизнес. Как Серена Уильямс собирается покорить венчурную индустрию

Состояние Серены Уильямс оценивается в $225 млн

Forbes
По Красной площади в трамвае По Красной площади в трамвае

Появление рельсов на главной площади Москвы вызвало бурные споры

Дилетант
Элементарно, Ватсон! Элементарно, Ватсон!

Лето – лучшее время для путешествия по Англии

Cosmopolitan
Байкал будет злиться Байкал будет злиться

Кто вредит главному пресному озеру планеты

Русский репортер
Суд признал полковника Захарченко виновным в получении взятки в $800 тысяч Суд признал полковника Захарченко виновным в получении взятки в $800 тысяч

Захарченко, по версии следствия, получил взятку и скидки в ресторане La Maree

Forbes
Топ-7 телевизоров с диагональю 50-55 дюймов до 30 000 рублей Топ-7 телевизоров с диагональю 50-55 дюймов до 30 000 рублей

Достойные модели больших телевизоров дешевле 30 000 рублей

CHIP
Учимся стилю у Пола Маккартни Учимся стилю у Пола Маккартни

Мастер-класс от культового британского исполнителя Пола Маккартни

GQ
Какая муха тебя укусила? Какая муха тебя укусила?

Как оказать себе помощь при укусе насекомых и какие симптомы должны насторожить

Лиза
Вездесущий натрий Вездесущий натрий

Натрий окружает нас повсюду

Наука и жизнь
Секстинг вместо секса Секстинг вместо секса

Не секстинг виноват в том, что исследователи называют кризисом секса

Playboy
Добиваемся цели по-женски: техника «Семь раз по три минуты» Добиваемся цели по-женски: техника «Семь раз по три минуты»

У женщин есть эффективные инструменты для достижения поставленных задач

Psychologies
«Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД «Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД

Может ли инспектор ГИБДД останавливать машину для проверки документов

РБК
А теперь тост! Рейтинг тостеров для дома 2019 А теперь тост! Рейтинг тостеров для дома 2019

Несколько хороших моделей тостеров

CHIP
Pharaoh Pharaoh

Фараон – главный рулевой рэп-сцены

Esquire
Парадокс спойлера. Почему не страшно узнать, что в конце? Парадокс спойлера. Почему не страшно узнать, что в конце?

«Только без спойлеров!» — фраза, которой можно довести до белого каления

Psychologies
Афиша на выходные 21-23 июня Афиша на выходные 21-23 июня

Эти выходные будут о любви и страсти

Forbes
Вы сможете купить очень редкие и классные часы Вы сможете купить очень редкие и классные часы

За такими моделями охотится каждый коллекционер

GQ
Зачем мужчинам нужен феминизм в 2019 году (и лично тебе тоже) Зачем мужчинам нужен феминизм в 2019 году (и лично тебе тоже)

Почему если феминизм победит, от этого выиграют все, в том числе и ты

Playboy
«Семейный брак»: а поговорить? «Семейный брак»: а поговорить?

Каждой «по-своему несчастной» семье не помешал бы психотерапевт

Psychologies
Воплотить невоплощаемое Воплотить невоплощаемое

Псевдорецензии Станислава Лема

Наука и жизнь
С сайта «Коммерсанта» исчезла статья о поставке истребителей в Египет С сайта «Коммерсанта» исчезла статья о поставке истребителей в Египет

Статья о поставке Египту российских истребителей исчезла с сайта «Коммерсанта»

Forbes
Все серии «Черного зеркала»: от худших к лучшим Все серии «Черного зеркала»: от худших к лучшим

Вспоминаем и ранжируем все эпизоды пророческого сериала

GQ
Почему окрашивание тканей — самая серьезная проблема модной индустрии и как ее решить Почему окрашивание тканей — самая серьезная проблема модной индустрии и как ее решить

Можно ли обойтись без токсичных химикатов и загрязнения воды — отвечают эксперты

Vogue
Что там у нас происходит Что там у нас происходит

Политический кризис в Грузии обусловлен внутренней политической повесткой

Огонёк
«Если не умру, сяду на двадцать лет». Как больная раком героиновая наркоманка, признанная умершей, пыталась доказать, что она жива «Если не умру, сяду на двадцать лет». Как больная раком героиновая наркоманка, признанная умершей, пыталась доказать, что она жива

История «умершей» наркоманки Кристины Бальчевой

СНОБ
«Один раз превысил — мы позвоним». Почему каршеринг стал опасным «Один раз превысил — мы позвоним». Почему каршеринг стал опасным

Как в ГИБДД намерены бороться с неадекватами за рулем каршеринговых автомобилей

РБК
«Русские родители напоминают снегоуборочные машины». Эстер Войджицки о том, как вырастить девочек из списка Forbes «Русские родители напоминают снегоуборочные машины». Эстер Войджицки о том, как вырастить девочек из списка Forbes

Автор бестселлера «Как воспитать успешного человека» Эстер Войджицки

Forbes
Открыть в приложении