Кто вселил бога в машину
Проект «Оправдание утопии». Григорий Ревзин о Роберте Оуэне и его «Деревне единства и сотрудничества»
Оуэн не относится к числу обделенных вниманием утопистов. «Один из ваших патриархов», как рекомендовала его Герцену британская знакомая. Самим Оуэном и его последователями написаны сотни тысяч страниц, и в его отношении сложился некий канон повествования, житие патриарха в четырех главах.
Первая часть жития — это его эксперименты на ткацкой фабрике в Нью-Ланарке, где Оуэн выступает как успешный предприниматель, осуществивший ряд реформ для улучшения положения рабочих. Это реформа детского труда — он совместил работу на фабрике с вечерней школой. Он ввел пенсии по старости, оплачиваемое освобождение от работы по болезни и оплату вынужденных простоев. Оуэн придумал должности monitor’ов, которые занимались планированием процесса производства, взаимодействия между разными цехами, повышением эффективности использования техники. Он ввел внутреннюю конкуренцию рабочих, которые в зависимости от эффективности получали разные значки, от черного до белого. Он придумал кооперативную систему снабжения, когда община (в городе жили 1519 человек, из них 1334 работали у него на фабрике) сама закупала продукты у производителей и продавала их своим без наценки.
Вторая глава его жития — это собственно утопия, «Деревня единства и сотрудничества» (Village Of Unity And Cooperation). Это проект для парламентского комитета Ассоциации за улучшение производства и труда бедных (Committee Of The Association For The Relief Of The Manufacturing And Labouring Poor), который впервые был представлен в 1817 году. В докладе комитету она описана так:
Квадраты с размещенными на них зданиями достаточны для поселения 1200 человек в каждом; они окружены земельными площадями размером от 1000 до 1500 акров. Внутри квадратов находятся общественные здания, линия расположения которых разделяет квадрат на параллелограммы. В центральном здании находятся общественная кухня, столовая и все оборудование, необходимое для того, чтобы экономно и с удобством приготовлять и употреблять пищу. Направо от этого здания находится другое, на первом этаже которого помещается школа для малолетних, а на следующем — читальня и помещение для богослужений. Налево находится здание, в нижнем этаже которого расположены школа для детей старших возрастов и помещение для комитета, выше — библиотека и комната для взрослых.
Три стороны квадрата будут застроены жилыми домами, главным образом для семейных, состоящими из четырех комнат; эти комнаты должны быть достаточного размера для того, чтобы в каждой мог жить мужчина, его жена и двое детей. Четвертая сторона предназначена для детских дортуаров, в которых будут спать все дети сверх двух в каждой семье и старше 3-летнего возраста.
В середине этой стороны квадрата будут помещения для лиц, наблюдающих за спальнями; с одного края будет больница, а с другого — здание для посторонних, которые могут приезжать, чтобы навестить друзей и родственников.
С наружной стороны квадрата и сзади домов, вдоль его сторон, будут расположены сады, связанные между собой дорогами. Непосредственно за ними с одной стороны квадрата будут находиться здания, предназначенные для машин и для производственных целей.
Эту систему Оуэн проповедовал со всей возможной страстью до 1825 года. Он прочел тысячи лекций по всей Британии, написал письма всем членам парламента, правительства и всем главам приходов, крупным землевладельцам и промышленникам, известным общественным деятелям. Он считал, что «Деревня единства и сотрудничества» должна стать новым способом расселения. Добиться этого ему не удалось.
Я сжал его руку с чувством сыновнего уважения; если б я был моложе, я бы стал, может, на колени и просил бы старика возложить на меня руки. Александр Герцен
Третья глава — попытка Оуэна перенести ту же систему в Америку, куда он эмигрировал в 1825 году и где создал коммуну «Новая Гармония». Хотя она основана на тех же принципах, что и «Деревня единства и сотрудничества», но выглядит иначе, поскольку ее проект сделал Стедман Уитвелл, оуэнит и профессиональный архитектор. Проект отличается от первоначального рисунка Оуэна тем, что в центре поселения теперь располагается парк, школы, клуб и кухня отнесены в четыре башни, а жилище превратилось в стену двухэтажных таунхаусов, и в целом поселение превратилось в подобие неоготического монастыря, довольно модного по стилю для рубежа 1820–1830-х гг. Макет поселения был надолго выставлен в вестибюле Белого дома для пропаганды, но проект никогда не был реализован. Оуэн потратил на приобретение земли для коммуны и первоначальное обустройство ее членов четыре пятых своего состояния, после чего она развалилась.