Концепция создания опорной сети автодорог недостаточно проработана

ЭкспертБизнес

Вираж кабинетной магистрали

Концепция создания опорной сети автодорог недостаточно проработана. Она не учитывает крайне неравномерную систему расселения в России и синергию разных видов транспорта

Сергей Кудияров

Каркас автодорог в США образует система скоростных магистралей между штатами общей протяженностью свыше 77 тыс. км

Министерство транспорта России затеяло комплекс мероприятий, нацеленных на формирование опорной сети автомобильных дорог страны.

Как следует из проекта «Концепции формирования опорной сети автомобильных дорог» (далее — концепция), связная дорожная сеть должна обеспечить большую часть автомобильных грузо- и пассажироперевозок. Концепция дополняет национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Опорная сеть будет формироваться из существующих и перспективных автомобильных дорог федерального значения, а также наиболее востребованных региональных дорог. «Понятие опорной сети не отменяет деления дорог на федеральные и региональные, это ввод новой сущности, — рассказывает руководитель проектов Центра экономики инфраструктуры Павел Степанов. — Разделение дорог на федеральные и региональные показывает, из какого бюджета они финансируются. Но при этом фактическое состояние дорог часто не соответствует нормативному, а региональные дороги могут на практике использоваться как федеральные. Или подъезды к аэропортам: они выполняют очень важную роль, но формально могут быть региональными, муниципальными или даже относиться к улично-дорожной сети. Так что ввод новой сущности с приоритетным вниманием именно к ней оправдан».

Правовой статус опорной сети автодорог пока не закреплен — соответствующие изменения (пока не ясно, какие конкретно) еще потребуется внести в законодательство.

А под эти задачи и финансирование в приоритетном порядке. Так, в концепции предлагается утвердить приоритетность направления поступлений от акцизов на нефтепродукты (основной источник пополнения дорожных фондов) на финансирование дорог, входящих в опорную сеть, имея в виду невозможность направления их на иные цели в случае, если опорная сеть не находится в нормативном состоянии на 85%. Кроме того, предлагается внести в Бюджетный кодекс изменения, предусматривающие направление 50% акцизов на нефтепродукты на финансирование опорной сети, а также запрет субъектам федерации направлять средства регионального дорожного фонда на инвестиционные расходы в случае, если затраты на эксплуатацию региональной опорной сети составляют меньше 50% от федерального норматива.

Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог

Источники: Минтранс РФ, «Эксперт»

Кого берем

В представленном Минтрансом проекте указаны основные критерии, по которым предлагается отбирать дороги для отнесения к опорной сети. Эти критерии можно разделить на три группы.

Первая группа — критерии связности. Сюда будут отнесены автомобильные дороги, соединяющие крупные городские агломерации и региональные центры по кратчайшим маршрутам, а также обеспечивающие автомобильное сообщение с сопредельными государствами, будь то выходы к сухопутным пограничным переходам или морским портам. Следует отметить, что подход к понятию «крупная городская агломерация» здесь довольно либерален, в эту группу отнесены города с численностью населения от ста тысяч жителей. То есть в перспективе речь идет о довольно большом массиве автодорог — при том что для дорог, подпадающих под данную группу критериев, предполагается не учитывать их реальную востребованность.

Это обстоятельство не осталось без внимания экспертов.

«В концепции нет обоснования нижнего предела численности населения городов, которые должны быть связаны приоритетными автодорогами: почему выбраны именно города-стотысячники, а не, скажем, двухсоттысячники и так далее, — отмечает доцент кафедры экономической и социальной географии России МГУ имени М. В. Ломоносова Владимир Шувалов. — Здесь, скорее всего, надо было ввести плавающий показатель нижнего предела людности городов, который менялся бы в зависимости от объемов финансирования реализации данной концепции. Кроме того, вместо значительной части больших и крупных городов, особенно городов-миллионников, целесообразно оперировать категорией не города, а городской агломерации».

Вторая группа критериев направлена на отбор автодорог, обеспечивающих соединение основной дорожной сети (уже отобранной по критерию связности) с важнейшими точками социально-экономического роста. К таковым центрам отнесены особые экономические зоны, территории опережающего развития, космодромы, нефте- и газоперерабатывающие заводы, электростанции, пункты пропуска на госгранице.

И наконец, третья группа критериев отбора дорог в опорную сеть основана на анализе интенсивности движения — то есть фактической востребованности той или иной автодороги.

Следует отметить, что критерии суммируются. То есть в опорную сеть дорога попадет, если соответствует хотя бы одному из указанных критериев. При наличии финансирования, само собой.

Из чего следуют весьма размытые контуры того, что же следует понимать под опорной сетью автодорог.

«У меня есть определенные вопросы к концепции. Например, в минимальном варианте она охватывает только федеральные дороги, но у нас уже есть понятие федеральных дорог. В максимальном варианте туда включили все федеральные, почти все региональные и значительную часть местных дорог — тогда непонятно, зачем вообще выделять опорную сеть, если мы и так охватываем чуть ли не всю автодорожную сеть страны», — говорит Павел Степанов.

Обеспечение такого уровня связанности территорий, какой прописан в концепции, может потребовать активного дорожного строительства. «Росавтодор» уже представил основные направления нового дорожного строительства на обозримую перспективу. Так, планируется строительство новой трассы, которая соединит существующую магистраль М-11 «Нева», связывающую Москву и Санкт-Петербург, с городами Ярославль, Кострома, Пенза. Появятся новые трассы, связывающие смежные регионы: Самара — Саратов — Волгоград — Краснодар, Дербент — Махачкала — Грозный — Нальчик — Краснодар, Набережные Челны — Екатеринбург и др.

Кроме того, намечена масштабная реконструкция существующих автодорог с доведением их до первой категории (четыре полосы движения и более), в том числе в Сибири. Так, до первой категории планируется довести дорогу от Екатеринбурга до Тюмени, Омска, Новосибирска и Кемерова.

Таким образом, протяженность скоростных автодорог (четыре полосы и более) в России может вырасти с 5,1 тыс. километров до 17,6 тысячи. Для сравнения: общая протяженность федеральных автодорог в России по итогам 2019 года составляла 56 тыс. километров.

Формирование связывающего страну каркаса автомагистралей имело место в мировой практике — например, в США.

Протяженность автодорог с твердым покрытием и оформленных грунтовых

Источник: «Эксперт» на основе ОЭСР

Протяженность скоростных автодорог по странам мира

Источник: «Эксперт» на основе ОЭСР

Американский путь

США можно считать эталонным примером господства автомобилей в транспортном комплексе. Причем речь идет не только о пассажирских перевозках, но и о грузовых. Так, в 2018 году из общего объема перевозок 18,2 млрд тонн на автотранспорт в этой стране пришлось 12,7 млрд тонн (для сравнения: железные дороги США взяли на себя только 1,7 млрд тонн, погрузка на сети РЖД — 1,3 млрд тонн). Только на дальнемагистральных перевозках в США занято до 2,5 млн грузовиков.

А все это стало возможно благодаря формированию межштатных автомагистралей (Interstate Highway System) совокупной протяженностью свыше 77 тыс. километров. Инициатором ее создания считается Дуайт Эйзенхауэр (президент США в 1953–1961 годах), который в свое время впечатлился сетью автобанов в Германии. Логика его была примерно та же, что и у авторов идеи создания опорной сети автодорог России: обеспечить связность территории. Или, если говорить точнее, связать между собой все американские города с населением свыше 50 тыс. человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
17 лучших фильмов Киану Ривза 17 лучших фильмов Киану Ривза

Субъективный список лучших фильмов Киану Ривза

Esquire
Своя система ближе к базе Своя система ближе к базе

Как создавалась отечественная система хранения данных

Эксперт
Кто переборщил, а кто вовремя остановился: разбираем звездные улыбки Кто переборщил, а кто вовремя остановился: разбираем звездные улыбки

Кто из знаменитостей чересчур увлекся отбеливанием зубов?

Cosmopolitan
Миротворец-империалист Миротворец-империалист

Весь период правления Никита Сергеевич отчаянно боролся за мир

Дилетант
Кейт Миддлтон. Как и чем она напоминает принцессу Диану Кейт Миддлтон. Как и чем она напоминает принцессу Диану

Герцогиню Кембриджскую часто сравнивают с принцессой Дианой – почему?

Cosmopolitan
«Стихи Берггольц спасали людей от смерти» «Стихи Берггольц спасали людей от смерти»

Режиссер Андрей Зайцев — о том, что вошло в фильм «Блокадный дневник»

Огонёк
5 кровожадных вампиров, которые действительно существуют 5 кровожадных вампиров, которые действительно существуют

Существа, сосущие кровь (но не комары), встречаются сплошь и рядом

Maxim
Читаем на английском: 5 советов для тех, кто владеет языком на продвинутом уровне Читаем на английском: 5 советов для тех, кто владеет языком на продвинутом уровне

Какие книги ждут тех, кто не хочет останавливаться в изучении английского

Esquire
Деньги на ветер? Звезды, которые развелись вскоре после роскошной свадьбы Деньги на ветер? Звезды, которые развелись вскоре после роскошной свадьбы

Вспоминаем звездные пары, чей брак рухнул почти сразу после обмена клятвами

Cosmopolitan
Как сделать первый шаг к переменам? 4 проверенных способа Как сделать первый шаг к переменам? 4 проверенных способа

Итак, мы решили что-то изменить. Как нам приступить к делу без промедления?

Psychologies
10 ситуаций, которые выглядят романтично в фильмах, но в жизни — пугающе 10 ситуаций, которые выглядят романтично в фильмах, но в жизни — пугающе

Кино — это не инструкция по применению!

Maxim
«Политика, основанная на страхе, — это катастрофа». Джон Макки, Whole Foods, — об осознанном бизнесе, мотивации сотрудников и вреде госрегулирования «Политика, основанная на страхе, — это катастрофа». Джон Макки, Whole Foods, — об осознанном бизнесе, мотивации сотрудников и вреде госрегулирования

Что Джон Макки говорил о здоровом отношении к бизнесу и людям в разные годы

Inc.
10 причин купить хурму прямо сегодня 10 причин купить хурму прямо сегодня

Чем именно хороша хурма, сколько плодов в день есть и кому следует ее избегать

РБК
Как вести себя с коллегой, который постоянно жалуется Как вести себя с коллегой, который постоянно жалуется

Как быть с коллегой, который постоянно описывает происходящее в мрачных красках

Psychologies
Родом с гоночной трассы Родом с гоночной трассы

Какие технологии пришли в серийные автомобили от гоночных Porsche

Популярная механика
Лед в лавовых трубках помогал древним индейцам переносить засухи Лед в лавовых трубках помогал древним индейцам переносить засухи

Древние индейцы использовали лавовые трубки для добычи пресной воды

National Geographic
Абьюз, наркотики, амнезия: драматичная жизнь звезды “Друзей” Мэттью Перри Абьюз, наркотики, амнезия: драматичная жизнь звезды “Друзей” Мэттью Перри

Мэттью Перри много лет борется с лекарственной и наркотической зависимостью

Cosmopolitan
Как подготовиться к бегу зимой: особенности, техника и экипировка Как подготовиться к бегу зимой: особенности, техника и экипировка

Что нужно учесть, чтобы зимний бег был в радость

Esquire
Как я развил суперпамять Как я развил суперпамять

Чемпион по запоминанию — о том, как тяжелая болезнь научила его учиться

Reminder
Почему женщины отказываются от интима в длительных отношениях Почему женщины отказываются от интима в длительных отношениях

Женщины мечтают об отношениях и первыми теряют в них интерес к партнеру

СНОБ
Эпиляция хлебом по-древнерусски и другие старинные мужские способы борьбы с растительностью на лице Эпиляция хлебом по-древнерусски и другие старинные мужские способы борьбы с растительностью на лице

Как люди брились до изобретения одноразовых станков?

Maxim
Составлен топ-5 самых старых деревьев России Составлен топ-5 самых старых деревьев России

Общий возраст этих деревьев составляет 3242 года

National Geographic
Зачем Путин решил объявить выходным 31 декабря Зачем Путин решил объявить выходным 31 декабря

31 декабря, повсеместно объявляется выходным днем

СНОБ
Крутой поворот Крутой поворот

Единственная столичная особая экономическая зона «Технополис Москва»

Эксперт
Зубра исключили из числа видов под угрозой вымирания Зубра исключили из числа видов под угрозой вымирания

Статус зубра понизили с уязвимого до близкого к угрожаемым

N+1
Правила жизни Джона Ле Карре Правила жизни Джона Ле Карре

Писатель, Англия. Умер 14 декабря в возрасте 89 лет

Esquire
Он знает, что делает: 10 секретов идеального макияжа от визажиста Ким Кардашьян Он знает, что делает: 10 секретов идеального макияжа от визажиста Ким Кардашьян

Бьюти-лайфхаки от визажиста Марио Дедивановича

Cosmopolitan
Дина Юдина Дина Юдина

Осенью 92-летняя экс-адвокат и блокадница стала победительницей шоу «Голос 60+»

Собака.ru
Правила жизни Андрея Сахарова Правила жизни Андрея Сахарова

Андрей Сахаров — об атомной бомбе, отсутствии страха и религиозности

Arzamas
Открыть в приложении