Пикассо и Форд
Два американских музея современного искусства решили отметить достижения автопрома в области дизайна, а также его роль в культуре и коллективном сознании
Может ли машина быть предметом искусства? Кураторы двух автомобильных выставок в нью-йоркском музее современного искусства MoMA и Институте искусств в Детройте не ставят цели ответить на этот вопрос. Однако в ХХ веке автомобили, безусловно, были предметом культа, а дизайн некоторых из них вызывает восхищение. Лучшие образцы являют нам не просто набор деталей и механизмов, умело «упакованных» в изящную оболочку, они отражают культуру своего времени. Взять хотя бы «хвостовые плавники», один из символов Америки 1950-х.
Экспозиция Detroit Style: Car Design in the Motor City, 1950–2020 в Институте искусств Детройта работает до июня 2021 года. Удивительно, что это первая за последние 35 лет выставка (за исключением одного фотопроекта 1996 года), которую музей, расположенный в самом сердце американского машиностроения, посвятил автомобилю. В собрании представлена дюжина концепт-каров и серийных авто, созданных в Детройте с начала 1950-х годов до наших дней, плюс оригинальные рисунки местных дизайнеров, а также вещи, которые куратор Бен Колман определил как «небольшую и хорошо продуманную подборку» живописи, скульптуры и других предметов, демонстрирующих, насколько глубоко детройтский дизайн укоренился в американской поп-культуре. «Выбрать лишь 12 машин из всех, что были сделаны за эти годы, казалось почти невозможным, — признаётся Колман. — Но у нас не было цели рассказать всю историю Детройта, мы хотели показать лишь самые знаковые автомобили. И чтобы их выбрать, опросили огромное количество профессионалов. Нас интересовали не чемпионы скорости и не хиты продаж, речь шла скорее о тех машинах, которые дизайнеры представляют себе, закрывая глаза, или видят во сне».
Чтобы придать экспозиции визуальную целостность, организаторы сосредоточились на седанах и купе, исключив популярные в наше время пикапы и «паркетники».
Попавшие на выставку экспонаты по-настоящему уникальны. Например, концепт Firebird III 1958 года от General Motors — апофеоз «плавникового» стиля. Сразу семь «плавников»! Округлый фонарь кабины, которому вторят линии корпуса, делает этот автомобиль почти неотличимым от самолёта. Каждая деталь Firebird излучает оптимизм эпохи 50-х и отражает её одержимость авиацией и космосом.