Биография Вертинского — это попытка осмыслить события двадцатого века

ЭкспертСобытия

«Вертинский»: сначала на платформе и только через полгода в эфире

Почему именно в таком порядке

Вячеслав Суриков

Главную роль в сериале Авдотьи Смирновой «Вертинский» сыграл Алексей Филимонов. Kion

На церемониальной премьере сериала «Вертинский» в кинотеатре «Художественный» глава Kion Игорь Мишин предпочитал держаться в тени, отдав право быть в центре внимания медиа главе Первого канала Константину Эрнсту. Мишин даже признал, что готов отнестись с пониманием, если Первый решит показать «Вертинского» раньше, чем через шесть месяцев, о которых шла речь в заключенном между ними договоре. Почему он был заключен на таких условиях, ни тот ни другой не стали говорить напрямую, но об этом можно было догадаться исходя из истории создания сериала — ее рассказал сам Константин Эрнст.

Именно к нему обратилась Анастасия Вертинская с предложением экранизировать биографию ее отца. Сериал должны были запустить в производство еще в первой половине 2010-х, но этим планам, как и многим другим, помешал валютный кризис 2014 года. Проект был заморожен до лучших времен, которые в конце концов наступили: «Вертинского» запустили и сняли с размахом. Но первым его показал не Первый канал, а совсем недавно появившийся на свет Kion.

Для Kion «Вертинский», действие которого протекает в первой половине XX века, выглядит слишком экзотичным. Игорь Мишин, подводя итоги первых четырех месяцев работы стримингового сервиса, рассказывал, что за это время им удалось привлечь зрителя, почти равнодушного к историческому прошлому, о чем можно судить, например, по очень сдержанному интересу к вышедшему на сервисе документальному сериалу «Спорт XX века». Зато его внимание смогли захватить такие сериалы, как «Клиника счастья»: в нем главная героиня разбирается как с сексуальными проблемами своих пациентов, так и со своими собственными, а также сериал «Хрустальный» — о следователе, вернувшемся в родной город, чтобы поймать местного маньяка. В сериалах Kion сразу заявил свою повествовательную манеру, основная черта которой — хлесткость. Герои оригинальных сериалов Kion то и дело обнажаются перед зрителем как в переносном, так и в прямом смысле этого слова — исполнитель главной роли в «Хрустальном» Антон Васильев отказался сниматься в его втором сезоне: слишком много душевных сил было потрачено на первый.

Но даже в той версии, что выйдет только на Kion (зрителям Первого канала обещан цензурированный вариант), «Вертинский» демонстрирует излишнюю сдержанность: первая страстная сцена в нем появляется только во второй серии, когда главный герой в исполнении Алексея Филимонова оказывается в объятиях Веры Холодной в исполнении Паулины Андреевой. Авдотья Смирнова, одна из авторов сценария и режиссер, создает в сериале подчеркнуто изысканную реальность: зритель наблюдает исторические события, которые пришлось пережить главному герою, и через них погружается в его внутренний мир, едва ли не основная черта которого — утонченность восприятия реальности. Еще в своем предыдущем фильме «История одного назначения», где главный герой — Лев Толстой, она демонстрировала умение проникать в прошлое через художественный мир, созданный автором, ставшим главным героем ее фильма. В «Истории одного назначения» мы словно попадаем в тексты Льва Толстого, в «Вертинском» — в песни его главного героя.

В сериале их поет сам исполнитель главной роли — редко встречающейся случай в отечественных биографических проектах. Канонический облик Александра Вертинского — это или человек без возраста в гриме, или пожилой аристократ из «Анны на шее», одного из немногих фильмов, снятых с его участием уже в советский период. В сериале он появляется, когда ему еще нет и двадцати пяти — не самый растиражированный образ, дающий режиссеру пространство для допущений. Авдотья Смирнова воспользовалась этим приемом и в «Истории одного назначения», где показала Льва Толстого не бородатым старцем, а мужчиной, которому еще нет и сорока. В этом случае зритель не сопоставляет главного героя с привычным его образом, а открывает его для себя таким, каким до сих пор не знал. Уже в первой серии Алексею Филимонову удается убедить зрителей: он и есть тот самый Вертинский.

Выход «Вертинского» на Kion можно интерпретировать как компромисс, достигнутый в результате сложной системы соглашений, благодаря которым «Вертинский» и стал масштабным проектом — это видно уже по первым двум сериям, хотя их действие происходит в пределах России. Но это именно компромисс, и он до конца не выгоден ни одной из сторон. Едва ли Kion сможет обольстить этим сериалом аудиторию, которая формировалась «Клиникой счастья» и «Хрустальным». И наоборот, аудитория, которая подпишется на сервис, чтобы посмотреть «Вертинского», может быть шокирована и «Клиникой счастья», и «Хрустальным», и тем более «Секретами семейной жизни», где юная супружеская пара ввязывается в цепь убийств, становящихся для нее формой развлечения. Когда же «Вертинский» выйдет на Первом канале, это будет что-то вроде показа сериала для тех, кто не так уж и жаждал его посмотреть, и повторного — для всех остальных, тех, кто почти наверняка к тому времени найдет способ его увидеть.

«Вертинский» на Kion, по словам самого Константина Эрнста, — это эксперимент по отработке модели показов сначала в Сети, для тех, кто привык к потреблению контента именно таким образом, а уже потом в эфире классического телевидения — для менее толерантной аудитории. Это рабочая модель для телеканалов, которая к тому же оправдывает себя экономически. Телевидение неожиданно попало в ситуацию конкуренции с бурно развивающимися цифровыми платформами, каждая из которых стремится стать экосистемой. Пока что, по мнению Эрнста, ни одной из них не удалось стать настоящей экосистемой — способной удовлетворять потребность рядового потребителя в аудиовизуальном контенте на 75%. Чтобы они появились, понадобится еще несколько лет. Но тогда таких экосистем будет всего две или три. «Сначала их будет три, — прогнозирует Константин Эрнст — а потом две, хотя три [платформы], на мой взгляд, более устойчивая система».

Самым неожиданным фактором в этой конкурентной борьбе стал тот факт, что почти все новые платформы живут в условиях, когда их инвесторы не ждут немедленной отдачи. «“Нетфликс” тратит 13 миллиардов долларов в год и никогда не сообщает, насколько они остаются в минусе. Если вы это узнаете, то ужаснетесь, — намекает на обладание инсайдерской информацией Константин Эрнст. — Я дружу с вице-президентом этой компании и побожился ему, что никому не скажу, но это страшно произнести, вы не поверите. Это не экономическое решение, это мощная система инвестирования. Слава богу, что они инвестируют, но это ужасно для каналов, потому что стоимость людей в [съемочных] группах резко выросла за счет предложений платформ. Мальчик кей-грип, который обвешан железяками и может [на площадке] прикрутить что угодно, стоит почти столько, сколько стоят долги “Нетфликса”. Для российской аудитории эту сумму страшно называть. Но это короткое время инвестирования, дальше неудачники лопнут, а остальные будут существовать в реальной экономике».

Игорь Мишин подтверждает, что дела и в самом деле обстоят именно так: перед стриминговыми сервисами сейчас не стоит задача обеспечить экономическую эффективность каждого из запускаемых проектов. По его словам, если бы владельцы платформ пытались ее измерить и принимать решения исходя из ее величины, это напоминало бы попытки измерить экономическую эффективность рекламных слотов, которые телевизионщики предпринимали в девяностых годах и от которых в конце концов отказались: «Это этап становления, развития, он не будет бесконечно долгим. Иногда надо инвестировать в вещи, обладающие большим эмоциональным потенциалом. Телевидение и в его цифровом формате не может игнорировать важные задачи. Биография Вертинского — это попытка осмыслить события двадцатого века с высоты века двадцать первого. В это тоже стоит инвестировать».

Главный герой сериала Авдотьи Смирновой еще в первых сериях обнажает насилие, которым был наполнен XX век. Ее герой идет сквозь него, но не становится его соучастником и, как может, сопротивляется ему. Основной линией, которую он проводит и в творчестве, и в жизни, становится сострадание. В качестве ответного дара он получает способность выжить в ситуации, когда граница между жизнью и смертью очень тонка. Таков «Вертинский» Авдотьи Смирновой. Именно в такого «Вертинского» инвестировали Kion, Первый канал, Роман Абрамович и Сергей Адоньев.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки

Разбираем словесные приемы и неэтичные риторические установки

Inc.
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
«Инквизиторы все равно настигнут свою жертву». Отрывок из книги Маркоса Агиниса «Инквизиторы все равно настигнут свою жертву». Отрывок из книги Маркоса Агиниса

Фрагмент из книги «Житие Маррана» о Франсиско Мальдонадо да Сильве

СНОБ
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Гимнастика для глаз — необходимость или миф? Гимнастика для глаз — необходимость или миф?

Можно ли исправить зрение с помощью упражнений?

Reminder
8 тайных фантазий девушек, о которых они почти никогда не рассказывают 8 тайных фантазий девушек, о которых они почти никогда не рассказывают

Да — есть вещи, которые девушки... обычно не предлагают

Playboy
Теория запаха Теория запаха

Зачем в парфюмерных лабораториях изучают влияние ароматов на мозг

Glamour
Стоит ли покупать видеокарты на вторичке: плюсы и минусы Стоит ли покупать видеокарты на вторичке: плюсы и минусы

Сэкономить или же переплатить за гарантированно работоспособную видеокарту?

CHIP
Не сошлись кошельками: почему деньги в России — главная причина разводов Не сошлись кошельками: почему деньги в России — главная причина разводов

Главная причина разводов в России — бедность. Что стоит за этой формулировкой?

Cosmopolitan
Бебель и «анти-Делон»: кем на самом деле был Жан-Поль Бельмондо Бебель и «анти-Делон»: кем на самом деле был Жан-Поль Бельмондо

Размышляем о Жане-Поле Бельмондо — одного из самых популярных артистов XX века

РБК
Одиночество в сети Одиночество в сети

Современное искусство на грани биологии и кибернетики

Цифровой океан
Эль Лисицкий. Опережая время Эль Лисицкий. Опережая время

Как знаменитый авангардист Эль Лисицкий сконструировал мир, в котором мы живем

Культура.РФ
Как правильно пить таблетки: большой и подробный гид по приему лекарств Как правильно пить таблетки: большой и подробный гид по приему лекарств

Почему лекарства следует пить строго по инструкции?

Cosmopolitan
Ледниковый период: 7 проблем со здоровьем, из-за которых ты всё время мерзнешь Ледниковый период: 7 проблем со здоровьем, из-за которых ты всё время мерзнешь

Что делать, если ты все время мерзнешь, и нужно ли идти с этой проблемой к врачу

Cosmopolitan
Есть работа — есть город Есть работа — есть город

Не стоит фетишизировать цифру целевой численности новых городов

Эксперт
Что не так с футбольным клубом «Манчестер Юнайтед» Что не так с футбольным клубом «Манчестер Юнайтед»

Как «Манчестер Юнайтед» пришел к оглушительным поражениям

GQ
Боремся с забывчивостью: 3 простых шага Боремся с забывчивостью: 3 простых шага

Как выявить забывчивость и сделать первые шаги к восстановлению памяти

Psychologies
4 технологии, которые помогут в решении глобальной мусорной проблемы 4 технологии, которые помогут в решении глобальной мусорной проблемы

Какие технологии помогут людям сделать мир свободным от мусора

Популярная механика
Сибирские арктические собаки скрестились со степными и научились пасти оленей Сибирские арктические собаки скрестились со степными и научились пасти оленей

Генетики исследовали происхождение ненецких лаек

N+1
Королева Диана Королева Диана

Отрывок из мемуаров легендарного редактора американского Vogue Дианы Вриланд

Vogue
Юбки без задиров, днища без «прихватов» Юбки без задиров, днища без «прихватов»

Решение, позволяющее сократить отставание страны в разработке двигателей

Эксперт
Пережил 70 бесполезных операций: история самой масштабной трансплантации лица Пережил 70 бесполезных операций: история самой масштабной трансплантации лица

Жизнь Патрика Хардисона, американского пожарного, изменилась в один миг

Cosmopolitan
Перевал: научный взгляд на загадку гибели группы Дятлова Перевал: научный взгляд на загадку гибели группы Дятлова

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Чистое место: сауна Чистое место: сауна

Саун в Финляндии больше, чем автомобилей

Вокруг света
Корона не жмет: 17 безумно дорогих тиар британской королевской семьи Корона не жмет: 17 безумно дорогих тиар британской королевской семьи

Эти тиары бесценны — потому, что они "пережили" правления множества монархов

VOICE
Мадонна: да, нет, знаю Мадонна: да, нет, знаю

Мадонна: «Мне казалось, что я ничего не стою»

Glamour
«Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта — почти не страшный, но красивый и мелодичный хоррор «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта — почти не страшный, но красивый и мелодичный хоррор

«Прошлой ночью в Сохо» — смешное, музыкальное и танцевальное зрелище

Esquire
«В моем доме полгода тайно жил незнакомец» «В моем доме полгода тайно жил незнакомец»

Странные шаги в квартире по ночам, открытые двери и пропадающая еда

Psychologies
Алкогений: Стивен Кинг Алкогений: Стивен Кинг

Стивен Кинг провел пятнадцать лет своей жизни в режиме чудовища

Maxim
Открыть в приложении