Одежда – новая литература
Ближайшие 15 лет мода затронет не только гардероб, но и дополненную реальность.
Вторая промышленная революция дала миру легкую промышленность. Появились фабрики, станки, разделение труда, электричество, и рабочие, уже не ограниченные световым днем, стали трудиться по 14 часов. В этом Россия почти не отставала от Европы и Америки.
Другая революция
А вот постиндустриальной промышленной революции у нас не случилось – вместо нее случилась социалистическая. Во всем мире после второй промышленной революции наблюдалось перепроизводство: товара стало больше, чем людей, поэтому за их внимание приходилось бороться. Когда возникает профицит, становится важна информация: появляются газеты, журналы – информационная надстройка, и продукт становится гибридным. Мы покупаем те вещи, о которых слышим; мы живем в экономике внимания. Это и называют постиндустриальной революцией, в результате которой в мире появилась индустрия моды – бизнес-экосистема из сотен связанных профессий.
В России попытались избежать капитализма, введя плановую экономику. Вместо профицита возник дефицит; бороться за покупателя не требовалось: все, что производилось, покупалось. Но, как только железный занавес поднялся, наше внимание поймали международные бренды с их гибридными продуктами, рассказ о которых так же интересен, как и сами вещи. В итоге практически весь российский ретейл (82% от 2 трлн руб.) сейчас принадлежит иностранным брендам – это видно даже по арендаторам торговых центров. И такая ситуация не только в ретейле – вся бизнес-экосистема индустрии моды очень разрозненна: дизайнеры, ретейлеры, фабрики, журналы, недели моды не взаимодействуют друг с другом. И это проблема, потому что в России есть 20 тыс. фабрик, но мы не покупаем одежду, сделанную ими.
Хорошие новости
В мире начинается четвертая промышленная революция, и у российской экономики есть шанс значительно вырасти. Меняются связи в обществе, трансформируются технологии производства и распространения модных товаров.
Общество становится прозрачным за счет соцсетей, развития гаджетов и информационных технологий. Мы живем в мире взаимного наблюдения. Даже в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), где поначалу постили глянцевые фотографии, теперь делятся реальными историями. Вместо десятка приятелей, с которыми мы встречались в баре или на тусовках, у нас тысячи френдов. В новом мире все меньше востребовано личное присутствие, а все больше – цифровое. Важным навыком становится умение рассказывать истории. Если прежде нужны были только технари, то сейчас из тени выходят гуманитарии – филологи, художники, журналисты. Визуальная, виртуальная граница тела, телесности становится главным высказыванием для нового поколения Digital Native, или Gen Z.