Опытным путем
В мире существует много эффективных образовательных практик. Что из западного опыта мы могли бы использовать в России и как это можно сделать?
Голландия
«Дальтон-час» – практика, вполне жизнеспособная для нашей системы образования. Впервые я познакомился с ней в голландских школах. Это довольно популярная система обучения, которая возникла в 20-е годы в США. Основная идея заключается в том, что на один час в неделю (а в некоторых школах и больше) все ученики и учителя освобождаются от уроков. Но это не пустое место в расписании. Хочешь не хочешь, ты должен найти себе на этот час занятие. Это относится и к преподавателям, и к ученикам. Вариантов масса. Это может быть всё что угодно – от погружения в робототехнику до изучения древнегреческого языка. Не только по принципу «учитель предлагает – ученики выбирают», дети могут придумать свою тему и договориться с учителем о том, как будет строиться их совместная работа.
Так вскрывается ворох различных детских и взрослых интересов. Я видел, как историк организовал музыкальный кружок, играл с детьми на домре, и итоговым продуктом, ради которого затевался «Дальтон-час», у него было выступление ансамбля. Здесь есть место для выбора, творчества, фантазий. Мы вводили «Дальтон-час» в своей школе. Это был интересный опыт, который всех взбодрил, потому что по сути он вскрывает вопрос «зачем мы все сюда приходим?». Ученики находят то, что им действительно интересно, и помимо базовых уроков могут заниматься еще чем-то: час в неделю – это немало.
В понедельник – у тебя лепка из глины, в среду – подготовка спектакля, в пятницу вы изучаете минералы, которые педагог нашел в какой-то горной экспедиции. Язык не повернется назвать школу скучной. У учителей тоже появляется возможность выделять время для своих увлечений и выходить за рамки школьной программы в своем предмете.