Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют «бондиану»
Семья с 1961 года выбирает режиссёров и актёров, места для съёмок и рекламные интеграции и получает при этом примерно столько же, сколько компания-производитель. Как продюсеру Альберту Брокколи это удалось — рассказывает The Hustle.
В июне 1961 года продюсеры Альберт «Кабби» Брокколи и Гарри Зальцман искали киностудию, чтобы экранизировать серию романов Яна Флеминга о шпионе Джеймсе Бонде. Columbia Pictures им отказала, а опцион на экранизацию тем временем истекал.
В надежде всё же заключить сделку они встретились с руководителями киностудии United Artists в Нью-Йорке. После 45-минутной беседы компания выделила продюсерам бюджет в $1 млн.
За 60 лет «бондиана» стала одной из самых продолжительных голливудских франшиз, а мировой прокат принёс создателям около $7 млрд выручки.
Контроль над франшизой на протяжении всего времени сохраняло семейство Брокколи — несмотря на судебные иски, угрозу банкротства и смену партнёров. Всё это в мире, где частных игроков всё чаще поглощают крупные корпорации, пишет The Hustle.
Новый фильм об агенте 007 «Не время умирать» выходит в октябре 2021 года. Семья Брокколи, по ожиданиям аналитиков, получит 10% чистой прибыли, сумма которой обычно составляет около $100 млн.
Как Брокколи познакомился с владельцем прав на «бондиану»
С 1952 года писатель Ян Флеминг ежегодно выпускал по одному роману о Бонде. Каждый получал одобрение критиков, хорошо продавался и, казалось, был идеальным кандидатом на экранизацию: в нём были эксцентричные злодеи, содержательные диалоги и «горячие» сцены, пишет The Hustle.
Однако кинокомпании оценили труд Флеминга не сразу. В 1954 году канал CBS снял часовую телеадаптацию его первого романа «Казино Рояль», заплатив писателю всего $1000. Позже права на экранизацию купил за $6000 другой продюсер, но проект так и не запустили. «Кино- и телеиндустрия в Америке — это адские джунгли», — писал тогда Флеминг.
Телеадаптация «Казино Рояль» для сериала-антологии Climax! на канале CBS
В 1960 году надежду писателю подарил продюсер Гарри Зальцман:
- За $50 тысяч он купил права на все романы о Бонде за исключением «Казино Рояль».
- И пообещал доплатить по $100 тысяч за каждую книгу, которую удастся экранизировать.
Связей в крупных киностудиях у Зальцмана не было, зато они были у продюсера Альберта «Кабби» Брокколи, который давно присматривался к «бондиане», пишет издание.
«Кабби» родился в 1909 году в Нью-Йорке — в итало-американской семье, занимающейся посадкой брокколи. В 20 лет он переехал в Голливуд, где познакомился с режиссёром и предпринимателем Говардом Хьюзом. Благодаря ему Брокколи устроился киноагентом, продюсировал актрис Лану Тёрнер и Аву Гарднер, а позже стал независимым продюсером.
Позже Брокколи стал независимым продюсером и в 1961-м году познакомился с Зальцманом. Он обещал последнему помочь со сделкой и взамен получил 50% прав на «бондиану».