Важная ненужная вакцина от чумы свиней
Российские ученые приблизились к созданию вакцины от африканской чумы свиней — проблемы номер один для животноводов всего мира. Однако агрохолдинги пока не видят коммерческих перспектив для будущей вакцины

Африканская чума свиней (АЧС) вот уже более ста лет косит «парнокопытных животных рода кабанов» на разных континентах, принося сельскому хозяйству убытки в сотни миллиардов долларов. На днях стало известно, что российские ученые существенно продвинулись в создании первой в мире вакцины от АЧС. Ученые Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии (ФИЦ ВиМ) в мае испытали штамм — кандидат на вакцину от АЧС на животных, которые в итоге выжили, то есть обрели хоть какой-то иммунитет к АЧС, что стало серьезным достижением. Теперь для получения прототипа уже самой вакцины ученым необходимо выбрать и «закрепить» те белки штамма, которые смогут обеспечить стабильный иммунный ответ на заражение АЧС, не создавая при этом проблем организму животного. Следующий шаг — подключить к исследованиям аграрный бизнес: для испытаний кандидатного штамма необходимо построить экспериментальную свиноферму с лабораторией. И только потом можно будет говорить о промышленном производстве препарата.
Однако пока, несмотря на серьезные проблемы и потери от АЧС, участники рынка не выказывают заинтересованности в появлении такой вакцины. Свиноводам и страховщикам неясны сроки появления препарата, его качество и рыночные перспективы, а потому они не готовы тратить сотни миллионов на эксперименты. Минсельхоз не понимает, какую именно вакцину надо создавать (а от этого зависят ее свойства и цена): для прививки диких кабанов как источников заразы, всеядных свиней на личных подворьях или стерильных во всех отношениях животных в крупных хозяйствах с высокой степенью биозащиты? Без такого базового понимания и, как следствие, отсутствия четких требований к будущей вакцине российские ученые вынуждены продвигаться в исследованиях медленно и наугад. А значит, их могут опередить конкуренты из других стран, которые уже добились аналогичных результатов в создании кандидатов на вакцину от АЧС.
Как мирный вирус стал чумой
Сама по себе африканская чума свиней (Pestis africana suum) — высокозаразная вирусная болезнь, вызывающая у животного лихорадку, тошноту, снижение веса и почти в ста процентах случаев — гибель. Вирус очень устойчивый, он выдерживает лютый мороз и экваториальную жару. Лечение АЧС возможно, но запрещено во всем мире, поскольку переболевшие особи остаются переносчиками инфекции. Сейчас этот вирус не опасен для человека, но не исключено, что одна из его многочисленных мутаций доберется и до нас, как это случилось с птичьим гриппом и коронавирусом. До начала XX века АЧС считалась болезнью исключительно африканских кабанов семейства бородавочников, у которых она появилась от клещей. Причем самих кабанов вирус не убивал, сохраняя их как естественный резервуар. Собственно, «чумой» заболевание стало в результате развития сельского хозяйства: в 1903 году, вскоре после завоза в Южно-Африканскую Республику породистых свиней из Европы для разведения, вирус мутировал в них, обретя способность к безудержному размножению и невероятно повысив свою летальность.
Более 50 лет АЧС гуляла лишь по африканской саванне, но уже в 1957 году доплыла на корабле до португальского Лиссабона на корабле — матросы из Анголы накормили портовых свиней зараженными объедками. Здесь чума в считаные годы убила всех животных региона, а за несколько следующих лет — и почти всего Пиренейского полуострова. Португалия и Испания боролись с иноземной инфекцией более 30 лет, не раз уничтожая и вновь восстанавливая свиное поголовье. В 1971 году АЧС оказалась на Кубе, спустя еще семь лет — на Гаити и в Доминикане; в 1980-е бушевала в Бразилии, Франции, Голландии, Италии и Бельгии… И всюду после нее не оставалось ни поросенка: одни гибли от болезни, другие бескомпромиссно сжигались представителями ветнадзора. В СССР вирус отметился лишь единожды: в 1977 году вспышки АЧС были зарегистрированы в Одесской области и Молдавии, где также пришлось уничтожить все поголовье в радиусе 30 км от очагов. И лишь после 1995 года большая часть мира вздохнула спокойно: чума снова принялась терзать свиней исключительно в Африке.
Увы, счастье оказалось недолгим: в 2007 году АЧС вернулась. Мутировавший африканский вирус оказался в грузинском порту Поти, а оттуда легко перебрался в Европу, Юго-Восточную Азию и Россию. Для Продовольственной сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН и Всемирной организации по охране здоровья животных это стало большой неожиданностью, поскольку явных предпосылок для такого трансконтинентального прыжка не наблюдалось: свинину из Африки никто не импортировал.
В прошлом году АЧС захватила уже 42 страны. Последняя, самая большая волна эпидемии чумы прошла в Китае в 2018–2020 годах, когда из 500 млн голов свиней в стране осталось меньше половины.
Агрохолдинги терпят рекордные убытки
Приход АЧС стал сюрпризом и для России. Вирус устремился из южных регионов в центр, на запад и на север, в 2018 году отправился в Сибирь и недавно добрался до дальневосточных регионов. По сути, российское индустриальное свиноводство, зародившееся как раз в середине 2000-х, росло в отчаянной борьбе с чумой свиней. Агрохолдинги ежегодно тратят десятки миллионов рублей на биозащитные мероприятия, оборудуя на предприятиях тотальные дезинсекторы и организуя строгий контроль за перемещением персонала. Ветеринарные службы Россельхознадзора стали жестче проверять личные подсобные хозяйства, заставляя владельцев свиней соблюдать санитарные правила (отдельное содержание, запрет на выгул и прочее). И тем не менее чума продолжает захватывать все новые регионы России — их на ее счету уже более 60.