В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

ЭкспертКультура

Удивительное перевоплощение Евгения Цыганова в Сергея Образцова

В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

Вячеслав Суриков

Евгений Цыганов в образе Сергея Образцова в спектакле по пьесе Екатерины Образцовой и Бориса Голдовского

Среди кинематографических работ Евгения Цыганова есть роли удачные, есть не слишком. В большинстве из них он эксплуатирует одну и ту же маску — необычайно уверенного в себе человека, при этом несколько разочарованного в жизни, но не теряющего надежды на благоприятный исход дела. В кристаллизованном виде этот образ актер воссоздает в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель», где на экране перед нами не столько реальность того времени, сколько миф о ней. И Евгений Цыганов не просто оказался органичен созданному Тодоровским мифологическому пространству — он сам в нем преобразился. Из нашего современника, поверхностно обаятельного, ненавязчиво притягательного, чья внешность улетучивается из памяти уже на следующий после просмотра фильма день, он превратился в актера, выскользнувшего из-под власти навязанных ему стереотипов восприятия. Ему удалось в кино стать самим собой. И с этого момента каждую его новую работу в кино трудно отделить от него самого.

Другое дело театр. Именно здесь находится лаборатория, где Евгений Цыганов оттачивает грани актерского таланта. В прошлом году у него состоялись две фантастически удачные театральные премьеры: «Дон Жуан. Репетиция» и «Я — Сергей Образцов». В первом случае все очевидно: Евгений Цыганов в стенах Мастерской Фоменко, в труппе которой он состоит уже больше двадцати лет, на пике актерской формы играет в спектакле режиссера номер один в современном русском театре Дмитрия Крымова. И происходит спланированное чудо: Мастерская Фоменко обретает зрелище невероятной увлекательности и совершенства, а Евгений Цыганов — роль, в которой абсолютно неузнаваем и в которой извлекает из себя нечто такое, чего от него никто не ожидал, возможно и он сам. В итоге у «Дон Жуана. Репетиции» девять номинаций на «Золотую маску», в том числе в категории «Драма / Лучшая мужская роль».

«Я — Сергей Образцов» — удача ничуть не меньшая и не менее значимая. Это камерный спектакль, под стать той сцене, где его играют: сцене Театра кукол Сергея Образцова. В нынешнем году ему исполняется девяносто лет, и по этому случаю его основатель, со дня рождения которого минуло сто двадцать лет, превратился в персонажа пьесы, чтобы рассказать зрителям свою историю. Она длится столько же лет, сколько и созданный им театр, девяносто, — и вмещает в себя если не весь XX век, то по крайней мере целую жизнь одного государства: Сергей Образцов собственными глазами наблюдал возникновение СССР, был участником основных событий его истории и стал свидетелем распада. Чтобы выйти в качестве персонажа на сцену собственного театра, ему пришлось пройти долгий путь: от обычного взрослеющего в революционные годы мальчика, чья артистическая натура пробуждается с появлением в его жизни кукол, до создателя собственного театра, появившегося не потому, что таковы его амбиции, а потому, что таким было естественное развитие событий.

Парадокс Сергея Образцова заключался в том, что артист, выбравший себе призвание, которое позволяло ему прятаться за ширмой и использовать для взаимодействия с публикой многочисленные аватары в виде кукол, оказался интересен и сам по себе. Он представал перед публикой в образе идеального сказочника и почти волшебника: чем, как не силой магии объяснить то, что все куклы в ответ на его обращение с ними словно обретали душу? При его жизни этот образ был широко растиражирован телевидением — ничуть не меньше, чем его самое известное творение: спектакль «Необыкновенный концерт». Но сейчас этот образ стал стираться из общественной памяти, а театр, им созданный, — отодвигаться на периферию внимания театральной публики. И не исключено, что возвращение Сергея Образцова на сцену как персонажа — то самое средство, которое позволит найти новую точку отсчета и в его биографии, и в истории созданного им театра.

Кукла Сергея Образцова в спектакле Екатерины Образцовой «Я — Сергей Образцов»

В спектакле «Я — Сергей Образцов» Евгений Цыганов — единственный человек на сцене, всех остальных персонажей играют куклы. Его появление в роли классика отечественного кукольного театра стало бы неожиданным и крайне интригующим режиссерским ходом, если бы не предшествующий ему «Дон Жуан. Репетиция». И тот и другой спектакли стали стыкующимися друг с другом пазлами вне зависимости от воли поставивших их режиссеров. Эти спектакли словно объясняют друг друга. И там и там Евгений Цыганов надевает маску. Но на сцене Театра кукол это происходит только в момент, когда ему нужно скакнуть во времени — и перейти из одного возраста своего персонажа в другой. И видно, какую силу придает ему маска, как легко он отрешается от самого себя, от привычного зрителям кинематографического образа и превращается в Сергея Образцова. Если до тех пор тот в нем лишь угадывался, то в момент, когда актер выходит на сцену в маске, Сергей Образцов проступает в нем с невероятной узнаваемостью.

Зритель не просто видит его, он слышит его речь. Второе действие состоит по большей части из монолога Сергея Образцова: он произносит его на встрече со зрителями (расхожий в советский период формат взаимодействия артистов с публикой: зрители присылают записки, а знаменитый артист на них отвечает). И если до этого момента характерный выговор Сергея Образцова, узнаваемый для тех, кто хоть однажды видел его воочию или благодаря телевидению (привилегия родившихся в Советском Союзе), угадывается едваедва, то на «встрече со зрителями» актер усиливает его ровно настолько, чтобы оставаться естественным. Одновременно укрепляется эффект узнавания: образ Сергея Образцова всплывает из глубин памяти и совмещается с образом, созданным Евгением Цыгановым, несмотря на то что маска на актере остается всего лишь маской. Но в этом — финальном — эпизоде важны и сами слова. Они произносятся как сказанные много раз — скороговоркой, но смысл их от этого не теряется. Он прост и очевиден: счастье заключается в том, чтобы быть нужным людям — близким и дальним, ничего важнее этого нет.

«Я — Сергей Образцов» еще и парад возможностей кукольного театра. Куклы в нем предстают актерами, ничем не уступающими тем, что обладают плотью и кровью, а в чем-то и превосходящими их. Зритель легко узнает их, он сразу понимает, в чем смысл появления той или иной куклы на сцене, каков ее характер, что она означает в художественном пространстве спектакля. Иногда им даже не нужны декорации: их эмоциональное воздействие настолько велико, что распространяется и на окружающее их пространство сцены. Иногда зрителю достаточно лишь увидеть куклу, а все остальное дорисует его воображение. Иногда им даже не нужно говорить: по одним их движениям, пусть очень условным, зритель понимает, что кукла хочет ему сказать. Спектакль «Я — Сергей Образцов», поставленный Екатериной Образцовой (одна и та же фамилия у режиссера и у персонажа, чье имя вынесено в название постановки, не случайное совпадение), лаконичен в выразительных средствах и масштабен по охвату временны/ х эпох, сквозь которые шествует главный герой спектакля.

Евгений Цыганов — театральный и киноактер, театральный и кинорежиссер, музыкант

И в самом деле в какой-то момент задумываешься: как ему удалось пройти сквозь такую толщу времени и остаться целым и невредимым во всех испытаниях, которые выпали на долю его и его современников? Как удалось превратить театр кукол в столь значимое явление и влюбить в него такое количество людей? Возможно, все дело в том смысле человеческого существования, который он для себя однажды открыл, которым скороговоркой делился на встречах со зрителями и которому, по-видимому, старался следовать и в жизни, — спектакль нас в этом убеждает. Возможно, жизнь любого человека можно превратить в пьесу, но вряд ли жизнь любого человека можно превратить в пьесу хорошую настолько, чтобы на нее обратил внимание кто-либо из режиссеров, а главную роль в спектакле, по ней поставленном, сыграл такой актер, как Евгений Цыганов. Но мало этого, надо прожить жизнь так, чтобы зрители пришли не просто посмотреть на популярного Цыганова, но разглядеть в нем персонажа, им созданного, полюбить его и узнать в нем самого себя. Сергей Образцов вернулся на сцену созданного им театра и куклой тоже. Возможно, это и есть вершина карьеры артиста-кукольника.

Фотографии предоставлены Театром кукол Сергея Образцова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прагматика со вкусом виски: 30 лет российско-израильским отношениям Прагматика со вкусом виски: 30 лет российско-израильским отношениям

Как Москва и Тель-Авив выстраивали коммуникацию по заветам Примакова

Эксперт
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
БМПТ «Терминатор»: эффективный ограничитель на поле боя БМПТ «Терминатор»: эффективный ограничитель на поле боя

Боевая машина поддержки танков полезна на открытой местности и в городских боях

Эксперт
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении