У банков отбирают комиссии
Экономическая обоснованность комиссий за эквайринг вызывает все больше вопросов. Тем временем объем этих комиссий приближается к 0,5 трлн рублей. Эквайрингу придется стать дешевле, в числе «пострадавших» могут оказаться Сбербанк и международные платежные системы
Каждый житель России в год платит в среднем 3,34 тыс. рублей комиссий банкам и платежным системам за то, что расплачивается безналом. Если вычесть стариков, которые по большей части платят наличными, а также младенцев, получим, что экономические активное население отдает ежегодно за эквайринг почти вдвое больше. Это средняя сумма платежей, рассчитанная на основе данных о расходах россиян (41,949 трлн рублей в 2017 году), доли безналичных платежей (39%) в структуре торговых операций и средней комиссии за эквайринг 3%. И если в 2011 году объем рынка эквайринга, то есть комиссий, по безналичным операциям физических лиц составлял лишь 70 млрд рублей, то по итогам 2017 года он вырос в семь раз и достиг, по оценкам «Эксперта», 490 млрд рублей. Это большие деньги, и неудивительно, что за них развернулась нешуточная борьба, в которую был вынужден вмешаться президент. Владимир Путин в ходе форума «Деловой России» назвал эквайринг «квазиналогом» и дал поручение представить предложения по снижению комиссионных при совершении безналичных торговых операций. Первого марта на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака выяснилось, что к законодательному регулированию комиссий никто не стремится и все заинтересованные: банки, платежные системы, ритейлеры — готовы к диалогу на площадке Банка России. И банки, и платежные системы положительно оценили итоги встречи, а ритейлеры, которые и затеяли спор вокруг эквайринговых комиссий, воздерживаются от комментариев. Пока ясности с тем, что же будет с комиссиями, так и не прибавилось: непонятно, изменится ли размер «торговой уступки» (комиссии, взимаемой платежными системами, которая распределяется между банками-эмитентами и эквайерами при проведении безналичных платежей) и кто же в итоге согласится умерить свои аппетиты. Но, похоже, банкам и другим посредникам придется подвинуться. Сейчас лидер на рынке эквайринга — Сбербанк, его доля оценивается в 45% (по итогам 2017 года это около 220 млрд рублей), остальные 55% распределяются между всеми остальными банками. Получается, что Сбербанк примет на себя и основной удар, если решение о принудительном ограничении эквайринговых комиссий все же будет принято.
Угрозы и шантаж
До поры рынок эквайринга был не особенно интересен: его объемы были малы, а первоначальные вложения, которые определяют стоимость входа в сегмент, были довольно значительны. Вообще, эквайринговая комиссия (торговая уступка) — это рыночный тариф, который взимает банк-эквайер с магазинов, ресторанов, парикмахерских и т. п. по операциям безналичной оплаты товаров (работ, услуг) в рамках договора на эквайринговое обслуживание. И конечно, объем рынка эквайринга напрямую связан с ростом доли безналичных платежей в расчетах и торговле.
Еще в 2011 году доля безналичных расчетов в торговой рознице составляла лишь 9%. Но объем безналичных платежей ежегодно рос неплохими темпами, люди все чаще использовали безнал для оплаты товаров и услуг, так что увеличивалось не только количество операций, но и их объем. По итогам 2017 года объем рынка эквайринга оценивался уже в 490 млрд рублей, доля безналичных платежей в потребительских расходах достигла 39%, и, как следствие, вклад каждого человека в стране на оплату эквайринговых комиссий вырос с 494 рублей до 3,343 тыс. рублей. По мнению аналитиков, рост продолжился и в 2018 году: по некоторым оценкам, доля безнала достигла 55%. Рынок стал довольно большим, что, скорее всего, и стало главной причиной призыва ритейлеров к пересмотру комиссий.
Банки полагают, что их комиссия вполне оправданна: для выхода на рынок эквайринга банку нужно заключить договор с платежными системами (и потом выплачивать им значительные комиссионные), перенастроить собственное оборудование и, главное, быть готовыми предоставить соответствующее оборудование мерчантам, то есть торговым точкам. Да и само обслуживание эквайринга тоже недешевое удовольствие: «Обслуживание каждой транзакции для банка — это затраты. Это нагрузка на серверы, это нагрузка на специализированное ПО. Это поддержка, если потребуются возвраты. Поэтому банки берут комиссию за эту услугу. Размер комиссии может очень сильно отличаться в разных банках и для разных компаний. Разброс по информации, имеющейся в моем распоряжении, может составлять от нуля до пяти процентов», — рассказывает Станислав Комаров, менеджер по продажам IT-компании Brainysoft (разрабатывает ПО для банков).
Банкиры также утверждают, что крупным торговым сетям, затеявшим битву за снижение комиссий на правительственном уровне, вообще не на что жаловаться: для них комиссии за эквайринг и так минимальные за счет объема и количества операций. Ритейлеры же объяснили свой поход к президенту ростом торговых издержек и налогов и пообещали снизить цены на товары в рамках скидки по эквайринговым платежам. Подогревали их стремление снизить тариф и новости из Европы, где введено законодательное ограничение ставок на безналичные платежи — не более 0,2% суммы покупки при оплате дебетовой картой и не более 0,3% с транзакции за оплату кредитной картой. «Это завуалированное вранье, потому что ведущие розничные сети, такие как X5, “Магнит”, “Ашан” и так далее платят мизерный процент за эквайринг, практические такой же, как в Европе, — возражает Михаил Попов, глава Talk Bank. — Соответственно, цены ритейлеры не снизят. Но мы можем получить и такую же ситуацию, как в Европе, где, чтобы заплатить в кафе десять евро, нужно доставать наличку, потому что на кассе объявление: “Оплата картой только от десяти евро”».
Продавцы же обращают внимание на то, что действующие в России ставки эквайринга просто огромны. Плата взимается в виде процента с оборота — обычно около 3% от суммы покупки. Причем верхней границы не существует, в результате за проведение одной и той же операции платежные агенты (банк — эмитент карты, банк — эквайер торговой точки и платежная система) могут получить от нескольких копеек до нескольких тысяч рублей. Хотя процессинговые операции при этом отличаются лишь количеством введенных нулей.
В ответ на попытки уменьшить комиссию за безнал банки пригрозили снизить, а то и вовсе свернуть все свои программы лояльности — кешбеки и бонусы.
Темный тариф
На самом деле размер платы за эквайринг измерить точно нельзя, все цифры — приблизительные. Дело в том, что при подключении к платежной системе торговые точки берут на себя обязательство сохранять в тайне тариф и особенности его формирования. Ни банки, ни Visa и MasterCard не раскрывают своих данных о размерах комиссий — кстати, в отличие от «Мира», который изначально был создан, чтобы снизить зависимость отечественного платежного рынка от зарубежных игроков.
По данным Национальной системы платежных карт (НСПК), эквайринговая комиссия формируется из трех составляющих. Во-первых, из суммы межбанковского вознаграждения, которое устанавливается платежной системой и выплачивается банком-эквайером (банк, который обслуживает торговую точку) в пользу банка-эмитента (банка, выпустившего карту). Во-вторых, из дохода самой платежной системы — эта часть тарифа компенсирует расходы на процессинг и клиринг операций, а также обеспечивает работу платежной системы в целом, о ней известно, что, как правило, она составляет от 0,07 до 0,12% от суммы операции. И в-третьих, из дохода банка-эквайера (ее размер устанавливает сам банк).
При этом величина межбанковского вознаграждения устанавливается платежными системами в зависимости от типа карточного продукта: чем выше уровень карты, тем выше ставка. Обычно эквайринговая комиссия выше для кредитных карт и премиальных дебетовых.
«В платежной системе “Мир” ставка межбанковской комиссии зависит от типа карточного продукта. Например, по дебетовым картам — от 0,3%, но не более трех рублей от суммы операции. Этот продукт в ПС “Мир” максимально ориентирован на интересы торгово-сервисных предприятий», — подчеркивают в пресс-службе НСПК.
На размер вознаграждения влияет и сегмент розничного рынка, в котором совершается оплата картой: ЖКХ, крупные торгово-розничные сети, услуги связи, детские товары, транспорт — у всех категорий свои комиссии, а часто их размер зависит и от величины торговой точки. «В “Мире” выплата межбанковского вознаграждения банку-эмитенту осуществляется только по межбанковским операциям (то есть когда по карте банка А совершается операция в торговой точке, которую обслуживает банк Б). По внутрибанковским операциям (когда терминал в торговой точке, где совершается покупка, обслуживает тот же банк, который выпустил карту) эквайринговая комиссия полностью идет в доход банка, который является и эквайером, и эмитентом в одном лице», — отмечают в НСПК. Это важное отличие, поскольку в международных платежных системах такого ограничения нет, комиссия может взиматься в любом случае — при совпадении банка-эквайера и банка-эмитента все вознаграждение получает один банк фактически в двойном размере.
К сожалению, международные платежные системы не предоставили информации о том, от чего зависит размер их комиссии. Так, пресс-служба Visa уточняет: «Visa не берет комиссию с предприятий торговли и сферы услуг и держателей карт за использование процессинговой сети, предприятия выплачивают “торговую уступку” банку-эквайеру. Размер межбанковской комиссии определяется так, чтобы обеспечить баланс между участниками системы и стимулировать выпуск карт и развитие сети их приема. Мы сотрудничаем со всеми участниками платежного рынка, чтобы развивать электронную коммерцию во благо российской экономики».
Однако такая закрытость уже обернулась против банков и платежных систем. Непрозрачность тарифов на эквайринг в условиях падения реальных доходов граждан и стагнации розничного оборота вызывает у бизнеса все больше сомнений в справедливости комиссий. Скорее всего, именно это вместе с понятным стремлением сократить издержки и сподвигло ритейлеров обратиться к президенту с просьбой повлиять на игроков рынка эквайринга.
Онлайн-кассы вступают в игру
Рынок эквайринга подстегнуло вступление в силу требований 54 ФЗ, который обязал с 2017 года поэтапно оборудовать все торговые точки онлайн-кассами. Под действие закона попали и малые, и средние предприятия, а онлайн-касса способна не только формировать чеки и передавать их для онлайн-хранения, но и принимать безналичные платежи. Это привело к тому, что услуги эквайринга потребовались уже не только крупным торговым сетям, но отдельным малым предприятиям.
В 2017 году объем розничной торговли оценивался в 29,8 трлн рублей. Из них 14,4 трлн приходится на пищевые продукты, напитки и табак, а 15,4 трлн — на непродовольственные товары. При этом на сети приходится 60% всего оборота. За пределами сетей продается товаров и услуг на 11,9 трлн рублей, а это большие деньги, которые еще только предстоит перевести на безналичный расчет.
Борьба за рынок, не охваченный сетями, уже идет. Тот же «Эвотор» (входит в группу компаний Сбербанка) уже установил 800 тыс. своих терминалов, которые обслуживают 600 тыс. предприятий. Через них в 2018 году прошел товарооборот на один триллион рублей, и еще 19%, на 6,5 трлн рублей, прошло через платформу ОФД (также входит в экосистему Сбербанка).
По оценкам банков, подключение торговой точки к эквайрингу, то есть возможность платить безналом, увеличивает продажи на 20%, но данных, подтверждающих их слова, нет.
Для малых предприятий услуга эквайринга идет в нагрузку к POS-терминалу (устройство, которое может принимать оплату картой, печатать чек и отправлять его в ФНС). «Любой простейший POS или PIN-Pad (устройство для ввода ПИН-кода карты. — “Эксперт”) стоит около 200 долларов. Когда предприниматель приходит в банк, он может выбрать один из трех вариантов — купить оборудование, взять в аренду или получить бесплатно. На нашем рынке в большинстве случаев торговые точки получают оборудование бесплатно, но тогда и размер комиссии за эквайринг выше — в среднем два процента. Если торговая точка берет оборудование в аренду, комиссия несколько ниже, а если приобретает в собственность, он платит комиссии в среднем полтора процента от суммы транзакции», — рассказал Андрей Романенко, генеральный директор «Эвотора».
Зато крупным ритейлерам удается получить скидку по эквайринговой комиссии: крупная сеть может позволить себе приобрести собственное оборудование, а значит, может торговаться с банком о скидке.
Спасите наши кешбеки
Что же касается угроз банков прикрыть программы лояльности, в частности сократить кешбеки после сокращения ставок по эквайрингу и интерчейнджу (та часть комиссии за эквайринг, которую платежная система распределяет между банком-эквайером и банком-эмитентом), то это хоть и вполне реальная перспектива, но не такая ужасная. И все из-за финтеха.
«Если эквайринг приведут к более низкой ставке, это будет компенсироваться из кешбека, и для клиентов стоимость покупки станет выше», — подтверждает Серафима Бочарова, директор по работе с инновационными продуктами компании Cashoff. По ее словам, работает это следующим образом: «Каждое торгово-сервисное предприятие платит комиссию при приеме платежей с банковских карт от одного до трех процентов (в интернет-эквайринге может быть выше). Комиссия распределится между банком-эквайером, банком-эмитентом и платежными системами (Visa, MasterCard, “Мир” и другие). Большая часть комиссии достается банку-эмитенту, и этой комиссией он делится в рамках программы лояльности для стимуляции роста платежей. И часто с целью завоевания нового клиента банк возвращает процент кешбека выше, чем комиссии, которые зарабатывает. Так каждый банк завоевывает клиента. Мы знаем историю успеха “Тинькофф” — они просто давали людям выгодные кешбеки». Главный риск при этом не уйти в минус, а потому банки не используют доходы от размещения денег клиентов на денежном рынке для финансирования кешбеков: «Это абсолютно разные вещи. Депозиты и ставки по депозитам коррелируют со ставкой по кредитованию — это другой бизнес, и здесь тем более банки не должны дотировать кешбек-программы из кредитов ни в коем случае. Для этого есть интерчейндж, для этого есть комиссия, которую они получают от мерчантов, от магазинов, и этой комиссией могут делиться с своими клиентами», — уверен Михаил Попов.
«Вот пример: был замечательный проект венгерского банка ОТР Touch Bank. Я так его любил. Но я сразу понял, что экономического эффекта от этого проекта ждать сложно. Потому что я его “наказывал” каждый месяц на круглую сумму возвращаемого мне кешбека! Они никогда не могли бы отбить обратно интерчейндж. В конце концов его закрыли, там была изначально какая-то неправильная модель или целью проекта было не получение прибыли», — приводит пример слишком щедрой программы лояльности банка Виталий Копысов, директор дизайн-офиса в СКБ-банке.
Правда, тут есть некое лукавство: стимулируя клиентов платить безналом, банки тем самым стимулируют их держать больше денег на счете и снимать меньше наличных. А чем выше остаток — тем больше на нем можно заработать. Так что кешбеки и бонусные программы — это нечто большее, чем часть интерчейндж-комиссии с барского плеча.
Тем не менее, по словам Виталия Копысова, для банка интерчейндж — стабильный, пусть и небольшой доход, и, если выпуск карт станет убыточным, банк может просто прекратить эмиссию, тем более что есть уже решения для проведения платежей без помощи карт. Например, Система быстрых платежей от ЦБ. «В чем СБП инновационна в моем понимании: там карта больше вообще не нужна. То есть человек начинает мыслить счетом. У него есть счет и все остальное: карта, СБП, QR-код — это все средства управления его деньгами, которые завязаны на одном счете, — говорит Виталий Копысов. — Если он по карте все операции провел — он одни бонусы по программе лояльности получил, если с СБП перевел в другой банк — уже другие механизмы бонусов банк применил. И это меняет сам подход. Человек начинает сам строить свою финансовую экосистему».
В этом смысле СБП пошла принципиально дальше международных платежных систем — фактически она продемонстрировала, что для транзакций карта не нужна вообще. И тем самым поставила под угрозу будущее платежных систем, в которых пока все завязано на пластик. В самом деле: от СБП один шаг до платежа смартфоном или QR-кодом — любым средством, которое привязано к банковскому счету.
«Каждая платежная система и каждый банк мечтают, чтобы конечный пользователь всегда пользовался только их картой, а банк, кроме того, мечтает, чтобы было прямое списание со счета и не платить комиссию за эквайринг, — рассуждает Андрей Романенко. — Естественно, банки будут соревноваться с новыми системами платежей. Но мне трудно сделать ставку, кто в этом забеге победит».
Против новой системы быстрых платежей может сыграть только то, что продукт совершенно новый и пока непонятно, насколько он безопасен. «Это технология, конкурирующая с оплатой пластиковыми картами, однако не столь распространенная и для россиян непривычная. Требуется привязать мобильное устройство к банковскому счету и настроить его. До конца не очевидна безопасность таких платежей и последствия взлома смартфона при их использовании. Поэтому в ближайшее время без популяризации этой технологии она не окажет существенного влияния на рынок эквайринга», — критически оценивает систему Вячеслав Путиловский, младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА».
Однако если новая система ЦБ все же составит конкуренцию карточным решениям, то тем банкам, которые сохранят эмиссию карт, придется серьезно пересмотреть не только тарифы интерчейнджа, но и программы лояльности. Деваться им некуда. С одной стороны, на них давят ритейлеры и призывают поделиться доходами, с другой — альтернативные платежные решения вроде той же СБП, а с третьей — новые финтех-решения, которые позволяют получать кешбеки напрямую от производителей товаров и услуг, а не от банков. Так, стартап из Сколково Cashoff разработал ПО, которое можно встроить в любое банковское приложение. Там появляется вкладка «Акции», где клиенты видят список товаров, в основном FCMG-сектор, то есть продукты первой необходимости — еда, напитки, бытовая химия. Нужно выбрать акцию, совершить покупку и отсканировать QR-код на чеке — все, кешбек начислен. Это выгодно клиенту и производителю, а главное, в этом случае сеть и банк теряют свои преимущества в удержании клиента. Покупатель может получить кешбек где угодно, даже в небольшом магазине — бренд видит, что человек купил его товар, и начисляет кешбек. Такая программа лояльности абсолютно независима от снижения комиссии за эквайринг, потому что исходит напрямую от производителей независимо от банковских процессов.
Похоже, российская битва за эквайринг проходит на фоне изменений на платежном рынке во всем мире: все игроки ищут способы оптимизации процессов, чтобы сократить свои издержки при управлении деньгами. Очевидно, что в этой борьбе первыми под удар попадают как раз платежные системы: развитие альтернативных платежных решений может привести к тому, что банки просто откажутся от эмиссии карт, и в конечном счете платежные системы просто исчезнут как лишние звенья в цепи транзакций. Есть и альтернативный сценарий: платежные системы придумают свое решение, которое будет и быстрым, и удобным, и безопасным, тем самым они сохранят свое лидерство в проведении платежей и право диктовать рынкам свои условия.
При этом объем рынка эквайринга уже так велик, что экономика начинает ощущать его тяжесть, и вкупе с финтех-решениями этого достаточно, чтобы комиссии все же снизились. Первыми от этого выиграют сети, но и конечным потребителям опосредованно должно стать немного легче.
«Хотите заплатить картой — пожалуйста, заплатите комиссию»
Игорь Бухаров, президент Федерации ресторанов и отельеров (ФРИО), предложил свое решение проблемы высокой стоимости эквайринга.
— Что для ресторанов означает эквайринг?
— ФРИО — участник ежегодного Всемирного саммита ресторанных союзов в Чикаго. Там тоже поднимается этот вопрос: стоимость эквайринга слишком большая. Во всем мире часть рестораторов, у которых большой спрос на услуги, не принимают карты, а предпочитают только наличный расчет. Национальные и мировые платежные системы устанавливают цены за использование карт. Они берут процент в зависимости от объема с каждой транзакции. Каждый клиент платит банку за обслуживание карты, за открытие и ведение счета, за операции по переводу денег, ресторан платит банку также за обслуживание, за ведение счета и так далее. Знаете, почему почти никто не принимает карты American Express и Diners Club? У них комиссия четыре процента. И поэтому никто не хочет с ними работать. Да и в принципе непонятно, почему ресторан также должен платить банку за безналичную оплату? Это же услуга для гостя. Это он не хочет носить с собой наличные.
О ресторанах говорят, что вот они уходят от налогов и поэтому не хотят принимать карты. Это не так. Сейчас все рестораны оборудованы онлайн-кассами, и каждый чек уходит в налоговую. Как вы знаете, многие банки банкротятся, их санируют, малый бизнес просто боится потерять свои деньги. Кроме того, с наличными ресторатор может просто взять деньги из кассы, пойти на рынок и купить необходимые продукты. Как было раньше? Было много гостей, рестораны закупали продуктов около 150 килограммов, а сейчас — 50 килограммов. Поставщики не хотят везти уже такой объем — им это невыгодно: бензин подорожал, налоги выросли, издержки выросли. В целом ресторанам оплата наличными более выгодна.
— Помогает ли возможность безналичной оплаты повысить посещаемость?
— Кто вам сказал, что это должно помогать? Банки? Это неправда. Ресторан — это не магазин, гости к нам приходят провести время. Мы создаем атмосферу, о чем часто забывают, это не просто еда. Для тех, у кого нет наличных в кармане, некоторые рестораны договариваются с банками и устанавливают банкоматы рядом с заведением. Тем самым они перекладывают расходы на банковскую комиссию на клиента. Ведь когда снимаешь деньги с карты стороннего банка, нужно заплатить, и почему платить должен ресторан? Раньше мы все делали по принципу «все для гостя». Сейчас — «не хотите платить наличными — идите в другое место, ресторанов много».
— Какова средняя ставка эквайринга? От чего она зависит и как формируется?
— Никто вам точной цифры не назовет, ни банки, ни рестораны, потому что стоит только кому-то одному рассказать о выгодных условиях, как все остальные придут в банк и начнут требовать таких же условий. Большим ресторанам — «Макдональдсу», «Бургер Кингу», КФС, с большой сетью заведений, — удается договориться о ставках ниже двух процентов. Для остальных ставки формируются индивидуально, в зависимости от потока клиентов, от объемов, но обычно они выше двух процентов.
— Повлияет ли снижение ставки эквайринга на цены для конечного потребителя?
— Нет, цены вряд ли изменятся. С чего вдруг? У нас есть другое предложение: разрешить ресторанам взимать стоимость эквайринга с клиентов: хотите заплатить картой — пожалуйста, заплатите комиссию. Пусть клиенты решают, как им выгоднее: платить наличными или нет. Понятно, что банки на это не согласятся, ведь тогда клиенту не нужны будут все их дополнительные услуги, людям гораздо выгоднее станет носить с собой наличные деньги и ими платить. Но для нас это было бы хорошим решением.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl