Спецоперация по переносу деревянной церкви XVII

ОгонёкРепортаж

Реставрационные потери

Спецоперация по переносу деревянной церкви XVII века обойдется втрое дороже, чем ее реставрация на месте. И это, если не поднимать принципиальный вопрос: кто и как оценит потери исторической подлинности?

Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»

Так выглядела Варваринская церковь 1656 года постройки в деревне Яндомозеро до реставрации. Фото Сергей Потехин / Фотобанк Лори

На днях МВД Карелии отказало в возбуждении уголовного дела о нарушениях при реставрации деревянной Варваринской церкви XVII века. Объяснение гласит: полиция не нашла признаков состава преступления.

Заявление в полицию, напомню, подавало республиканское Управление по охране объектов культурного наследия — просило проверить действия подрядчика (ООО «ПГС II») на предмет наличия признаков преступлений, предусмотренных статьей 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов РФ») и статьей 243.1 УК РФ («Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия народов РФ»).

Что дальше? Как объяснила «Огоньку» начальник Управления Юлия Алипова, отказ в возбуждении дела уже опротестован в органах прокуратуры. Перспективы туманны — по названным статьям трудно доказать умысел и определить ущерб, нет методики. Безрезультатны и попытки привлечь к ответственности и предыдущего подрядчика — ООО «ЭШЕЛЪ».

Что касается сути претензий к подрядчику, то они у карельского Управления охраны памятников следующие: работы по госконтракту выполнить в срок и с должным качеством не смог, от реставрационных технологий отклонялся, предписания госоргана об устранении недостатков не выполнил, консервации памятника не провел, оставив на зиму без временных кровель над начатыми в сборке срубами храма и колокольни, не укрыл от снега материалы конструкций храма… Пока госоргану охраны наследия удалось через суд наложить на подрядчика (уже бывшего, поскольку контракт расторгнут) 50-тысячный административный штраф — за неисполнение предписания.

Но вот незадача: на все эти претензии у подрядчика, естественно, есть объяснения и контрпретензии. Подрядчик и заказчик реставрационных работ — Северо-Западная дирекция Минкультуры России (СЗД) — по нашим данным, уже начали разбирательство в суде. Так и не заметив, что есть предмет разбирательства куда более важный: как в бюрократических и явно небескорыстных разборках гибнет то, что надлежало спасти,— один из самых древних храмов России.

Образцово-показательная катастрофа

В самом деле: реставрация с перемещением Варваринской церкви из села Яндомозеро в поселок Типиницы, решение о котором было принято Минкультуры России в 2015-м, могла стать образцово-показательной операцией по спасению аварийного памятника древнерусской культуры. Реставрировать его на месте тяжело — в старинное село нет нормальной дороги; да и не для кого: постоянных жителей в Яндомозере остался ровно один человек, заезжих туристов и рыбаков немного. Вот и решили храм не просто реставрировать (без этого он, по оценкам экспертов, рухнул бы через 7–10 лет), а перенести в поселок Типиницы, что в 8 километрах, поставив на место утраченной в ХХ веке церкви. Поселок живой, многолюдный, за храм тут спокойнее, реставрация пройдет качественнее, да и туристам будет что показывать,— так рассуждали в федеральном и республиканском министерствах культуры в 2015 году. Приказ Минкультуры России о согласовании перемещения памятника архитектуры федерального значения № 2677 издан 26 октября 2015 года — за подписью замминистра Григория Пирумова, «прославившегося» полгода спустя (он был арестован по делу о хищениях средств, выделенных на реставрацию).

При этом Варваринская церковь 1656 года постройки — объект не рядовой. Считается одним из лучших шатровых храмов России и одним из старейших памятников карельского Заонежья. Реставрация такого объекта, да еще с переносом в другое место,— дело уникальное и предельно ответственное. Казалось бы, контроль со стороны инициаторов должен быть максимально строгим, а организация процесса — безукоризненной.

Работы по сборке отреставрированного храма на новом месте должны были завершиться осенью 2016-го. К весне 2019-го вместо образцовой реставрации мы имеем показательную катастрофу с неясным финалом. Срубы церкви и колокольни на новом месте собраны до уровня пола первого этажа, да и то предстоят переделки, материалы разобранного подлинного храма хранятся в порядке и беспорядке в Типиницах и соседней Великой Губе, их периодически обнаруживают на деревенских огородах. А за растянувшимся на годы процессом тянется шлейф претензий, скандалов, судебных процессов и заявлений о возбуждении уголовного дела. Таков, увы, безжалостный автопортрет нашей реставрации, бьющейся в тисках закона о госзакупках, заставляющего выбирать подрядчика не по качеству, а по смете.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пластилиновый коронавирус Пластилиновый коронавирус

С кем мы встретим Новый год?

Огонёк
«Давай поговорим»: как понять своего ребенка «Давай поговорим»: как понять своего ребенка

Дети, особенно подростки, часто скрывают переживания

Psychologies
Алиса вернулась Алиса вернулась

Дарья Верещагина поделилась мыслями о съемках, актерском эго, бунтарстве и любви

VOICE
Все, что вам нужно знать о брогах Все, что вам нужно знать о брогах

Как отличить броги от других кожаных ботинок

GQ
Рыцари супа Рыцари супа

Рыцари павийского супа придумали, как разогреть патриотизм историческим рецептом

Вокруг света
12 причин, почему твоя машина не заводится (кроме пустого бака, разумеется) 12 причин, почему твоя машина не заводится (кроме пустого бака, разумеется)

Мало что может быть хуже с утра, чем машина, которая отказывается заводиться

Playboy
Как стать миллиардером до 30? Восемь самых молодых участников списка Forbes Как стать миллиардером до 30? Восемь самых молодых участников списка Forbes

В 2019 году в списке Forbes оказалось восемь миллиардеров моложе 30 лет

Forbes
Рекордсмен, каких свет не видывал: Ан-225 «Мрия» Рекордсмен, каких свет не видывал: Ан-225 «Мрия»

Ан-225 «Мрия» создавалась и готовилась для долгой и сложной работы

Популярная механика
По заветам Грефа: как российские компании готовятся к цифровизации По заветам Грефа: как российские компании готовятся к цифровизации

Как «Газпром нефть» собирается заработать дополнительные 200 млрд рублей?

Forbes
Сергей Лазарев: «Помню, как мама проплакала всю ночь» Сергей Лазарев: «Помню, как мама проплакала всю ночь»

Артист признался, что хочет еще детей

StarHit
За что мы любим российский футбол За что мы любим российский футбол

Почему футбол стоит полюбить тем, кто за ним не следит

GQ
Экзекуция министра. Почему Володин атаковал Орешкина Экзекуция министра. Почему Володин атаковал Орешкина

На чем основан конфликт политиков Вячеслава Володина и Максима Орешкина?

Forbes
Леа Сейду, Скарлетт Йоханссон и другие актрисы о творчестве без границ Леа Сейду, Скарлетт Йоханссон и другие актрисы о творчестве без границ

14 талантливых девушек из разных стран в очень красивой съемке Vogue

Vogue
Марк Хэмилл: «Дорогой мистер Хэмилл, думаю, что от вас воняет. Не могли бы вы уже поскорее умереть?» Марк Хэмилл: «Дорогой мистер Хэмилл, думаю, что от вас воняет. Не могли бы вы уже поскорее умереть?»

Второй сезон «Падения ордена» покажет самые жестокие и мрачные времена

Maxim
Все, что вам нужно знать о топсайдерах Все, что вам нужно знать о топсайдерах

Рассказываем, кто придумал топсайдеры,и как их правильно носить

GQ
Похитители времени Похитители времени

Почему ты весь день крутишься на работе, а дела остаются невыполненными

Лиза
Мария Миронова: “Я мечтаю минуты полторы, а потом иду и делаю” Мария Миронова: “Я мечтаю минуты полторы, а потом иду и делаю”

Интервью с актрисой Марией Мироновой, которая успевает все и даже больше

Psychologies
Территория сновидений Территория сновидений

Какие важные детали помогут превратить спальню в романтический уголок

Лиза
Победа любой сценой Победа любой сценой

У каждой эпохи тот Гамлет, которого она заслуживает

GQ
Купить не глядя. Почему онлайн-продажи машин никак не разгонятся Купить не глядя. Почему онлайн-продажи машин никак не разгонятся

AliExpress начнет реализовывать в России автомобили марки Chery

Forbes
10 секретов магазинов «Икея», из-за которых ты покупаешь то, что тебе не нужно 10 секретов магазинов «Икея», из-за которых ты покупаешь то, что тебе не нужно

Как избежать уз нового белья, занавески для душа или комплекта вешалок в Икее

Maxim
Самые красивые пляжи Франции Самые красивые пляжи Франции

От Этрета, любимого Клодом Моне, до побережий в региональных парках Франции

Vogue
«Думала, в 55 все интересное в жизни кончилось» «Думала, в 55 все интересное в жизни кончилось»

На практике отважиться на перемены в зрелом возрасте получается не у всех

Psychologies
Бирюзовая куртка Supreme и Stone Island – ваша новая универсальная вещь Бирюзовая куртка Supreme и Stone Island – ваша новая универсальная вещь

Для тех, кто устал от черного и темно-синего

GQ
Другая Африка Другая Африка

Путешествие по Эфиопии

The Rake
Audi A8: Горе от ума Audi A8: Горе от ума

Всем хороша «восьмерка» от Audi: красива, комфортабельна и быстроходна

АвтоМир
Дворцовые интерьеры Светланы Таккори Дворцовые интерьеры Светланы Таккори

Создательница марки Tak.Ori показала Vogue свои апартаменты в центре Милана

Vogue
Из чего состоят кроссовки для бега? Из чего состоят кроссовки для бега?

Вы когда-нибудь слышали о BASF?

Популярная механика
Естественный отбор Естественный отбор

Автор кинетических скульптур Тео Янсен учится у природы законам эволюции

Вокруг света
Что носит граф Николай фон Бисмарк, которому не обязательно гладить рубашки и чистить ботинки Что носит граф Николай фон Бисмарк, которому не обязательно гладить рубашки и чистить ботинки

5 основных особенностей расслабленного стиля праправнука Отто фон Бисмарка

Esquire
Открыть в приложении