Турция идет ва-банк
Попытки западных стран уговорить Турцию согласиться со вступлением Швеции и Финляндии в НАТО окончились неудачей. Выяснилось, что Анкара не торговалась по мелочам, а выдвинула партнерам ультиматум
Вето Турции на вступление Швеции и Финляндии в НАТО заставило Североатлантический альянс искать компромисс между непримиримыми позициями Стокгольма, Хельсинки и Анкары. Ранее Турция потребовала от Швеции и Финляндии разорвать отношения с курдскими организациями, которые Анкара считает террористическими (а это очень широкий открытый список), выдачи активистов, введения эмбарго на поставки оружия сирийским и иракским курдам, а также отмены запрета на поставки шведского оружия турецкой армии.
Генсек Альянса Йенс Столтенберг неожиданно заявил, что понимает опасения Турции по поводу ее безопасности в связи с перспективой вступления в организацию Швеции и Финляндии. «Речь идет о терроризме и экспорте оружия. И мы должны понимать, что ни один другой член НАТО не пострадал от террористических атак больше, чем Турция… Поэтому, когда такой ключевой союзник НАТО, как Турция, поднимает вопрос, касающийся терроризма, мы, конечно, должны сесть за стол переговоров и отнестись к этому серьезно», — сказал Столтенберг. Впрочем, он заявил, что, хотя окончательного срока достижения соглашения не предусмотрено, желательно решить этот вопрос до саммита НАТО в Мадриде, который пройдет с 29 по 30 июня текущего года.
Неожиданную уступчивость Столтенберга и его явную комплиментарность по отношению к Турции можно понять. Во-первых, военный блок оказался в глупом положении, когда объявил в начале мая о готовности принять Швецию и Финляндию в свои ряды, но с явным пренебрежением отнесся к процедуре, требующей согласия всех членов организации. Теперь Столтенберг стремится сгладить неловкость.
Во-вторых, рушится с большим трудом создаваемая иллюзия о единстве Запада и НАТО перед «русской угрозой». Вступление в Североатлантический альянс даже некогда нейтральных Швеции и Финляндии призвано были подчеркнуть сплоченность рядов. А на деле выявились непримиримые противоречия. Подобных скандалов НАТО не переживало со времен публичной трепки, которую устроил союзникам президент США Дональд Трамп, требовавший вовремя и в полном объеме платить за свою оборону. Можно даже сказать, что сегодня на карту поставлена судьба НАТО и личная репутация его генсека.
Не поворотный пункт
Позиции Швеции и Финляндии по курдскому вопросу гораздо жестче внешнеполитических линий США и ЕС. Вашингтон и большинство европейских столиц выступают против турецких военных операций на территории Сирии и Ирака, но при этом сквозь пальцы смотрят на преследование турецких курдов, считая это внутренним делом Турции. А в Швеции и Финляндии не запрещена даже деятельность Рабочей партии Курдистана, которая была признана террористической организацией в США, ЕС, Великобритании и Канаде.
По замыслу Столтенберга, компромисс мог бы выглядеть следующим образом: Швеция и Финляндия признают террористами турецких курдов, но при этом могут позволить себе осуждать военные удары Турции по курдам из Сирии и Ирака. А в благодарность Анкара соглашается на расширение НАТО.
Однако Турция фактически отвергла это предложение: «Ни одна из этих стран не имеет четкой позиции в отношении террористических организаций… Собираются ли они нас уговаривать? Мне жаль, но пусть даже не утруждают себя», — заявил президент Турции Реджеп Эрдоган. Затем его однопартийцы намекнули, что Анкара готова на год отложить вопрос вступления в НАТО Швеции и Финляндии, если не будут учтены ее требования.
Тем не менее турецкая делегация отправилась на переговоры со шведами и финнами в Брюссель. Пятичасовой разговор не привел к результату. Столтенберг назвал встречу «конструктивной» и еще раз заявил о законности турецких претензий к новым кандидатам. Эти формулировки лишь подтвердили отсутствие ожидаемого прогресса и подчеркнули твердость позиций Турции.
Пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын отметил, что для Анкары саммит НАТО в Мадриде не является «поворотным или конечным пунктом, поэтому переговоры будут продолжаться». Иными словами, если кому-то (например, Швеции и Финляндии) не терпится вступить в НАТО, то пусть они и делают шаги навстречу, а Турции торопиться некуда.
Министр иностранных дел Швеции Анн Линде публично заявила о теоретической возможности экспорта шведского вооружения в Турцию, но этой уступки в Анкаре даже не заметили и никак не прокомментировали.