Третий глаз для автомобиля
Начав решать собственные проблемы, создатели проекта Irway дошли до мелкосерийного производства системы ночного видения для автомобилей, не имеющей аналогов в мире. Теперь они готовы к ее массовым установкам на серийные автомобили
По натуре Максим Кузьмин сова и всегда мечтал чувствовать себя комфортно за рулем ночью. Чтобы можно было спокойно и быстро ездить по пустым федеральным трассам, а не терять время, пробираясь днем среди верениц грузовиков, тракторов и прочего транспорта. Длительных поездок, порой по три тысячи километров за один присест, требовала работа — Максим с партнером Игорем Беспоместных занимались бизнесом, связанным с переработкой лома. Ездили по промышленным предприятиям, делали демонтаж, забирали оттуда детали, содержащие медь, никель, кобальт. Был у партнеров и опыт организации промышленных производств по отливке меди и марочного алюминия.
Ночная езда не так проста, рассказывает Максим Кузьмин, «намотавший» более миллиона километров за свой водительский стаж: ближний свет фар освещает трассу только на 50 метров, с дальним светом при встречном потоке ездить нельзя, а ты никогда не знаешь, что встретится на темной дороге. Восемь лет назад Кузьмин и Беспоместных начали разрабатывать свою систему ночного видения для автомобиля. То, что имелось на рынке, их не устраивало. Это было оборудование двух типов: пассивные системы — тепловизоры, в основе которых тепловизионная матрица, реагирующая на выделяемое объектом тепло, и активные системы с высокочувствительной инфракрасной камерой и инфракрасной подсветкой. Изображение с видеокамеры передается на монитор в салоне.
Брать за основу своей системы принцип тепловизора екатеринбургские разработчики сразу отказались, прежде всего потому, что тепловизор не показывает остывшие предметы. Да, он хорошо «видит» людей и животных, но не «заметит» покрышку, отвалившееся колесо грузовика, бревно на дороге и другие помехи. Изменить такое его свойство пока не представляется возможным или же это стоило бы слишком дорого. Стали делать активную систему, работающую в ИК-диапазоне, попутно решив самые важные проблемы, свойственные такому оборудованию. А в итоге создали технологическое решение, у которого нет аналогов в мире — по крайней мере, по сведениям организаторов федерального акселератора технологических стартапов GenerationS (проводится Российской венчурной компанией), в котором Irway в этом году занял первое место.
В основном с такой роскошью, как система ночного видения, знакомы обладатели высококлассных импортных автомобилей. Они встраиваются в премиальные Mercedes, BMW, Audi. В США такие системы стали устанавливать в элитные модели еще в начале 2000-х. На самом деле такое оборудование вовсе не модная игрушка и может существенно повысить безопасность вождения ночью. Основной игрок в сегменте высокочувствительных камер, работающих в инфракрасном диапазоне, — компания Autoliv. Но ее приборы доступны на российском рынке только как предустановленная опция. Российские разработки такого типа на рынке незаметны, хотя попытки были. Например, компания «Арсенал безопасности» предлагала систему «Сова» еще в середине 2000-х, однако закрепиться на рынке не смогла.
Сейчас надеждой покорить рынок полны в екатеринбургской Irway. В целом, по отзывам тех, кто установил эту систему, дальность видимости дороги в ночное время с ее использованием увеличивается в три-пять раз. А это уже дополнительные пять-шесть секунд, чтобы принять решение о маневрировании, что особенно важно для тяжелого транспорта. Система позволяет видеть в темноте на расстоянии как минимум 250 метров. В отзывах один из покупателей пишет, что смог за 200 метров увидеть на дороге колесо от грузовика и быстро перестроиться в левый ряд, а вот следовавший за ним автомобилист наехал на препятствие и повредил машину.
Рынок сбыта у такого продукта огромный — система подходит для легковых и грузовых машин любого уровня (и не только для автомобилей: как уверяют разработчики, ее можно адаптировать и для катеров и лодок, и для дронов). В отличие от европейской продукции разработка Irway доступна в коробочном варианте, кроме того, в компании есть планы взаимодействия с автопроизводителями. Альтернатив у автовладельцев, желающих «видеть» ночью, на самом деле не так уж много: можно купить подобные системы на основе инфракрасной камеры в Китае по дешевке, приобрести тепловизорную систему (их на рынке много) по внушительной цене от двух тысяч долларов — или же присмотреться к отечественным разработкам. Irway предлагает свои системы по цене 55 тыс. рублей — впрочем, это тоже совсем немало для владельцев недорогих машин.
Освещая путь
Поначалу свои изыскания Кузьмин с Беспоместных вели, что называется, из спортивного интереса. «Чем дальше уходили в процессе испытаний, тем интереснее становилось», — говорит Максим Кузьмин. Знания брали в интернете, в университетских библиотеках, к разработкам подключали специалистов по всей стране.
Главная проблема инфракрасных камер — «засветка» (эффект блюминга), когда изображение портится из-за света встречных фар. «Я не встречал ни одной системы, которая хорошо и далеко “видела” бы ночью и при этом ей не мешали бы источники встречного света, — рассказывает Максим Кузьмин. — А нам удалось решить эту проблему, усовершенствовав алгоритм обработки видеосигнала. Мы получили четкую картинку, причем цветную, чего до сих пор в системах ночного видения не было».
При этом «картинку» дороги водитель может видеть, глядя прямо перед собой, — она выводится проекцией на лобовое стекло, в зоне под зеркалом заднего вида (не нужно переводить взгляд с дороги на монитор). В Irway считают это преимуществом; с другой стороны, создатели «Совы» в свое время отказались от такой идеи, посчитав, что проекция на лобовое стекло будет слишком сильно отвлекать водителя от дороги.
Еще одним новшеством стало то, что разработчики Irway додумались задействовать для инфракрасной подсветки штатные фары дальнего света. К ним подключается специальный прибор, и они начинают работать в ИК-диапазоне. Иначе пришлось бы устанавливать дополнительно инфракрасные фары-прожекторы на решетку радиатора или на крышу — в общем, помучились бы с этим. Такое «украшение» могло бы испортить внешний вид автомобиля и многих удержало бы от покупки системы.
На эти изобретения разработчики получили три патента.
Первые установки Irway расходились по знакомым, вспоминает Кузьмин: «Бывало, прокатишь кого-то, и у них глаза загораются: ну и штука… Хотя сначала даже у владельцев премиальных автомобилей имелись вопросы — что это такое и зачем нужно. Но после поездки на машине с нашей системой у них раскрывались глаза».
Корпоративный интерес
В Irway рассчитывали на тех, кто интересуется техническими новинками, на путешественников, дальнобойщиков, организаторов дальних перевозок, особенно на Севере, где несколько месяцев в году даже днем глубокие сумерки. «Сургутнефтетранссервис» еще в 2013 году поставил систему Irway на вахтовый автобус, маршрут которого составляет 800 километров. Испытания признали успешными, заказчик собирался продолжать опытную эксплуатацию, а в дальнейшем, в случае ее успешности, сделать большой заказ, — но не сложилось. По словам Максима Кузьмина, из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране. Он начинал работать и с несколькими транспортными компаниями. «Были классные отзывы. Но в целом продвижения на рынок b2b у нас еще не получилось, — рассказывает Кузьмин. — А вот продажи частным лицам шли неплохо». Нашлось довольно много желающих установить такую систему не только на автомобиль, но и на квадроциклы и снегоходы.
В 2016 году систему Irway тестировали на КамАЗе, в результате с производителем была подписана «дорожная карта» на внедрение в 2019 году пяти тысяч систем, которые будут устанавливаться сразу на конвейере. В «ночном зрении» для автомобилей заинтересован и ЛуАЗ, с ним ведется переписка.
После того как системы Irway прошли длительные тестирования на ряде предприятий и несколько автопроизводителей в письменной форме проявили интерес к продукту, у Максима Кузьмина стали возникать мысли о развитии проекта, который до сего момента оставался скромным штучным производством и, в общем, был скорее хобби, чем бизнесом. Хотя и дорогостоящим: по словам Кузьмина, в разработки вложено «несколько сотен тысяч долларов». Пора было двигаться дальше: «Любой продукт можно улучшать до бесконечности, но зачем, если он не продается или не масштабируется?»
За четыре года екатеринбуржцы собрали вручную 500 систем. Крупноузловую сборку и тестирование они делают сами, платы заказывают на предприятии в Екатеринбурге, которое их и производит, и монтирует. Сборка систем — кропотливая, ручная работа. Ключевые элементы оборудования — сенсоры видеокамеры, микросхема для обработки видеосигнала — японские. «Может, в “Росэлектронике” мне скажут, что в России тоже есть такие микросхемы, но мне об этом ничего не известно, — говорит Кузьмин. — Но я точно знаю, что сенсоров, которые подходили бы под наши задачи, у нас не производят». А если все-таки и есть нечто подобное, то оно засекречено и используется в военно-промышленном комплексе.
Двойные технологии
Решив выходить на серийное производство и поняв, что «на свои» здесь не разбежишься, разработчики Irway направились в федеральный акселератор технологических стартапов GenerationS и попали на трек «Двойные технологии» (технологии для военного и гражданского применения) — первый в России акселератор для военно-промышленного комплекса. Дебют оказался удачным: Irway в апреле этого года стал победителем трека, на который в 2017 году подали более двухсот заявок (в финал вышли 46 проектов). А затем победил и в финале акселератора, получив приз в восемь миллионов рулей и в придачу грант на два миллиона рублей.
Как пояснил представитель Инфрафонда Российской венчурной компании (одного из организаторов трека), преимуществом Irway стало не только оригинальное технологическое решение, но и то, что проект, в отличие от большинства участников акселератора, успел начать продажи устройств и получить обратную связь от рынка.
Что касается применения системы Irway в военно-промышленном комплексе, то в перспективе это вполне возможно. Именно военные впервые стали оснащать транспорт системами ночного видения еще в 1990-е годы для работы в зоне боевых действий.
Со стартапом два года назад связывался Ишимбайский завод транспортного машиностроения, собиравшийся заказать системы для вездеходов, которые предприятие поставляет для ВПК. Но для этого оборудованию Irway требовалось пройти испытания в системе сертификации Минобороны, на что не хватило ни ресурсов, ни желания. Потом поступали звонки от нижегородских предприятий, выпускающих бронированный транспорт для военных, но и с ними возникла та же проблема.
После победы в конкурсе GenerationS для проекта Кузьмина все завертелось гораздо быстрее: появились предложения от инвесторов, на выигранные средства команда занимается не только доработкой продукта, но и подготовкой к инвестиционной сделке и оформлением интеллектуальной собственности. Виды на будущее самые светлые. Как утверждает Максим Кузьмин, сейчас большинство автопроизводителей создают системы помощи водителям — ADAS, интеллектуальные системы предотвращения аварий. Но там применяются камеры, которые не «видят» в темноте и сумерках. «Мы претендуем на то, чтобы наша система использовалась в качестве органа машинного зрения. Разумеется, после необходимых доработок», — говорит предприниматель. Кроме того, идет много запросов от владельцев маломерных судов. Сейчас они закупают системы на основе тепловизоров, которые намного дороже, чем системы Irway. Нужно только пройти сертификацию для речного регистра.
Со временем системы ночного видения станут так же доступны по цене, как и видеорегистраторы, убежден Кузьмин. Это будет достигнуто как за счет масштабов производства, так и путем изменения конфигурации устройств и их компонентной базы. Ведь и видеорегистраторы когда-то были недоступны по цене большинству автолюбителей.
«Потенциально система может заинтересовать рынок, — считает Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК “Деловые линии”. — Однако она в обязательном порядке должна быть совместима с конкретными моделями транспортных средств. Особенно это касается грузового автотранспорта. Крупные перевозчики априори будут рассматривать возможность внедрения таких комплексов только после подтверждения от производителя техники, что установка не повредит бортовым системам автомобиля и не снимет машину с гарантии. Кроме того, многие водители отмечают не самую удобную реализацию подобных идей. Так, дополнительный экран может серьезно отвлекать водителя от дороги. Как отдельное устройство комплекс будет малоинтересен перевозчикам. К нему нужна своя “экосистема”, которая исключит рассеивание внимания водителя».
Фотографии предоставлены компанией
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl