«Структура нашей торговли скоро сильно изменится»
В русле глобальной декарбонизации Япония надеется на перспективы взаимодействия с Россией в сфере водородной энергетики, технологий улавливания углекислого газа. Об этом рассказывает Масами Иидзима, президент Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО)

Как вы оцениваете развитие российско-японского экономического сотрудничества за последний год? Как на взаимодействие японских и российских компаний повиляла пандемия?
— За всю историю российско-японских торговых отношений общий объем импорта и экспорта между Японией и Россией достиг пиковой отметки (34,8 миллиарда долларов) в 2013 году, после чего под влиянием экономических санкций и пандемии нового коронавируса COVID-19 этот показатель стал колебаться, демонстрируя то падение, то рост. В 2020 году в связи с резким ростом заболеваемости COVID-19 и ограничением в передвижении людей и товаров деловая и торговая активность между Японией и Россией вынужденно оказалась в ситуации временного застоя. По этой причине внешнеторговый оборот сократился по сравнению с прошлым годом на 22,8 процента. В частности, экспорт из Японии в Россию снизился на 18,2 процента, а импорт из России в Японию резко упал — на 25,2 процента. Так что можно сделать вывод, что пандемия оказала большое влияние на торговлю между нашими странами. Однако несмотря на то, что товарооборот между Японией и Россией значительно сократился в период с марта по август 2020 года, далее наблюдается уверенная тенденция к восстановлению. В период с января по август 2021 года показатели российско-японской торговли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 23,2 процента (экспорт из Японии — на 41,5 процента, импорт в Японию — на 13,7 процента). Я искренне надеюсь, что пандемия скоро закончится и торговля и бизнес между нашими странами вернутся к нормальному состоянию.
— В каких отраслях в последнее время идет наиболее интенсивное взаимодействие японских и российских компаний? Как в последнее годы меняется соотношение этих отраслей?
— Традиционным товаром японского экспорта в Россию являются автомобили (53,8 процента японского экспорта в РФ в 2020 году), а основным объектом импорта из России в Японию — ископаемое топливо, такое как нефть, СПГ и уголь (59,5 процента общего российского импорта в Японию в 2020 году), и подобная структура торговли с преобладанием автомобилей и ископаемого топлива не меняется уже больше двадцати лет. И в области инвестиций в центре тоже находятся автомобильный и нефтегазовый сектор. Что касается автомобилестроения, за последние пятнадцать лет в Санкт-Петербурге, Калуге и в Тольятти были построены заводы по производству японских автомобилей и комплектующих. В области нефтегазовой промышленности помимо проектов по освоению нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина, реализация которых была начата в 1990-е годы («Сахалин-1» и «Сахалин-2»), в 2019 году японские компании приняли участие в проекте «Арктик СПГ — 2» в Арктической зоне. С другой стороны, в связи с глобальной тенденцией последних лет к декарбонизации в будущем прогнозируется снижение объемов продаж бензиновых автомобилей и падение спроса на нефть и уголь. Есть вероятность, что это окажет влияние на торговлю между Японией и Россией, ее структура сильно изменится. Поэтому, мне кажется, экономические круги России и Японии должны прилагать совместные усилия по осуществлению диверсификации торговли и бизнеса, серьезно учитывая подобные тенденции.