Создала франшизу за 60 лет до McDonald’s: это Марта Харпер, открывшая сотни салонов красоты в 20 веке
В конце 1800-х женщины ухаживали за волосами дома, но Харпер смогла переманить их в салоны красоты. Как предпринимательница построила бизнес-империю на франшизах, рассказывает The Hustle.
Подчинение как предназначение
Марта Матильда Харпер родилась 10 сентября 1857 года в небольшой деревне в городе Онтарио, Канада. Она была четвёртым ребенком из десяти. Отец Марты, портной, не мог обеспечить достойную жизнь детям — в какой-то момент ему пришла идея сдавать их «в аренду» в качестве рабочей силы.
В семь лет Харпер отправили работать домашней прислугой к богатому владельцу фермы в Онтарио. За уборку, приготовление пищи и обслуживание фермы ей платили около $4 в месяц (примерно $130 в пересчёте на 2020 год). Каждый заработанный пенни она возвращала отцу.
Пять лет спустя девочку перевели в дом врача, которому нужна была помощь по хозяйству. Предположительно, это был практиковавший во время гражданской войны медик Уэстон Лерой Херриман.
Его особенно интересовала физиология волос. В 19 веке уход состоял только из их редкого мытья — в стране был недостаток горячей воды и хозяйственного мыла, а промышленные шампуни ещё не изобрели.
Доктор изучал гигиену кожи головы и влияние расчёсывания на рост волос — этими знаниями он делился с Харпер. После смерти Херримана в 1879 году она получила его фирменный рецепт тоника для волос из натуральных трав. Собрав все свои незначительные средства, 25-летняя Харпер отправилась в поисках новой жизни в Рочестер, штат Нью-Йорк.
Зарождение империи
Она снова устроилась на работу служанкой — сначала к местному адвокату, а после — к богатой женщине по имени Луэлла Робертс.
В конце 19-го века за волосами принято было ухаживать дома, и Харпер стала личным парикмахером мисс Робертс: делала массаж головы и лечебные маски. Она выполняла процедуры настолько искусно, что вскоре знатные женщины Рочестера выстроились к ней в очередь.