Их называют бактериофагами, и они едят опасные бактерии на завтрак, обед и ужин

Men’s HealthНаука

Иммунитет 2.0

Их называют бактериофагами, и они едят опасные бактерии на завтрак, обед и ужин. Смогут ли прожорливые вирусы, созданные французскими и советскими учеными, спасти этот мир от болезней, против которых бессильны другие средства?

Текст: Антон Иванов

Побеждает сильнейший — это правило естественного отбора поставило точку в истории многих видов на нашей планете, но то, что я пишу, а вы читаете этот текст, не значит, что наши организмы оказались крепче других. Ученые всё чаще сходятся во мнении, что нельзя рассматривать человека в отрыве от окружающих и населяющих его микроорганизмов, и уверяют: единицей естественного отбора является именно этот союз, для обозначения которого с 2010 года используется термин “холобионт” и перед выживанием которого встает все больше вызовов.

Авторитетный микробиолог Карл Вёзе назвал начало XXI века для биологии таким же поворотным моментом, каким начало XX века стало для физики, законы которой тогда переписал Альберт Эйнштейн. Фундаментальные понятия и подходы сегодня пересматриваются один за другим, и, возможно, самый глобальный слом идет в отношении ученых к бактериям. Война с ними и погоня за стерильностью уже признаны ошибкой, но новые правила игры еще только обретают свои контуры.

“Микробы поселяются в хозяине, чтобы получить преимущества от обмена, — писал нобелевский лауреат Джошуа Ледерберг. — “Цель” микроба в действительности — совместное существование с хозяином. В некоторых случаях иммунная система хозяина управляется одним микробом, повышающим сопротивляемость хозяина к суперинфекции от конкурирующих, вторгающихся микробов. Мы должны, таким образом, исследовать, как можно использовать эту синергию, и рассматривать микробов как оружие в войне с болезнями, а не как смертных врагов, которых нужно уничтожить. Ведь как гласит старинная мудрость: если вы не можете их побороть, присоединитесь к ним!”

Революция началась в 1917 году, но уже в 1941-м по ней был нанесен мощнейший удар. Нет, мы говорим не про СССР и Вторую мировую войну. Речь о союзе более крепком и войне гораздо более долгой — союзе человеческого организма и бактериофагов (пожирателей бактерий), а также старом как мир противостоянии живых организмов с возбудителями опасных болезней.

Сто лет назад мир сотрясали эпидемии: дизентерия, холера, чума, тиф. При первой возможности в очаг заражения отправлялся доктор Феликс Д’Эрелль. Его интересовали два вопроса: почему при вспышке любой смертельно опасной болезни находились те, кто выживал без дополнительного лечения, и почему эпидемии внезапно заканчивались. Врач брал у выживших анализы и в лабораторных условиях проверял, как реагируют биологические жидкости этих людей на возбудителей болезни. Так были открыты вирусы, поражающие бактерии.

Обладавшие ими люди становились неуязвимы к смертельным болезням, потому что до того, как бактерии успевали разрушить их тела, бактериофаги уничтожали эти бактерии. Более того, эти защищающие нас вирусы начинали распространяться от человека к человеку и в итоге защищали популяцию.

Именно поэтому микробиом (уникальный набор микроорганизмов каждого человека) сегодня называют вторым иммунитетом. Подобно фейсконтролю в ночном клубе, микроорганизмы уже на входе встречают чужаков и не дают потенциально опасным попасть внутрь.

В 1920-е годы бактериофаги активно изучались и применялись (в одном только СССР в неделю выпускалось более сотни тонн препаратов на их основе), но вскоре медицина сделала резкий поворот. Впервые примененный в 1941 году пенициллин произвел эффект разорвавшейся бомбы, и мир изменился навсегда.

По своему действию антибиотики действительно больше похожи на ядерные бомбы, известные людям с тех же 40-х годов. Уничтожая живое на бактериальном уровне, они дают быстрый наглядный эффект окончательного решения проблемы с болезнью, однако еще сам «отец пенициллина» Александр Флеминг, получая Нобелевскую премию за свое открытие, предупреждал, что бездумное использование антибиотиков породит устойчивость бактерий к этим препаратам, с которой человечество может не справиться.

Всякий прием антибиотиков убивает уязвимые бактерии, но в каждом организме есть и такие, которым эти воздействия не страшны. На фоне уничтожения слабых бактерий число устойчивых увеличивается.

По данным ВОЗ, сегодня во многих странах уже половина бактерий невосприимчива к пенициллину, и все шире список тех, которые не боятся ни одного из существующих антибиотиков. “Микробы могут эволюционировать и делают это быстрее, чем их хозяева, — писал Ледерберг. — Микробы хорошо приспособлены к тому, чтобы использовать эту разницу во время войны, которая периодически возникает между ними и другими биологическими видами. Ученые многое делают для победы человека в этом противостоянии. Однако весьма незначительное внимание уделяется внутренним механизмам микробов”.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
«Значит, ураган» Максима Семеляка: проза снаружи всех измерений «Значит, ураган» Максима Семеляка: проза снаружи всех измерений

«Значит, ураган» — биография, или серия эссе, или роман о Егоре Летове

РБК
Добро пожаловать в черную дыру Добро пожаловать в черную дыру

Как насчет визита к одной из черных дыр?

Популярная механика
Вот почему у древнеегипетских статуй отбитые носы Вот почему у древнеегипетских статуй отбитые носы

Носы отсутствуют у большинства из сфинксов, и это неспроста

Maxim
Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
По €100 за килограмм: из чего и как на самом деле создаются духи По €100 за килограмм: из чего и как на самом деле создаются духи

Главы из книги Луки Турина «Секрет аромата: от молекулы до духов»

Forbes
50 величайших приключений на планете 50 величайших приключений на планете

Самые невероятные приключения, какие только можно организовать на нашей планете

Men’s Health
Алина Фаркаш о том, почему можно и нужно менять свои принципы Алина Фаркаш о том, почему можно и нужно менять свои принципы

Не нужно бояться изменить свое мнение по тому или иному вопросу

Cosmopolitan
Кризис – время чудес Кризис – время чудес

Кризис среднего возраста — это время самого расцвета сил

Men’s Health
Пчелы против бегемотов: как убить фараона Пчелы против бегемотов: как убить фараона

История о гибели фараона от укуса пчелы

N+1
Что ты такое? Что ты такое?

Как за последние десятилетия поменялось наше гендерное восприятие

Men’s Health
Пять опасных насекомых Пять опасных насекомых

Летом насекомые могут стать причиной серьёзных проблем

Здоровье
18 способов укрепить свою психику 18 способов укрепить свою психику

Программа тренировки психологической выносливости, составленная с душой

Men’s Health
Булочки Cinnabon как пример сокращения рисков и можно ли накопить на отпуск, если вы не готовы рисковать Булочки Cinnabon как пример сокращения рисков и можно ли накопить на отпуск, если вы не готовы рисковать

Отрывок из книги Эллисон Шрагер «Заходит экономист в публичный дом»

Inc.
Вам со льдом или без? Вам со льдом или без?

Евгений Гришковец рассказал о своих отношениях с океаном, путешествиями и детьми

Men’s Health
Что такое «легкая»‎ и «тяжелая»‎ вода Что такое «легкая»‎ и «тяжелая»‎ вода

Как маркетологи продают нам целебную «легкую» воду и пугают страшной «тяжелой»

Популярная механика
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
5 ключевых различий между здоровой и токсичной любовью 5 ключевых различий между здоровой и токсичной любовью

Как вовремя распознать токсичную любовь?

Psychologies
Грехи Грехи

Мужчины, которые обеспечили себе место в аду, зарабатывая состояние и признание

Esquire
Как трудно быть исключительным Как трудно быть исключительным

Представление о себе, которое ломает жизнь

VC.RU
Пока играет Вальц Пока играет Вальц

«У жизни есть одна гарантия – она всегда может стать еще хуже»

Esquire
Почему нужно хлорировать воду в бассейне и к чему это может привести Почему нужно хлорировать воду в бассейне и к чему это может привести

О воде в бассейне

Популярная механика
Переменные величины Переменные величины

Как заработали состояние богатейшие селфмейдмены мира?

РБК
Мы устаем от своих детей, это нормально: честный рассказ о материнском выгорании Мы устаем от своих детей, это нормально: честный рассказ о материнском выгорании

Как жить с биполярным аффективным расстройством? История героини

Cosmopolitan
5 невероятных проектов для борьбы с потеплением 5 невероятных проектов для борьбы с потеплением

Как люди собираются противостоять глобальному потеплению

Популярная механика
То самое белое платье, бикини и мешок из-под картошки: 10 самых знаковых модных моментов Мэрилин Монро То самое белое платье, бикини и мешок из-под картошки: 10 самых знаковых модных моментов Мэрилин Монро

Мэрилин Монро не только великая актриса, но и икона стиля

Esquire
Как создать собственную игру Как создать собственную игру

Создать собственную игру — голубая мечта многих геймеров

Популярная механика
Последний сезон Последний сезон

Андрей Подшибякин — о том, почему кино превратилось в бесконечный сиквел

GQ
Как спастись от жары: советы ученых и развенчание мифов Как спастись от жары: советы ученых и развенчание мифов

Как легче переносить жару?

Maxim
«В IT много платят»: в какой компании стоит начинать карьеру «В IT много платят»: в какой компании стоит начинать карьеру

Отрывок из книги разработчицы Елены Правдиной о том, как преуспеть в IT

Forbes
Открыть в приложении