Бес отпуска
«Спасибо, отдохнула хорошо, только очень устала», – грустная шутка. Почему, планируя расслабиться, мы получаем лишь дополнительный стресс?
Рассказы о долгожданном отпуске или веселых, по задумке, выходных часто превращаются в ироничные зарисовки «Последнего героя». В них фигурируют неожиданные дожди и шумные соседи, ссоры с близкими, потери зонтов и багажа, холодный завтрак и теплое вино, ожоги от медуз и мангалов, отравление шаурмой – что угодно, только не гармония, радость и то, ради чего стоило откладывать деньги и самоотверженно закрывать рабочие долги.
И даже если всё проходит относительно гладко, ощущения остаются странные: разочарование, усталость и обида. Что я сделала не так, каких богов шезлонга и «маргариты» прогневила? Вместе с гештальт-терапевтом Марией Либерман попробуем понять, что именно мешает нам отдыхать и как с этим бороться.
Праздные судьбы
У каждого живого существа в природе есть время для добычи пищи, время для ее переваривания и накопления ресурсов для новой добычи. Есть такие встроенные циклы и у человека. Казалось бы, всё просто: поработал – устал – набрался сил. Но в отличие от львов или бабочек люди – существа социальные, зависящие от общественных правил и установок. Возьмем даже Конституцию, в которой сказано, что у каждого есть право на труд и право на отдых. А дальше значимое продолжение: право на отдых является важным социальным благом. Благом, а не условием выживания! То есть, получается, его надо заслужить.
В нашем детстве праздность не поощрялась ни в каком формате, и выходные с каникулами не были исключением. Как известно, лучший отдых – это смена деятельности. Если в будни папа и мама ходили на работу, то в субботу и воскресенье старались доделать всё, до чего не доходили руки в течение недели. И, конечно же, привлекали к этому детей. Летний отпуск подразумевал в первую очередь помощь бабушкам и дедушкам, варку варенья и засолку огурцов.
Отдыхать в значении «ничего не делать» можно было только на исходе сил – раз в году в санатории или час вечером в выходные. Просто так выйти утром к накрытому столу или посидеть в гамаке с книжкой могли разве что отрицательные героини советского кино, вертихвостки и лентяйки.