Жизнь от кутюр: как Валентин Юдашкин стал главным модельером России
Не успела российская модная индустрия оплакать уход из жизни 85-летнего Вячеслава Зайцева, как через два дня ей пришлось прощаться уже с его учеником, вечным соперником и, казалось бы, логичным преемником в звании главного кутюрье страны — Валентином Юдашкиным. Это трагическое стечение обстоятельств можно расценить как окончание большой эпохи советско-российской моды. Редактор Forbes Life Юлия Савельева рассказывает, какую роль в ней сыграл Валентин Юдашкин.
Утром 2 мая 2023 года последний статус в социальных сетях модного дома Valentin Yudashkin был посвящен ушедшему из жизни Славе Зайцеву. Под совместной фотографией двух модельеров были опубликован текст, в котором Юдашкин вспомнил, как пришел учиться к Зайцеву в дом моды на Проспекте мира, как посещал его мастер-классы, фотосессии, ездил по приглашению маэстро в командировки. Но уже через день эмоциональная фраза из этого текста: «Мир потерял великого модельера, художника и творца!», — могла бы сопровождать уход самого Юдашкина.
Биографии и карьеры Зайцева и Юдашкина тесно взаимосвязаны и три десятилетия развивались параллельно. Многие статьи в память о Валентине Юдашкине полны сравнений с его учителем, и оно неизбежно. Оба работали в одном жанре haute-couture, оба пытались завоевать Париж и западный рынок, оба начали строить дома моды во времена глобальных перемен в экономике и бизнесе России, тотального дефицита, бума на малиновые пиджаки и логотипы от Versace.
Зайцев первым начал идти по этому сложному для модельера пути еще во времена СССР, ученик-Юдашкин перехватил эстафету и вышел на иной качественный уровень уже в новой России. Будучи коллегами, единомышленниками, соратниками, соучастниками, вечным соперниками и конкурентами, они шли бок о бок, всегда оставаясь хорошими друзьями.
Имперские амбиции и покорение Парижа
Юдашкин рисовал и шил с детства — его дед был профессиональным портным, и Валентин рос среди выкроек, ножниц, булавок и тканей. Поступил в Московский индустриальный техникум на факультет моделирования, и преддипломную практику проходил в модном доме Славы Зайцева, который в 1982 году открылся на Проспекте мира.
Окончив техникум с красным дипломом, в 1986-м он начал карьеру в качестве старшего художника при Министерстве бытового обслуживания. Но уже через два года самостоятельно организовал первый показ в гостинице «Орленок», а затем основал фирму Vali-Мода и отправился в свободное плавание. Легенда гласит, что ради этого был продан старый семейный «Жигуленок» и шуба жены Марины.
В 1987 году первая коллекция Юдашкина называлась «Русь изначальная» и была полна аллюзий на православную символику. Его учитель Зайцев в этом же году представил коллекцию «Тысяча лет со Дня Крещения Руси». Следом Зайцев показал «Русские сезоны» по мотивам Дягилевских антерприз, а Юдашкин — коллекцию «Петровские балы», так что параллели в творчестве двух мастеров оказались неизбежны.
Затем Юдашкин быстро начал уходить от столь любимой его учителем темы в сторону европеизированной моды имперской России, условно — из православной Москвы в императорский Санкт-Петербург с его аристократической эстетикой. Пусть и при общей любви к декоративизму, вышивке, кружеве и ярким цветам. Названия последующих коллекций Юдашкина — «Екатерина Великая», «Король-Солнце», «Русский модерн», «Анна Каренина», «Ар-деко» — во многом говорят сами за себя.