Спрос падает, а машин не хватает
Российский автомобильный рынок продолжает лихорадить: с одной стороны, усиливается падение продаж, с другой — парадоксальным образом наблюдается дефицит популярных моделей
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2020 года реализация новых автомобилей в России упала на 9,1%, до 1,6 млн единиц (см. график 1). 2021 год рынок тоже начал с падения: объемы продаж в январе снизились на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 95,2 тыс. единиц.
График 1: Продажи авто едут вниз второй год
Впрочем, в России автомобильный рынок пострадал не так сильно, как в других странах, где сокращение продаж в прошлом году было более существенным: в США спрос упал на 15%, в Германии — на 19%, в Испании — почти на треть, японский авторынок недосчитался 12% от прошлогодней реализации, французский — целых 26%, а в среднем продажи новых автомобилей во всем мире сократились на 14%.
Основной причиной падения мирового автомобильного рынка стала пандемия: весной прошлого года из-за карантина встали заводы, в принудительном порядке были закрыты автодилерские центры, люди сидели дома и никуда не ездили, что серьезно придавило продажи новых машин. Однако во второй половине года, по мере ослабления карантинных мер, постепенно начали «выздоравливать» и продажи автомобилей. «С развитием пандемии многие решили приобрести личное авто как наиболее безопасное средство передвижения: оно позволяет минимизировать число контактов с другими людьми и, соответственно, снизить риск заражения», — говорит Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы интернет-портала Auto.ru.
Подпитку рынку дала вынужденная экономия на развлечениях и отдыхе, из-за чего у людей появились дополнительные сбережения. Ну а те, кто все же решался на развлекательные поездки, из-за закрытия границ выбирали вариант путешествия по стране на собственном автомобиле. Впрочем, позитив нивелировался такими факторами, как спад экономической активности, рост неопределенности, что традиционно отрицательно влияет на решение о приобретении товаров длительного пользования. К тому же из-за падения курса рубля пошли вверх цены: по оценкам аналитического агентства «Автостат», за последний год они выросли в среднем на семь процентов. «Рост цен на новые автомобили сегодня негативно отражается на потребительском спросе. Доходы россиян остались на уровне прежних лет, а цены на многие товары первой необходимости увеличиваются», — комментирует Денис Мигаль, основатель сети автосалонов Fresh Auto.
Китайское наступление
Что касается игроков рынка, то лидером продаж по-прежнему остается «АвтоВАЗ» с показателем 343 тыс. проданных машин по итогам 2020 года. За ним в десятке ведущих игроков следуют автоконцерны с высокой степенью локализации производства в РФ: корейские автопроизводители KIA и Hyundai (201 тыс. и 163 тыс. автомобилей), французский Renault (128 тыс.), немецкий Volkswagen (100 тыс.), а также Škoda (94 тыс.), Тoyota (91 тыс.), Nissan (56 тыс.; см. график 2).
График 2: На авторынке доминируют марки с высоким уровнем локализации производства
По динамике ведущий российский автопроизводитель пока сохраняет темп ниже среднерыночного сокращения: продажи Lada в ушедшем году сократились только на 5%. Из производителей первой десятки меньше рынка упал также Volkswagen (минус 4%), а бренд Škoda и вовсе умудрился увеличить продажи на 7%. В положительной зоне — плюс 3% — оказался и премиальный бренд BMW. Кстати, премиальный сегмент, который, по оценкам маркетологов, сейчас занимает 9% всего авторынка, за последний год просел меньше, чем массовый: сокращение продаж здесь оценивается в среднем на уровне минус 7%.
Но всех продолжают удивлять китайцы: бренды из КНР сейчас демонстрируют головокружительный прирост продаж: в частности, объемы реализации Haval за последний год скакнули на 41% (до 17,3 тыс.), Geely — на 61% (до 15,4 тыс.), Chery — на 80% (до 11,4 тыс.). Повышенное внимание потребителей к китайским автомобилям связано с тем, что они остаются более доступными по цене, но при этом качество и оснащенность таких машин существенно растет. «Рост востребованности китайских автомобилей за последний год очень заметен: по итогам 2020 года на российском рынке было продано 57,2 тысячи новых автомобилей из КНР, что в среднем на 43 процента больше, чем в 2019 году, — констатирует Денис Мигаль. — Причинами ажиотажа в дилерских центрах Haval, Geely и Chery остаются оптимальное соотношение цены и качества их моделей, оригинальный дизайн, экономичный расход топлива и высокая оснащенность техническими опциями даже в базовых комплектациях».
В порядке общей очереди
Однако самым парадоксальным явлением на российском автомобильном рынке сейчас можно назвать такой, казалось бы, забытый с советских времен и чуждый рыночной экономике феномен, как дефицит. Такого продавцы машин не помнят с тучных годов середины 2000-х, когда рынок бурно рос и не успевающие за спросом импортеры вынуждены были наблюдать, как в автомобильных салонах чуть ли не возникали потасовки за ходовые модели машин. Но сейчас фон принципиально другой, рынок падает. В дефиците оказались модели как массового, так и премиального сегментов таких марок, как Kia, Volkswagen, Audi, Porsche. На некоторые из них покупателям предлагают записаться в очередь и ждать до трех-четырех месяцев.
«После локдауна и возобновления работы в дилерских центрах отмечался ажиотажный спрос, одновременно снизились объемы производства автомобилей: только в апреле автоконцерны выпустили на 79,2 процента автомобилей меньше, чем годом ранее. По этой причине на российском авторынке образовался дефицит, который коснулся 90 процентов автодилеров, — комментирует Денис Петрунин, генеральный директор группы компаний “АвтоСпецЦентр”. — Дефицит же автомобилей в начале 2021 года связан с перебоями в поставках автомобилей: изменением сроков и объемов доставки. Начавшаяся в Европе вторая волна пандемии тоже отражается на работе автоконцернов: сотрудники переходят на дистанционную работу, логистические компании корректируют маршруты, кроме того, в условиях сокращающегося спроса автоконцерны уменьшают объемы производства и количество поставляемых на российский рынок автомобилей».
Автокомпании жалуются, что если им и удалось в полном объеме восстановить производство и поставку комплектующих после разгара пандемии, то сейчас доставлять автомобили в дилерские сети в нужном количестве им мешают сбои в логистических цепочках. Эту проблему, в частности, подчеркивают представители Volvo, которые констатируют, что, например, самых ходовых моделей Volvo XC60 покупателям сейчас приходится ждать из-за трудностей с доставкой этих машин.
Впрочем, некоторые автодилеры предполагают, что производители создают ажиотаж вокруг своей продукции намеренно. «Дефицит новых автомобилей у дилеров сейчас возникает не только по причине повышенного спроса в прошлом году, но и из-за того, что некоторые автоконцерны могут создавать искусственный недостаток своих моделей, — утверждает Денис Мигаль из Fresh Auto. — Они не желают наращивать свою долю на рынке за счет объемов производства. И в связи с высоким спросом предпочитают повышать цены на самые востребованные модели, не удовлетворяя полностью спрос на них».
В дефиците виноваты и просчеты с планированием спроса: многие маркетологи ожидали худшего сценария развития рынка, и дилеры побоялись затоваривания. «Нехватка автомобилей будет наблюдаться как минимум до конца первого квартала 2021 года, аналогичная ситуация с товарным ресурсом на складах: в наличии автомобилей осталось не так много, склады начнут постепенно восполняться, возможно, только ближе к лету», — прогнозирует Александр Никонов, операционный директор автомобильной группы «Авилон». «Закончится дефицит к концу первого квартала, когда придут автомобили, произведенные осенью–зимой, и рынок немного стабилизируется. К концу второго квартала он приблизится к состоянию “до пандемии”», — соглашается Олег Голубцов, глава классифайд-сервисов Сбербанка.
А пока покупатели жалуются не только на нехватку машин, но и на то, что автодилеры начинают диктовать им свои условия — например, устанавливают на машины дорогое дополнительное оборудование. «Как только автодилеры перестали загружать свои склады впрок, это привело к тому, что автосалоны теперь торгуют автомобилями как в “старые времена”, — говорит автоэксперт Андрей Севостьянов. — Уже многие отметили, что с клиентами стали общаться менее внимательно и вообще за ними не очень бегают, как это было недавно, теперь все жестче: не нравится — не бери. Но ситуация, безусловно, выровняется, ведь в конечном счете фундаментальных причин дефицита нет и клиент сам скоро будет решать, кому отдать свои средства».
Дорога в тумане
Сможет ли авторынок нажать на тормоз и остановить падение в этом году? Игроки рынка и наблюдатели дают разные ответы на этот вопрос. С одной стороны, автопарк в России устаревает, уровень автомобилизации в стране все еще низкий, поэтому продажи машин рано или поздно должны нащупать дно. Комитет автопроизводителей АЕБ, например, предсказывает итоги текущего года с нотками оптимизма: по его мнению, в 2021 году рынок увеличится на 2%.
Но с другой стороны, те, кто планировал купить автомобиль в преддверии растущих цен, уже сделали это, что неизбежно ослабит потребительский спрос в ближайшее время. По прогнозу «Автостата», при базовом сценарии развития влияющих на авторынок факторов продажи новых автомобилей в России снизятся в текущем году на 5,5%, при пессимистическом сценарии — на более внушительные 11,7%. Однако при более благоприятном развитии событий рынок может прибавить 4% продаж.
«В связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией очень трудно прогнозировать, с какими показателями рынок закончит 2021 год, к тому же еще неизвестно, на сколько производители поднимут цены», — считает Александр Никонов из «Авилона». «Состояние авторынка России в 2021 году будет зависеть от роста цен на новые автомобили и уровня доходов населения, — продолжает Денис Мигаль. — Цены напрямую зависят от курса доллара, поэтому в случае увеличения курса машины тоже будут дорожать. А реальных предпосылок к росту доходов россиян пока нет, и большинство желающих приобрести автомобиль сделали это в ноябре-декабре прошлого года, не дожидаясь роста цен. Многое будет по-прежнему зависеть от восстановления экономики страны. Скорее всего, в целом продажи в нынешнем году сократятся на пять-шесть процентов».
Грузовики сбавляют ход
На 7,3%, до 74,8 тыс. единиц, снизились продажи грузовых автомобилей в России в 2020 году, сообщает агентство «Автостат». В январе текущего года снижение усилилось до 15,9% (до 5,1 тыс. единиц). «Из-за увеличения стоимости техники в условиях, когда стоимость перевозок не повышается, клиенты не хотят обновлять свои парки, предпочитая ремонтировать машины и таким образом продлевать срок их эксплуатации», — объясняет Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей «ФАВ — Восточная Европа». По словам Эдуарда Миронова, директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic, спад рынка коммерческих автомобилей ведет к консолидации нового автопарка у крупных собственников.
Hyundai Palisade и новая онлайн-платформа
Hyundai вывел на российский рынок свой новый флагман в сегменте кроссоверов — полноразмерный внедорожник Palisade. Машина обладает внушительными размерами: ее длина составляет 4,98 м, колесная база 2,9 м. При этом новинка позиционируется как один из самых технологичных автомобилей в своем классе: она оснащается восьмиступенчатой автоматической трансмиссией и другими передовыми решениями. Одновременно новый Palisade предлагается приобрести онлайн, воспользовавшись запущенной недавно платформой онлайн-продаж автомобилей Hyundai. Функционал платформы охватывает весь процесс покупки, от выбора автомобиля до его оплаты, и позволяет приобрести новый автомобиль марки удаленно.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl