Российский автомобильный рынок продолжает лихорадить

ЭкспертАвто

Спрос падает, а машин не хватает

Российский автомобильный рынок продолжает лихорадить: с одной стороны, усиливается падение продаж, с другой — парадоксальным образом наблюдается дефицит популярных моделей

Российский авторынок упал на 9,1% по итогам прошлого года, а в январе — на 4,2%, при этом покупателям доставку ходовых моделей сейчас предлагают ждать до трех-четырех месяц. Фото: предоставлено компанией «Авилон»

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2020 года реализация новых автомобилей в России упала на 9,1%, до 1,6 млн единиц (см. график 1). 2021 год рынок тоже начал с падения: объемы продаж в январе снизились на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 95,2 тыс. единиц.

График 1: Продажи авто едут вниз второй год

Впрочем, в России автомобильный рынок пострадал не так сильно, как в других странах, где сокращение продаж в прошлом году было более существенным: в США спрос упал на 15%, в Германии — на 19%, в Испании — почти на треть, японский авторынок недосчитался 12% от прошлогодней реализации, французский — целых 26%, а в среднем продажи новых автомобилей во всем мире сократились на 14%.

Основной причиной падения мирового автомобильного рынка стала пандемия: весной прошлого года из-за карантина встали заводы, в принудительном порядке были закрыты автодилерские центры, люди сидели дома и никуда не ездили, что серьезно придавило продажи новых машин. Однако во второй половине года, по мере ослабления карантинных мер, постепенно начали «выздоравливать» и продажи автомобилей. «С развитием пандемии многие решили приобрести личное авто как наиболее безопасное средство передвижения: оно позволяет минимизировать число контактов с другими людьми и, соответственно, снизить риск заражения», — говорит Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы интернет-портала Auto.ru.

Подпитку рынку дала вынужденная экономия на развлечениях и отдыхе, из-за чего у людей появились дополнительные сбережения. Ну а те, кто все же решался на развлекательные поездки, из-за закрытия границ выбирали вариант путешествия по стране на собственном автомобиле. Впрочем, позитив нивелировался такими факторами, как спад экономической активности, рост неопределенности, что традиционно отрицательно влияет на решение о приобретении товаров длительного пользования. К тому же из-за падения курса рубля пошли вверх цены: по оценкам аналитического агентства «Автостат», за последний год они выросли в среднем на семь процентов. «Рост цен на новые автомобили сегодня негативно отражается на потребительском спросе. Доходы россиян остались на уровне прежних лет, а цены на многие товары первой необходимости увеличиваются», — комментирует Денис Мигаль, основатель сети автосалонов Fresh Auto.

Китайское наступление

Что касается игроков рынка, то лидером продаж по-прежнему остается «АвтоВАЗ» с показателем 343 тыс. проданных машин по итогам 2020 года. За ним в десятке ведущих игроков следуют автоконцерны с высокой степенью локализации производства в РФ: корейские автопроизводители KIA и Hyundai (201 тыс. и 163 тыс. автомобилей), французский Renault (128 тыс.), немецкий Volkswagen (100 тыс.), а также Škoda (94 тыс.), Тoyota (91 тыс.), Nissan (56 тыс.; см. график 2).

График 2: На авторынке доминируют марки с высоким уровнем локализации производства

По динамике ведущий российский автопроизводитель пока сохраняет темп ниже среднерыночного сокращения: продажи Lada в ушедшем году сократились только на 5%. Из производителей первой десятки меньше рынка упал также Volkswagen (минус 4%), а бренд Škoda и вовсе умудрился увеличить продажи на 7%. В положительной зоне — плюс 3% — оказался и премиальный бренд BMW. Кстати, премиальный сегмент, который, по оценкам маркетологов, сейчас занимает 9% всего авторынка, за последний год просел меньше, чем массовый: сокращение продаж здесь оценивается в среднем на уровне минус 7%.

Но всех продолжают удивлять китайцы: бренды из КНР сейчас демонстрируют головокружительный прирост продаж: в частности, объемы реализации Haval за последний год скакнули на 41% (до 17,3 тыс.), Geely — на 61% (до 15,4 тыс.), Chery — на 80% (до 11,4 тыс.). Повышенное внимание потребителей к китайским автомобилям связано с тем, что они остаются более доступными по цене, но при этом качество и оснащенность таких машин существенно растет. «Рост востребованности китайских автомобилей за последний год очень заметен: по итогам 2020 года на российском рынке было продано 57,2 тысячи новых автомобилей из КНР, что в среднем на 43 процента больше, чем в 2019 году, — констатирует Денис Мигаль. — Причинами ажиотажа в дилерских центрах Haval, Geely и Chery остаются оптимальное соотношение цены и качества их моделей, оригинальный дизайн, экономичный расход топлива и высокая оснащенность техническими опциями даже в базовых комплектациях».

В порядке общей очереди

Однако самым парадоксальным явлением на российском автомобильном рынке сейчас можно назвать такой, казалось бы, забытый с советских времен и чуждый рыночной экономике феномен, как дефицит. Такого продавцы машин не помнят с тучных годов середины 2000-х, когда рынок бурно рос и не успевающие за спросом импортеры вынуждены были наблюдать, как в автомобильных салонах чуть ли не возникали потасовки за ходовые модели машин. Но сейчас фон принципиально другой, рынок падает. В дефиците оказались модели как массового, так и премиального сегментов таких марок, как Kia, Volkswagen, Audi, Porsche. На некоторые из них покупателям предлагают записаться в очередь и ждать до трех-четырех месяцев.

«После локдауна и возобновления работы в дилерских центрах отмечался ажиотажный спрос, одновременно снизились объемы производства автомобилей: только в апреле автоконцерны выпустили на 79,2 процента автомобилей меньше, чем годом ранее. По этой причине на российском авторынке образовался дефицит, который коснулся 90 процентов автодилеров, — комментирует Денис Петрунин, генеральный директор группы компаний “АвтоСпецЦентр”. — Дефицит же автомобилей в начале 2021 года связан с перебоями в поставках автомобилей: изменением сроков и объемов доставки. Начавшаяся в Европе вторая волна пандемии тоже отражается на работе автоконцернов: сотрудники переходят на дистанционную работу, логистические компании корректируют маршруты, кроме того, в условиях сокращающегося спроса автоконцерны уменьшают объемы производства и количество поставляемых на российский рынок автомобилей».

Автокомпании жалуются, что если им и удалось в полном объеме восстановить производство и поставку комплектующих после разгара пандемии, то сейчас доставлять автомобили в дилерские сети в нужном количестве им мешают сбои в логистических цепочках. Эту проблему, в частности, подчеркивают представители Volvo, которые констатируют, что, например, самых ходовых моделей Volvo XC60 покупателям сейчас приходится ждать из-за трудностей с доставкой этих машин.

Впрочем, некоторые автодилеры предполагают, что производители создают ажиотаж вокруг своей продукции намеренно. «Дефицит новых автомобилей у дилеров сейчас возникает не только по причине повышенного спроса в прошлом году, но и из-за того, что некоторые автоконцерны могут создавать искусственный недостаток своих моделей, — утверждает Денис Мигаль из Fresh Auto. — Они не желают наращивать свою долю на рынке за счет объемов производства. И в связи с высоким спросом предпочитают повышать цены на самые востребованные модели, не удовлетворяя полностью спрос на них».

В дефиците виноваты и просчеты с планированием спроса: многие маркетологи ожидали худшего сценария развития рынка, и дилеры побоялись затоваривания. «Нехватка автомобилей будет наблюдаться как минимум до конца первого квартала 2021 года, аналогичная ситуация с товарным ресурсом на складах: в наличии автомобилей осталось не так много, склады начнут постепенно восполняться, возможно, только ближе к лету», — прогнозирует Александр Никонов, операционный директор автомобильной группы «Авилон». «Закончится дефицит к концу первого квартала, когда придут автомобили, произведенные осенью–зимой, и рынок немного стабилизируется. К концу второго квартала он приблизится к состоянию “до пандемии”», — соглашается Олег Голубцов, глава классифайд-сервисов Сбербанка.

А пока покупатели жалуются не только на нехватку машин, но и на то, что автодилеры начинают диктовать им свои условия — например, устанавливают на машины дорогое дополнительное оборудование. «Как только автодилеры перестали загружать свои склады впрок, это привело к тому, что автосалоны теперь торгуют автомобилями как в “старые времена”, — говорит автоэксперт Андрей Севостьянов. — Уже многие отметили, что с клиентами стали общаться менее внимательно и вообще за ними не очень бегают, как это было недавно, теперь все жестче: не нравится — не бери. Но ситуация, безусловно, выровняется, ведь в конечном счете фундаментальных причин дефицита нет и клиент сам скоро будет решать, кому отдать свои средства».

Škoda — одна из немногих компаний на российском авторынке, которая увеличивает продажи: по итогам прошлого года она зафиксировала прибавку на 7% (на фото: новая Škoda Octavia). Фото: предоставлено компанией Škoda

Дорога в тумане

Сможет ли авторынок нажать на тормоз и остановить падение в этом году? Игроки рынка и наблюдатели дают разные ответы на этот вопрос. С одной стороны, автопарк в России устаревает, уровень автомобилизации в стране все еще низкий, поэтому продажи машин рано или поздно должны нащупать дно. Комитет автопроизводителей АЕБ, например, предсказывает итоги текущего года с нотками оптимизма: по его мнению, в 2021 году рынок увеличится на 2%.

Но с другой стороны, те, кто планировал купить автомобиль в преддверии растущих цен, уже сделали это, что неизбежно ослабит потребительский спрос в ближайшее время. По прогнозу «Автостата», при базовом сценарии развития влияющих на авторынок факторов продажи новых автомобилей в России снизятся в текущем году на 5,5%, при пессимистическом сценарии — на более внушительные 11,7%. Однако при более благоприятном развитии событий рынок может прибавить 4% продаж.

«В связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией очень трудно прогнозировать, с какими показателями рынок закончит 2021 год, к тому же еще неизвестно, на сколько производители поднимут цены», — считает Александр Никонов из «Авилона». «Состояние авторынка России в 2021 году будет зависеть от роста цен на новые автомобили и уровня доходов населения, — продолжает Денис Мигаль. — Цены напрямую зависят от курса доллара, поэтому в случае увеличения курса машины тоже будут дорожать. А реальных предпосылок к росту доходов россиян пока нет, и большинство желающих приобрести автомобиль сделали это в ноябре-декабре прошлого года, не дожидаясь роста цен. Многое будет по-прежнему зависеть от восстановления экономики страны. Скорее всего, в целом продажи в нынешнем году сократятся на пять-шесть процентов».

Грузовики сбавляют ход

На 7,3%, до 74,8 тыс. единиц, снизились продажи грузовых автомобилей в России в 2020 году, сообщает агентство «Автостат». В январе текущего года снижение усилилось до 15,9% (до 5,1 тыс. единиц). «Из-за увеличения стоимости техники в условиях, когда стоимость перевозок не повышается, клиенты не хотят обновлять свои парки, предпочитая ремонтировать машины и таким образом продлевать срок их эксплуатации», — объясняет Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей «ФАВ — Восточная Европа». По словам Эдуарда Миронова, директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic, спад рынка коммерческих автомобилей ведет к консолидации нового автопарка у крупных собственников.

Hyundai Palisade и новая онлайн-платформа

Hyundai вывел на российский рынок свой новый флагман в сегменте кроссоверов — полноразмерный внедорожник Palisade. Машина обладает внушительными размерами: ее длина составляет 4,98 м, колесная база 2,9 м. При этом новинка позиционируется как один из самых технологичных автомобилей в своем классе: она оснащается восьмиступенчатой автоматической трансмиссией и другими передовыми решениями. Одновременно новый Palisade предлагается приобрести онлайн, воспользовавшись запущенной недавно платформой онлайн-продаж автомобилей Hyundai. Функционал платформы охватывает весь процесс покупки, от выбора автомобиля до его оплаты, и позволяет приобрести новый автомобиль марки удаленно.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вагоны поедут на своих Вагоны поедут на своих

Дефицит железнодорожных колес в России может смениться профицитом

Эксперт
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Материал для победы Материал для победы

Композитная долина позволит запустить производство высокотехнологичной продукции

Эксперт
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Шаги розничной консолидации Шаги розничной консолидации

«Магнит» присоединяет к себе «Дикси», а «Лента» — сеть Billa

Эксперт
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
«Те, кто делает коммодитиз, просто туда не идут» «Те, кто делает коммодитиз, просто туда не идут»

Интервью с Сергеем Чикаловым, заместителем генерального директора ТМК

Эксперт
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой

Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе

Эксперт
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Петен: гордость Франции и символ предательства Петен: гордость Франции и символ предательства

До 1940 года Петен считался национальным героем, а после — гнусным изменником

Дилетант
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
Лед тронулся Лед тронулся

Как вернуть Арктику с периферии общественного внимания?

Ведомости
Тела при нагревании расширяются, но не всегда Тела при нагревании расширяются, но не всегда

Что сдерживает тепловое расширение в уникальном сплаве из четырех элементов

ТехИнсайдер
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале

Какие культуры для посадки выбрать в зимой и как правильно подготовить почву

ТехИнсайдер
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы

Как спланировать свой отпуск, чтобы получить от него максимальную пользу

Psychologies
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку! Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку!

Какие последствия может иметь для здоровья наличие в мозге нанопластика?

ТехИнсайдер
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму! В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму!

Как была устроена афера создателей игры Ciftlik Bank

ТехИнсайдер
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Новости науки Новости науки

Масса W-бозона, сверхредкий распад частиц и избыток черных дыр

Знание – сила
Открыть в приложении