Как решить проблему бедности населения?

ЭкспертОбщество

Специальное приглашение к социальному лифту

Премией Банка Швеции памяти Альфреда Нобеля 2019 года отмечены экономисты, предпринявшие искусные попытки мотивировать бедных в развивающихся странах рационально откликаться на усилия стран и международных институтов по борьбе с бедностью

Георгий Трофимов*

Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло, работая в сельской местности в Индии, в 2010 году обнаружили, что даже получая небольшое вознаграждение, большинство родителей отказывалось вакцинировать своих детей. Фото: Aaron Ufumeli/EPA\TASS

Традиционно богатство интересовало экономистов больше, чем бедность. Это видно хотя бы из названий трудов двух классиков экономической науки: «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита и «Капитал» Карла Маркса. Проблема бедности долгое время оттеснялись на задний план экономических исследований, а научному направлению на Западе, ставившему эту проблему во главу угла, был в свое время присвоен ярлык «радикальная экономическая школа».

Времена изменились, и эта тема оказалась среди самых животрепещущих, в одном ряду с проблемой изменения климата, отмеченной Нобелевской премией в прошлом году. В этот раз премию получили Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер, «разработавшие и применившие экспериментальный подход для исследования проблем бедности в слаборазвитых странах» (формулировка релиза премии). Благодаря их исследованиям были получены практически важные результаты, которые оказали значительное влияние на методологию анализа проблем экономического развития и бедности.

Ранее, в 2015 году, Нобелевской премией был отмечен вклад Агнуса Дитона в изучение уровня жизни и потребительского поведения в бедных странах. К работам нынешних лауреатов также имеют прямое отношение премии, которые получили Вернон Смит в 2002 году за разработку и применение лабораторных экспериментов, Оливер Харт и Бенгт Холмтрём в 2016 году за вклад в теорию контрактов и Ричард Талер в 2017 году за исследования в области поведенческой экономики.

Постановка проблемы

Глобальная бедность имеет ряд причин, связанных с несправедливым международным разделением труда или неразвитостью общественных институтов в отдельных странах.

Решение проблемы бедности может быть нацелено на реформирование сложившихся политико-экономических отношений на глобальном уровне или для каждой страны в отдельности. Другая стратегия — улучшение качества жизни людей в существующих условиях. Такой подход предполагает разработку конкретных действий для решения огромного количества конкретных проблем в бедных странах.

Задача, поставленная нобелевскими лауреатами, заключалась в том, чтобы найти эффективные решения, используя имеющиеся возможности. Банерджи и Дюфло в работе 2005 года показали, что такие возможности в слаборазвитых странах существуют, но используются во многих случаях неэффективно. Для совокупности стран с низкими доходами на душу населения это отражается в большом межстрановом разрыве показателей факторной отдачи. Для богатых стран разрыв гораздо меньше, то есть экономическая отсталость проявляется в значительной мере внутри совокупности бедных стран. Данный факт говорит о том, что в этих странах имеется потенциал развития, который по разным причинам не реализуется.

Это в первую очередь относится к тем сферам, в которых должно происходить накопление человеческого капитала, а именно к образованию и здравоохранению. Чтобы глубже понять содержание реальных проблем в этих сферах, недостаточно анализа данных статистики или соцопросов. Необходимо присутствие исследователя непосредственно на месте, где действуют участники изучаемых процессов. Такой поход позволяет выявить причины неэффективности в конкретных ситуациях и найти пути их устранения.

Пионерные исследования в этом направлении были проведены Кремером в Кении во второй половине 1990-х и Банерджи и Дюфло в Индии в начале 2000-х. Разработанный ими экспериментальный подход существенным образом повлиял на методологию анализа экономического развития как научного направления.

Экспериментальный подход применяется в экономических исследованиях в течение нескольких десятилетий. Лабораторные эксперименты позволяют выявить причинно-следственные связи в поведении людей и сравнивать наблюдения с предсказаниями теории. Однако в лабораторных экспериментах испытуемые ставятся в искусственные условия, тогда как в реальных ситуациях они могут вести себя совсем по-другому. Иногда в экономических исследованиях используются естественные эксперименты, например при анализе реального поведения домохозяйств. Но возможности таких экспериментов ограничены из-за трудностей организации и влияния неустранимых случайных факторов.

При проведении полевых экспериментов создается две группы испытуемых — экспериментальная и контрольная, для которых сопоставляются результаты воздействий. Важно, чтобы эти группы формировались случайным образом для устранения системных ошибок в объяснении причин и следствий.

Заслуга Нобелевских лауреатов 2019 года в том, что они использовали полевые эксперименты, во-первых, для анализа проблем бедности и, во-вторых, для выявления наиболее эффективных способов решения этих проблем. Их подход к анализу причинно-следственных связей в поведении людей опирался на результаты, полученные ранее в теории контрактов и в поведенческой экономике.

Качество образования

В последние два-три десятилетия школьное образование стало более доступным для широких слоев населения слаборазвитых стран. Доля детей, учащихся в школах, выросла с 56% в 1995 году до 80% в 2018-м. Однако, как показывают оценки результатов обучения, более половины учеников практически не знают пройденный материал, то есть дети присутствуют в школе, а реальных знаний не получают. Иными словами, происходит количественный рост образования при низком уровне качества.

Проблема неэффективности школьного образования усугубилась как раз из-за массового притока в школу детей из бедных семей. Распространение начального образования в регионах, где раньше оно полностью отсутствовало, дало негативные побочные эффекты. Произошло резкое увеличение дополнительной нагрузки на школы, что привело к переполненности классов из-за нехватки учителей.

Исследования проблем низкого качества школьного образования проводились Кремером в Кении и продолжились Банерджи и Дюфло в Индии. Практическим результатом их экспериментов стало повышение эффективности обучения за счет мер материальной поддержки, организации образовательного процесса, материального стимулирования преподавателей, вовлечения родителей в принятие решений и т. д.

Меры материальной поддержки школ, например выделение дополнительных учебников или демонстрационных материалов, оказывались неэффективными, если они не дополнялись организационно-педагогическими мерами. Такие меры необходимы в первую очередь для того, чтобы обеспечивалось соответствие учебных программ способностям учеников. Например, исследования Банерджи и Дюфло продемонстрировали возможности коррекционной педагогики для отстающих детей с проблемами развития. Они также обосновали целесообразность системы распределения учащихся по классам в зависимости от способностей детей при условии адаптации учителей к этой системе.

Как показали эксперименты, использование механизмов стимулирования учителей к работе может дать положительные результаты. Например, заключение с ними краткосрочных контрактов оказалось более эффективным инструментом по сравнению с традиционной системой найма на постоянной основе. Это не удивительно, так как заинтересованность учителей в сохранении рабочего места повышает их ответственность за результаты труда. Стимулирование качества работы учителей было необходимо в тех случаях, когда происходило снижение количественной нагрузки на школы благодаря вовлечению дополнительных кадров в сферу образования.

Сфера здравоохранения

Проблема глобальной бедности проявляется в очень высоком уровне детской смертности. Для детей, рожденных в бедных странах, вероятность не дожить до пятилетнего возраста в 15 раз выше, чем для детей из богатых стран. Одна из основных причин этого — инфекционные заболевания, хотя во многих бедных странах есть возможности использовать дешевые и доступные средства профилактики, включая повсеместную вакцинацию населения. Экспериментальные исследования позволяют дать ответ на вопрос, что этому препятствует и, в частности, в чем причина массовых отказов родителей от вакцинации детей.

Важно учитывать, что в сфере здравоохранения сильно выражены внешние эффекты из-за процессов распространения заразных заболеваний. Согласно неоклассической теории, профилактика заболеваний — это инвестиции, для которых социальный эффект выше частного. Заботясь о своем здоровье или здоровье своей семьи, индивид вносит вклад в здоровье общества, но вряд ли принимает это во внимание. По этой причине необходима государственная поддержка в сфере здравоохранения, но при этом желательно разработать эффективные механизмы такой поддержки для конкретных случаев.

Одной из острых проблем, которая, помимо прочего, негативно отражается на эффективности школьной системы в бедных странах, является почти поголовная зараженность детей гельминтами. Майкл Кремер и Эдуард Мигель в статье 2004 года продемонстрировали эффективность программы бесплатного применения противогельминтных препаратов для кенийских школ, расположенных в сельской местности. Этот конкретный случай хорошо иллюстрирует синергию поддержки системы образования и охраны здоровья детей.

Как показали другие эксперименты, проблема не только в недооценке внешних эффектов здравоохранения. Жители бедных стран склонны недооценивать свой собственный выигрыш от вложений в здоровье. Кремер и Мигель в работе 2007 года представили результаты еще одного эксперимента с применением противогельминтных препаратов в кенийских школах. Для выделенной подгруппы тестируемых школ использовался механизм частичного финансирования со стороны родителей, причем в очень небольшом размере — всего 0,4 доллара. Однако в результате произошло резкое снижение доли участия семей в программе: с 75% при бесплатном доступе до 18%. Такая реакция выявила очень высокую ценовую эластичность, нехарактерную для товаров первой необходимости, к которым принято относить лекарства.

Аналогичный результат был получен Банерджи и Дюфло с коллегами в 2010 году для сельских местностей Индии. Из-за низкого уровня доступности услуг здравоохранения в этих местностях лишь 2% детей получали полный пакет вакцинации. В эксперименте, организованном с помощью передвижных лабораторий, была обеспечена максимальная доступность вакцинации для жителей. Доля детей, получивших полный пакет, выросла до 18%, а использование в виде дополнения небольшого вознаграждения для родителей увеличило эту долю до 31%. Но это означает, что даже при таких условиях 69% жителей все же не захотели вакцинировать своих детей.

Ограниченная рациональность

Недальновидность людей можно объяснять по-разному. Например, в случае отказа от вакцинаций — неосведомленностью об их важности. Однако в описанном эксперименте испытуемые получали необходимые разъяснения. Во многих подобных случаях поведение индивидов отклоняется от постулатов рациональности из-за влияния психологических факторов. Экспериментальный метод позволяет выявить такие факторы, опираясь на теоретические конструкции поведенческой экономики.

Дюфло и Кремер с коллегами провели в конце 2000-х серию экспериментов с участием мелких фермеров, занятых на полях Тропической Африки. Они, как правило, отказывались от применения простейших технических новшеств, таких как внесение удобрений. Проблема заключалась не в недостатке знаний, а в том, что даже незначительные инновации требуют затрат времени. Люди настолько поглощены текущей работой, что предпочитают отложить новшество на следующий сезон, а когда приходит время, ситуация повторяется вновь.

Эксперименты показали, что поведение фермеров можно радикально изменить, оказав незначительную поддержку «здесь и сейчас». При этом одноразовое субсидирование в виде бесплатной доставки удобрений оказалась более эффективным стимулом, чем субсидирование фермеров на постоянной основе.

Значимость подхода

Мы коснулись далеко не всех сфер жизнедеятельности людей, в которых подход нобелевских лауреатов был успешно реализован. Распространение экспериментальных методов представляет собой динамичный процесс, охватывающий новые области и расширяющийся в масштабах применения. Например, программы коррекционной педагогики, апробированные в полевых экспериментах, на данный момент используются более чем ста тысячах школ в Индии с участием пяти миллионов детей. Эксперименты, выявившие высокую ценовую эластичность медикаментозных средств для бедных слоев населения, отразились в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения по бесплатной вакцинации для детей в проблемных регионах. Созданная Банерджи и Дюфло глобальная исследовательская сеть охватывает своими программами более 400 млн человек в слаборазвитых странах и продолжает развиваться.

*Главный экономист Института финансовых исследований.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Яна Рудковская призналась, что после операции не может больше иметь детей Яна Рудковская призналась, что после операции не может больше иметь детей

Яна Рудковская высказалась о сложностях в браке с Евгением Плющенко

Cosmopolitan
Экономический рудимент Китая Экономический рудимент Китая

Гонконг как мировой финансовый центр не нужен ни Западу, ни Китаю

Эксперт
Как выглядит феминизм в отдельно взятой семье Как выглядит феминизм в отдельно взятой семье

Почему возлюбленная Севы Новгородцева чувствовала себя оскорбленной

GQ
Пощупать границы лояльности Пощупать границы лояльности

Кешбеки и проценты на остаток — это не более чем обдуманный маркетинговый прием

Эксперт
Без мужа – без славы: где сейчас бывшие Деппа, Бандераса и других Без мужа – без славы: где сейчас бывшие Деппа, Бандераса и других

Бывшие жёны знаменитых мужчин, которые после расставаний ушли в тень

Cosmopolitan
Прямые немецкие инвестиции достигли максимума Прямые немецкие инвестиции достигли максимума

Немецкий бизнес развивается в России, несмотря на санкции

Эксперт
Как я живу после психоза и комы: откровенная история от первого лица Как я живу после психоза и комы: откровенная история от первого лица

Ошибочный диагноз и варварский способ лечения разделили ее жизнь на до и после

Cosmopolitan
В тылу «Аванпоста» В тылу «Аванпоста»

Лукерье Ильяшенко было приятно снять бронежилет после спасения Земли

Maxim
Какие кроссовки купить осенью: обновленные ASICS Какие кроссовки купить осенью: обновленные ASICS

Коллаборация ASICS и молодой американо-китайской марки Chemist Creations

Esquire
Вернуть Лондон в Россию Вернуть Лондон в Россию

Ужесточение фискальной политики привело к возврату беглых капиталов в страну

Эксперт
Смерть — всего лишь иллюзия? Смерть — всего лишь иллюзия?

Ученый Роберт Ланца уверен, что Эйнштейн был прав: смерть — просто иллюзия

Psychologies
Инструкция от вашего ребёнка Инструкция от вашего ребёнка

Вопросы, которые мучают большинство отцов

Men’s Health
Волнение. Фрагмент пьесы Волнение. Фрагмент пьесы

Отрывок пьесы «Волнение» Ивана Вырыпаева

СНОБ
Почему ты еще не богата: 4 типа девушек, от которых Почему ты еще не богата: 4 типа девушек, от которых

Как распознать в себе транжиру и измениться?

Cosmopolitan
Что делать, если у вас с девушкой огромная разница в возрасте Что делать, если у вас с девушкой огромная разница в возрасте

Обнадежим вас: это всего лишь цифры в паспорте

GQ
Вкусный гид по Германии Вкусный гид по Германии

Немцы педантично работают, веселятся с размахом и едят со вкусом

Лиза
Есть ли жизнь в космосе и другие вопросы, за которые дали Нобелевскую премию по физике и химии в этом году Есть ли жизнь в космосе и другие вопросы, за которые дали Нобелевскую премию по физике и химии в этом году

Кому дали Нобелевские премии по физике и химии в 2019 году

Esquire
Как Татьяна Кальдерон собирается стать первой за 43 года женщиной-пилотом «Формулы-1» Как Татьяна Кальдерон собирается стать первой за 43 года женщиной-пилотом «Формулы-1»

Колумбийка Татьяна Кальдерон с девяти лет хотела стать профессиональной гонщицей

Forbes
Себе доверять научились, а банкам — еще нет. Социология и финансы Себе доверять научились, а банкам — еще нет. Социология и финансы

Как излишняя вера в себя мешает молодым россиянам разумно относиться к деньгам

СНОБ
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Шалость удалась Шалость удалась

В квартире дизайнера Дага Мейера поселились образы и воспоминания из его детства

AD
Перед большим полётом Перед большим полётом

Совсем недавно орнитолог Григорий Ерёмкин пригласил меня в гости к журавлям

Наука и жизнь
Головной офис Головной офис

Как не потеряться в изобилии средств для кожи головы

Grazia
10 самых классных Бэтмобилей в истории 10 самых классных Бэтмобилей в истории

От мультипликационной версии 1989 года до мотоцикла Темного рыцаря

GQ
Красота большого города: как ухаживать за собой, если вы все время работаете Красота большого города: как ухаживать за собой, если вы все время работаете

Мы давно перестали делить свою жизнь на работу и отдых

Forbes
«Интерны» 9 лет спустя: чем сейчас занимаются Левин, Лобанов, Купитман и другие «Интерны» 9 лет спустя: чем сейчас занимаются Левин, Лобанов, Купитман и другие

В 2010 году на телеканале ТНТ стартовал сериал «Интерны»

Cosmopolitan
Мы очень советуем вам купить вельветовые брюки Мы очень советуем вам купить вельветовые брюки

Почему стоит купить вельветовые брюки и как правильно их носить?

GQ
Андрей Вагнер: Справедливый тариф за тепло — вопрос социально-политический Андрей Вагнер: Справедливый тариф за тепло — вопрос социально-политический

Интервью с генеральным директором компании «Т Плюс»

СНОБ
Родители, которые причиняют нам боль: как с ними общаться? Родители, которые причиняют нам боль: как с ними общаться?

Случается, что самые близкие люди наносят психике своих детей огромный вред

Psychologies
Открыть в приложении