Специальное приглашение к социальному лифту
Премией Банка Швеции памяти Альфреда Нобеля 2019 года отмечены экономисты, предпринявшие искусные попытки мотивировать бедных в развивающихся странах рационально откликаться на усилия стран и международных институтов по борьбе с бедностью
Традиционно богатство интересовало экономистов больше, чем бедность. Это видно хотя бы из названий трудов двух классиков экономической науки: «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита и «Капитал» Карла Маркса. Проблема бедности долгое время оттеснялись на задний план экономических исследований, а научному направлению на Западе, ставившему эту проблему во главу угла, был в свое время присвоен ярлык «радикальная экономическая школа».
Времена изменились, и эта тема оказалась среди самых животрепещущих, в одном ряду с проблемой изменения климата, отмеченной Нобелевской премией в прошлом году. В этот раз премию получили Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер, «разработавшие и применившие экспериментальный подход для исследования проблем бедности в слаборазвитых странах» (формулировка релиза премии). Благодаря их исследованиям были получены практически важные результаты, которые оказали значительное влияние на методологию анализа проблем экономического развития и бедности.
Ранее, в 2015 году, Нобелевской премией был отмечен вклад Агнуса Дитона в изучение уровня жизни и потребительского поведения в бедных странах. К работам нынешних лауреатов также имеют прямое отношение премии, которые получили Вернон Смит в 2002 году за разработку и применение лабораторных экспериментов, Оливер Харт и Бенгт Холмтрём в 2016 году за вклад в теорию контрактов и Ричард Талер в 2017 году за исследования в области поведенческой экономики.
Постановка проблемы
Глобальная бедность имеет ряд причин, связанных с несправедливым международным разделением труда или неразвитостью общественных институтов в отдельных странах.
Решение проблемы бедности может быть нацелено на реформирование сложившихся политико-экономических отношений на глобальном уровне или для каждой страны в отдельности. Другая стратегия — улучшение качества жизни людей в существующих условиях. Такой подход предполагает разработку конкретных действий для решения огромного количества конкретных проблем в бедных странах.
Задача, поставленная нобелевскими лауреатами, заключалась в том, чтобы найти эффективные решения, используя имеющиеся возможности. Банерджи и Дюфло в работе 2005 года показали, что такие возможности в слаборазвитых странах существуют, но используются во многих случаях неэффективно. Для совокупности стран с низкими доходами на душу населения это отражается в большом межстрановом разрыве показателей факторной отдачи. Для богатых стран разрыв гораздо меньше, то есть экономическая отсталость проявляется в значительной мере внутри совокупности бедных стран. Данный факт говорит о том, что в этих странах имеется потенциал развития, который по разным причинам не реализуется.
Это в первую очередь относится к тем сферам, в которых должно происходить накопление человеческого капитала, а именно к образованию и здравоохранению. Чтобы глубже понять содержание реальных проблем в этих сферах, недостаточно анализа данных статистики или соцопросов. Необходимо присутствие исследователя непосредственно на месте, где действуют участники изучаемых процессов. Такой поход позволяет выявить причины неэффективности в конкретных ситуациях и найти пути их устранения.
Пионерные исследования в этом направлении были проведены Кремером в Кении во второй половине 1990-х и Банерджи и Дюфло в Индии в начале 2000-х. Разработанный ими экспериментальный подход существенным образом повлиял на методологию анализа экономического развития как научного направления.
Экспериментальный подход применяется в экономических исследованиях в течение нескольких десятилетий. Лабораторные эксперименты позволяют выявить причинно-следственные связи в поведении людей и сравнивать наблюдения с предсказаниями теории. Однако в лабораторных экспериментах испытуемые ставятся в искусственные условия, тогда как в реальных ситуациях они могут вести себя совсем по-другому. Иногда в экономических исследованиях используются естественные эксперименты, например при анализе реального поведения домохозяйств. Но возможности таких экспериментов ограничены из-за трудностей организации и влияния неустранимых случайных факторов.
При проведении полевых экспериментов создается две группы испытуемых — экспериментальная и контрольная, для которых сопоставляются результаты воздействий. Важно, чтобы эти группы формировались случайным образом для устранения системных ошибок в объяснении причин и следствий.
Заслуга Нобелевских лауреатов 2019 года в том, что они использовали полевые эксперименты, во-первых, для анализа проблем бедности и, во-вторых, для выявления наиболее эффективных способов решения этих проблем. Их подход к анализу причинно-следственных связей в поведении людей опирался на результаты, полученные ранее в теории контрактов и в поведенческой экономике.
Качество образования
В последние два-три десятилетия школьное образование стало более доступным для широких слоев населения слаборазвитых стран. Доля детей, учащихся в школах, выросла с 56% в 1995 году до 80% в 2018-м. Однако, как показывают оценки результатов обучения, более половины учеников практически не знают пройденный материал, то есть дети присутствуют в школе, а реальных знаний не получают. Иными словами, происходит количественный рост образования при низком уровне качества.
Проблема неэффективности школьного образования усугубилась как раз из-за массового притока в школу детей из бедных семей. Распространение начального образования в регионах, где раньше оно полностью отсутствовало, дало негативные побочные эффекты. Произошло резкое увеличение дополнительной нагрузки на школы, что привело к переполненности классов из-за нехватки учителей.
Исследования проблем низкого качества школьного образования проводились Кремером в Кении и продолжились Банерджи и Дюфло в Индии. Практическим результатом их экспериментов стало повышение эффективности обучения за счет мер материальной поддержки, организации образовательного процесса, материального стимулирования преподавателей, вовлечения родителей в принятие решений и т. д.
Меры материальной поддержки школ, например выделение дополнительных учебников или демонстрационных материалов, оказывались неэффективными, если они не дополнялись организационно-педагогическими мерами. Такие меры необходимы в первую очередь для того, чтобы обеспечивалось соответствие учебных программ способностям учеников. Например, исследования Банерджи и Дюфло продемонстрировали возможности коррекционной педагогики для отстающих детей с проблемами развития. Они также обосновали целесообразность системы распределения учащихся по классам в зависимости от способностей детей при условии адаптации учителей к этой системе.
Как показали эксперименты, использование механизмов стимулирования учителей к работе может дать положительные результаты. Например, заключение с ними краткосрочных контрактов оказалось более эффективным инструментом по сравнению с традиционной системой найма на постоянной основе. Это не удивительно, так как заинтересованность учителей в сохранении рабочего места повышает их ответственность за результаты труда. Стимулирование качества работы учителей было необходимо в тех случаях, когда происходило снижение количественной нагрузки на школы благодаря вовлечению дополнительных кадров в сферу образования.
Сфера здравоохранения
Проблема глобальной бедности проявляется в очень высоком уровне детской смертности. Для детей, рожденных в бедных странах, вероятность не дожить до пятилетнего возраста в 15 раз выше, чем для детей из богатых стран. Одна из основных причин этого — инфекционные заболевания, хотя во многих бедных странах есть возможности использовать дешевые и доступные средства профилактики, включая повсеместную вакцинацию населения. Экспериментальные исследования позволяют дать ответ на вопрос, что этому препятствует и, в частности, в чем причина массовых отказов родителей от вакцинации детей.
Важно учитывать, что в сфере здравоохранения сильно выражены внешние эффекты из-за процессов распространения заразных заболеваний. Согласно неоклассической теории, профилактика заболеваний — это инвестиции, для которых социальный эффект выше частного. Заботясь о своем здоровье или здоровье своей семьи, индивид вносит вклад в здоровье общества, но вряд ли принимает это во внимание. По этой причине необходима государственная поддержка в сфере здравоохранения, но при этом желательно разработать эффективные механизмы такой поддержки для конкретных случаев.
Одной из острых проблем, которая, помимо прочего, негативно отражается на эффективности школьной системы в бедных странах, является почти поголовная зараженность детей гельминтами. Майкл Кремер и Эдуард Мигель в статье 2004 года продемонстрировали эффективность программы бесплатного применения противогельминтных препаратов для кенийских школ, расположенных в сельской местности. Этот конкретный случай хорошо иллюстрирует синергию поддержки системы образования и охраны здоровья детей.
Как показали другие эксперименты, проблема не только в недооценке внешних эффектов здравоохранения. Жители бедных стран склонны недооценивать свой собственный выигрыш от вложений в здоровье. Кремер и Мигель в работе 2007 года представили результаты еще одного эксперимента с применением противогельминтных препаратов в кенийских школах. Для выделенной подгруппы тестируемых школ использовался механизм частичного финансирования со стороны родителей, причем в очень небольшом размере — всего 0,4 доллара. Однако в результате произошло резкое снижение доли участия семей в программе: с 75% при бесплатном доступе до 18%. Такая реакция выявила очень высокую ценовую эластичность, нехарактерную для товаров первой необходимости, к которым принято относить лекарства.
Аналогичный результат был получен Банерджи и Дюфло с коллегами в 2010 году для сельских местностей Индии. Из-за низкого уровня доступности услуг здравоохранения в этих местностях лишь 2% детей получали полный пакет вакцинации. В эксперименте, организованном с помощью передвижных лабораторий, была обеспечена максимальная доступность вакцинации для жителей. Доля детей, получивших полный пакет, выросла до 18%, а использование в виде дополнения небольшого вознаграждения для родителей увеличило эту долю до 31%. Но это означает, что даже при таких условиях 69% жителей все же не захотели вакцинировать своих детей.
Ограниченная рациональность
Недальновидность людей можно объяснять по-разному. Например, в случае отказа от вакцинаций — неосведомленностью об их важности. Однако в описанном эксперименте испытуемые получали необходимые разъяснения. Во многих подобных случаях поведение индивидов отклоняется от постулатов рациональности из-за влияния психологических факторов. Экспериментальный метод позволяет выявить такие факторы, опираясь на теоретические конструкции поведенческой экономики.
Дюфло и Кремер с коллегами провели в конце 2000-х серию экспериментов с участием мелких фермеров, занятых на полях Тропической Африки. Они, как правило, отказывались от применения простейших технических новшеств, таких как внесение удобрений. Проблема заключалась не в недостатке знаний, а в том, что даже незначительные инновации требуют затрат времени. Люди настолько поглощены текущей работой, что предпочитают отложить новшество на следующий сезон, а когда приходит время, ситуация повторяется вновь.
Эксперименты показали, что поведение фермеров можно радикально изменить, оказав незначительную поддержку «здесь и сейчас». При этом одноразовое субсидирование в виде бесплатной доставки удобрений оказалась более эффективным стимулом, чем субсидирование фермеров на постоянной основе.
Значимость подхода
Мы коснулись далеко не всех сфер жизнедеятельности людей, в которых подход нобелевских лауреатов был успешно реализован. Распространение экспериментальных методов представляет собой динамичный процесс, охватывающий новые области и расширяющийся в масштабах применения. Например, программы коррекционной педагогики, апробированные в полевых экспериментах, на данный момент используются более чем ста тысячах школ в Индии с участием пяти миллионов детей. Эксперименты, выявившие высокую ценовую эластичность медикаментозных средств для бедных слоев населения, отразились в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения по бесплатной вакцинации для детей в проблемных регионах. Созданная Банерджи и Дюфло глобальная исследовательская сеть охватывает своими программами более 400 млн человек в слаборазвитых странах и продолжает развиваться.
*Главный экономист Института финансовых исследований.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl