Шлак наш друг, а не враг
В России накоплено более двух миллиардов тонн золошлаковых отходов, которые образуются в результате работы тепловых электростанций. Как показывает мировой опыт, эти запасы могут быть ценным вторичным сырьем, востребованным, в частности, при производстве строительных материалов и прокладке автодорог
В Китае, где доля угольной генерации составляет более 50%, ежегодно образуется свыше 600 млн тонн золошлаковых отходов (ЗШО), и порядка 70% этого объема поступает во вторичную переработку. В России же перерабатывается только 15% ЗШО.
Для активного формирования рынка и включения золы в коммерческий оборот нужна соответствующая нормативная база. В 2020 году в России была принята Энергетическая стратегия, согласно которой объем утилизации золошлаков к 2035 году доложен достигать 50% от годового объема образования.
С 1 января 2022 года началась реализация федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Он предусматривает разработку отраслевых программ увеличения использования вторичных ресурсов, в том числе строительство восьми экотехнопарков. Особую актуальность в связи с этим приобретает усиление взаимодействия с Китаем, где ЗШО массово используют целые отрасли промышленности.
Производство строительных материалов
Самые популярные стройматериалы, производимые из золошлаков, — цемент и бетон. Однако в России таким образом ежегодно утилизируется не более 2 млн тонн золы. Причина — отсутствие внятных ГОСТов, гарантирующих качество и безопасность сырья.
В Китае при производстве стройматериалов используется порядка 360 млн тонн ЗШО, или почти 60% общего объема. Помимо традиционных смесей здесь активно развивается производство инновационных геополимерных бетонов на основе золы и шлаков.
Строительство автодорог
В России реализовано только три проекта по строительству дорог с использованием ЗШО: два в Московской области и один в Новосибирской. Расстояние от золоотвалов до объектов дорожного строительства при этом зачастую довольно велико, что делает вовлечение золошлаков в строительство дорог экономически нецелесообразным. В настоящее время в проектах автодорожного строительства в России возможно утилизировать не более 790 тыс. тонн ЗШО.
В Китае в дорожном строительстве утилизируют порядка 3% золошлаков. При этом с их помощью там построены сложные инженерные сооружения, например надводные мосты. Самый протяженный в мире морской мост, соединяющий Гонконг, Чжухай (провинция Гуандун) и Макао, построен с использованием более 400 тыс. тонн золы-уноса. Благодаря этому мост способен выдерживать землетрясения магнитудой восемь баллов и тайфуны скоростью 340 км/ч, а минимальный срок службы моста составляет 120 лет.
Рекультивация
В России есть успешные практики применения золошлаков при рекультивации нарушенных земель. Сибирская генерирующая компания реализовала их на территории Красноярского края и Кемеровской области, использовав более 7 млн тонн ЗШО. Самое эффективное применение золошлаков нашли в Канске, где с помощью гидратированных материалов удалось подавить возгорание залежей лигнина.
В Китае ЗШО используют в качестве компонента тампонажной смеси для исключения обвала горных пород при бурении скважин. И там также планируют применять золу в качестве негорючего сыпучего материала при возникновении возгораний на шахте.
Извлечение полезных элементов
Пожалуй, самое высокотехнологичное использование золы сегодня связано с извлечением оксида алюминия, оксида железа и других металлов. Для российских компаний партнерство с Китаем в этом направлении является очень перспективным. Дело в том, что до 65% глинозема алюминиевые компании РФ вынуждены импортировать из-за рубежа. В ситуации ужесточения санкций собственное производство выходит в число приоритетных задач. В Китае при крупнейшей в мире угольной ТЭС Тогто создан целый технопарк, где из 15 млн тонн ЗШО ежегодно производят 5 млн тонн глинозема.
В Китае также активно практикуется извлечение из золы галлия и скандия, которые потом применяют в электронике, оптике, автомобильной промышленности. Из ЗШО китайских каменных углей успешно извлекают ванадий.
Трансфер технологий и развитие человеческого капитала
Крупнейшие российские производители золы объединились в Национальную ассоциацию развития вторичного использования сырья (АРВИС), которая инициирует кооперацию c компаниями Китая. Российские бизнесмены считают, что накопленный Китаем опыт, безусловно, полезен. Однако технологическое сотрудничество с КНР не должно ограничиваться трансфером технологий. Для России стратегически важно накапливать собственные компетенции и развивать человеческий капитал.
Крупнейшим производителем золы в РФ является Сибирская генерирующая компания. Директор по реализации золошлаковых материалов Петр Саньков рассказал, что станции СГК производят около 8 млн тонн ЗШО, из них порядка 600 тыс. тонн удается реализовать коммерческим образом: « С учетом того, что мы занимаемся этим только последние два-три года и рынок до сих пор находится в зачаточном состоянии, это отличный результат», — отметил Саньков.
Для развития этого результата СГК объявила конкурс на разработку решений по утилизации золошлаков с привлечением иностранных исполнителей. Речь идет о проектах модернизации системы отгрузки золы со станций, новых технологиях переработки и применения.
Позицию отраслевого сообщества разделяет Министерство энергетики России. В ходе рабочих встреч с представителями китайского бизнеса была достигнута договоренность о совместном строительстве новых объектов тепловой генерации и модернизации энергооборудования. Осенью на выездном мероприятии в Пекине, возможно, будет представлена уже более предметная программа будущего сотрудничества России и Китая по вопросам эффективного использования и дальнейшей переработки золошлаковых отходов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl