Россия намерена создать спутниковую группировку

ЭкспертHi-Tech

Сила небесная

Используя особенности высокоэллиптической орбиты, Россия намерена создать спутниковую группировку, которая не только обеспечит интернетом весь наземный транспорт в нашей стране и в сопредельных государствах, но и сможет эффективно конкурировать с глобальными проектами вроде Starlink и OneWeb.

Татьяна Гурова, Алексей Хазбиев

Вячеслав Камнев уверен, что в России спутниковым интернетом на транспорте будут
пользоваться не менее пяти миллионов человек, но лишь в том случае, если стоимость индивидуальной антенны не превысит десяти тысяч рублей для одного абонента

Мировой рынок спутниковой связи стоит на пороге грандиозных перемен. Уже к середине следующего десятилетия его емкость вырастет почти в полтора раза и превысит 340 млрд долларов. Едва ли не половину этого пирога надеются отхватить новые компании из США и Великобритании. Их проекты — Starlink и OneWeb — предполагают запуск на низкую околоземную орбиту (300–2000 км) несколько тысяч телекоммуникационных спутников, благодаря которым космический интернет должен появиться чуть не в каждом доме, включая африканские хижины и индейские вигвамы. Только развертывание этих группировок вместе с наземной инфраструктурой потребует не менее двух десятков миллиардов долларов инвестиций. Впрочем, коммерческий эффект от этих вложений сейчас не берется предсказать никто. Во-первых, потому, что спутниковый интернет будет прямо конкурировать с более дешевой сотовой связью 5G. Причем в последнем случае операторы обещают добиться поистине фантастической скорости передачи данных — до 10 гигабайт в секунду на смартфоне против 20–100 мегабайт в секунду со спутника. А во-вторых, из-за масштабного противодействия начинаниям Starlink и OneWeb со стороны нескольких десятков телекоммуникационных компаний, эксплуатирующих спутники на геостационарной орбите (около 36 тыс. км). Эти операторы открыто говорят, что мириады низкоорбитальных космических систем неизбежно будут создавать им помехи. А регуляторы США и ЕС эти опасения склонны разделять.

Будет ли в этом противостоянии участвовать Россия и если будет, то как именно? У нас прорабатываются варианты создания сразу нескольких спутниковых группировок как на низкой околоземной орбите, так и на геостационарной и даже на высокоэллиптической (порядка 40–50 тыс. км). И уже сейчас ясно, что «Роскосмосу» необходимо будет их как-то совместить.

О том, в какой нише наша страна может эффективно конкурировать с глобальными спутниковыми компаниями вроде Starlink и OneWeb, где нам необходимо сотрудничать и в чем преимущество российского проекта орбитальной группировки на высоком эллипсе, в интервью «Эксперту» рассказал генеральный директор Nebo Global Communications («Небо ГК») Вячеслав Камнев.

— Три года назад вы покинули «Газпром-медиа» и решили сосредоточиться на развитии оператора спутниковой связи «Небо ГК». Эта компания уже в ближайшем будущем намерена использовать группировку из четырех спутников «Экспресс-РВ» на высокоэллиптической орбите (ВЭО) для оказания услуг связи на транспорте — в самолетах, поездах, автомобилях. Как родилась эта идея? И почему ставка делается именно на высокий эллипс?

— Эта идея пришла в голову еще моему отцу, Евгению Федоровичу Камневу, когда он работал в Московском научноисследовательском институте радиосвязи. Тогда же были разработаны и первые системные решения по созданию группировки на высокоэллиптической орбите. Ее ключевая особенность в том, что спутник передвигается по такой орбите с очень высокой скоростью в перигее, а в апогее, наоборот, с очень низкой. И в последнем случае у наблюдателя на Земле создается впечатление, что космический аппарат несколько часов практически не движется. То есть его орбита становится квазигеостационарной. И все это время сигнал со спутника можно принимать на антенну относительно небольшого диаметра. Это первое преимущество. А второе заключается в том, что сама точка квазигеостационара может быть расположена над любой точкой земного шара, а не только над экватором, как у геостационарных спутников. Это свойство используется в северных и южных широтах, значительно удаленных от экватора: там угол места геостационарных спутников может быть очень низким, поэтому прием сигнала сильно затруднен или невозможен. А вот аппараты на высоком эллипсе, наоборот, надежно обеспечат связью всю территорию России и полярный бассейн, включая Северный полюс. У нас так называемый угол места высокоэллиптических спутников будет очень значительным — не менее 45 градусов, а в основной массе регионов страны — порядка 60 градусов и даже больше. Это прямо влияет на качество приема сигнала там, где сложные условия: в городах с плотной застройкой, в лесах и так далее. Например, сейчас, если вы используете геостационарный спутник и находитесь где-то в лесополосе, то после дождя это может стать серьезной преградой для устойчивого приема сигнала. А в случае с высокоэллиптическими аппаратами это просто исключено, потому что спутник, образно говоря, все это время будет находиться у вас над головой.

— Когда можно ожидать развертывания этой системы? И кто этим будет заниматься?

— Так сошлись звезды, что создание спутниковой системы на высоком эллипсе стало частью национального проекта «Цифровая экономика», именно в таком формате он и должен быть реализован. Группировку космических аппаратов «Экспресс-РВ» предполагается развернуть к 2024 году, и она будет охватывать всю территорию России, Арктику и некоторые сопредельные государства. Заказчиком этой системы выступает национальный оператор спутниковой связи — «Космическая связь» (ГПКС), а мы планируем арендовать ресурсы спутников и предоставлять услуги связи для подвижных объектов.

Мы уже представили ГПКС свои соображения по развитию этого проекта и технических вопросов, которые неизбежно придется решать. Прежде всего они касаются абонентского оборудования. Мы провели всесторонний анализ рынка и пришли к выводу, что на сегодняшний день нет готового оборудования с требуемыми характеристиками и по нужной цене. Конечно, рано или поздно такая техника появится. Но мы прекрасно понимаем, что у нас есть возможность самим участвовать в этом процессе. Именно поэтому мы решили самостоятельно начать разработку абонентского оборудования, которое необходимо нам как оператору. У нас есть свое понимание этой разработки и свои ноу-хау, что позволит достаточно быстро создать и представить на рынок коммерческий образец станции. Самый важный ее элемент — антенна и система обработки сигнала для электронного наведения. Эту архитектуру разрабатывает команда наших специалистов. Планируется и разработка российского чипсета. А сами устройства могут быть произведены как в России, так и в Китае или на Тайване. Но в любом случае очень важно, чтобы конечная себестоимость, например, антенны для коллективного пользования не превышала двух-трех тысяч долларов в производстве и на рынке могла появиться меньше чем за десять тысяч долларов. Сейчас на рынке подобные изделия стоят несколько десятков, а то и сотню тысяч долларов.

— Как вы оцениваете емкость рынка таких станций? И сколько абонентов рассчитываете привлечь?

— Если говорить непосредственно про оборудование, то потенциальные продажи станций для коллективных видов транспорта в России могут составить порядка ста тысяч единиц. И еще как минимум пять-шесть миллионов для индивидуального транспорта. Но лишь в том случае, если антенна для личного пользования будет стоить не дороже десяти тысяч рублей для абонента.

— Но сейчас вся абонентская база спутниковых операторов в нашей стране как минимум на порядок меньше. За счет чего произойдет такой взрывной рост?

— Мы видим, что есть гигантский неудовлетворенный спрос. Это подтверждают и многочисленные исследования, которые мы провели во всех регионах страны, и фокус-группы, и интервью с пассажирами. Все люди во время поездок хотят пользоваться интернетом, отправлять сообщения в мессенджерах, слушать радио и находиться в привычном информационном поле. Но сейчас это либо очень дорого, либо очень неудобно. А иногда и то и другое вместе. Даже когда ты едешь в автобусе по городу, качество связи порой оставляет желать лучшего, не говоря уже о междугороднем сообщении — там вообще с этим беда.

Примерно такая же картина и с самолетами. Те абонентские станции, которыми сейчас оснащают авиалайнеры, имеют достаточно низкую скорость передачи данных, на уровне пяти мегабит в секунду. Но при этом их цена велика. И это существенно влияет как на проникновение услуги, так и на окупаемость в целом. Если связь стоит дорого, то привлечь значительное количество пассажиров по определению невозможно. Наши исследования показали, что, например, в электричках большой процент опрошенных людей готовы платить за доступ к связи и услугам не более пятидесяти–ста рублей за поездку, которая продолжается один-два часа. А, скажем, в самолетах не более пятисот рублей за полет. При этом услуги могут отличаться: одним нужны только мессенджеры, другим интернет и почта, третьи хотят смотреть фильмы или слушать радио. Соответственно и тарифные планы будут разные. Но есть одна закономерность: если ты повышаешь цену, например, на сто рублей, то проникновение услуги на рынке может резко упасть — почти в десять раз. Именно поэтому нам так важно, чтобы цена абонентского устройства была минимальной, а скорость передачи данных составляла не менее пятидесяти мегабит в секунду.

— А как это будет выглядеть технически? И что вы, собственно, будете продавать?

— Антенны устанавливаются на крыше, например, автобуса или поезда, а в самом транспортном средстве есть Wi-Fi-модуль, позволяющий распределить услугу по салону. Пассажиры могут подключить свои гаджеты к интернету и выбрать ту услугу, которая им требуется. Например, спутниковое радио или, скажем, какие-то учебные курсы, видео, книги — все это в режиме онлайн можно будет скачать из сети. То есть обеспечивается доступ к различному контенту. Особое внимание планируем уделять спутниковому радио. Наши маркетинговые исследования показали, что это интересно пользователям и они готовы платить, нужно лишь правильно сформировать пакет услуг. Мы намерены предложить им доступ к основным федеральным радиостанциям на всей территории России, чтобы они могли проехать из одного конца страны в другой и сигнал не пропадал. Более того, поскольку свою систему мы изначально делаем интерактивной, то пользователи смогут получать и индивидуальный контент, например местное радио, локальные новости и прочее. При этом у них будет возможность отключить рекламу, правда, за отдельную плату — примерно триста рублей в год. Мы уже провели переговоры с несколькими медиахолдингами о включении их радиостанций в нашу программу, и могу вам сказать, что все они заинтересованы в этом бизнесе.

Группировка спутников на высокоэллиптической орбите обеспечит устойчивый прием сигнала на всей территории России, включая Арктику и даже Северный полюс. Угол места таких аппаратов на краях зоны обслуживания составит не менее 40 градусов, а в центре — почти 90 градусов

— Каких инвестиций потребует этот проект с вашей стороны? И на что они пойдут?

— Созданием космических аппаратов «Экспресс-РВ» займется победитель тендера, который проведет ГПКС. Мы же предполагаем вкладывать средства в разработку и производство абонентских станций, а также в строительство наземной пользовательской инфраструктуры — это как минимум две центральные станции в нашей стране. Ну и, конечно же, как оператор, мы намерены арендовать ресурс на этих спутниках и выстроить систему продажи услуг. Если говорить про этот этап развития нашей компании, то в целом он потребует инвестиций в размере примерно сто миллионов долларов. Из них порядка десяти миллионов уйдет на создание новой абонентской земной станции. Все это и есть наш вклад в проект.

— А где планируете взять эти деньги?

— Есть несколько источников. Во-первых, наша компания — резидент «Сколково», что позволяет нам подать заявку на получение гранта. Мы уже обратились в рабочую группу AeroNet «Национальной технологической инициативы» (НТИ), предложили им рассмотреть наш проект, а также возможность государственной поддержки. Мы сотрудничаем с РВК в рамках НТИ по проекту разработки современных абонентских земных станций. Эта компания, как институт развития, по регламенту НТИ может профинансировать примерно две трети стоимости разработки нового оборудования в случае признания проекта инновационным, обладающим технологической новизной и полезным для развития экономики страны. Во-вторых, мы ведем переговоры сразу с несколькими инвестиционными фондами об участии в нашей программе.

И наконец, в-третьих, у нас есть собственные средства. Мы же занимаемся бизнесом, реализуем другие проекты. Уже со следующего года наша компания должна начать предоставлять услуги спутниковой связи, используя возможности трех космических аппаратов, находящихся на геостационарной орбите. Это спутники «Экспресс АМ6», «Ямал 402» и KazSat 3 — один из них принадлежит ГПКС, второй — компании «Газпром космические системы», а третий — Республиканскому центру космической связи Казахстана. Правда, чтобы начать предоставлять услуги связи на этих спутниковых ресурсах, нам также необходима новая абонентская земная станция. Ее пока нет, во всяком случае по приемлемой цене. Поэтому мы сейчас делаем все, чтобы ее создать, используя существующую элементную базу. Как только это произойдет, мы сможем отработать технологию по приему сигнала в Ku-диапазоне частот с геостационарных спутников, пока в ограниченной территориальной зоне — в южной части нашей страны, а также в Казахстане. Это будет опытная коммерческая эксплуатация. Мы должны доказать и себе, и потребителям, что можем делать это с новыми технологическими решениями и по доступной цене. А дальше тиражировать этот опыт, предоставлять услуги связи в других регионах, при появлении группировки на ВЭО и на ГСО в южных регионах.

— Но при использовании геостационарных спутников, о которых вы говорите, спрос наверняка будет меньше, чем в случае с системой, построенной на высоком эллипсе…

— Это все равно очень серьезный рынок. Если говорить про оборудование, а конкретно про коллективные антенны, то только в Средиземноморском бассейне можно продавать порядка пятнадцати тысяч таких устройств в год в течение ближайших нескольких лет. Эти антенны востребованы для обеспечения связи прогулочных катеров, яхт, судов и прочего. Но есть еще другие виды транспорта и другие регионы. А это миллионы потенциальных пользователей.

— Уже ясно, что ваша система связи так или иначе будет конкурировать с проектами Starlink и OneWeb, которые намерены предоставлять услуги космического интернета по всему миру. Более того, основатель OneWeb Грег Уайлер недавно заявил, что его команда вроде бы даже сделала прототип индивидуальной антенны — она будет стоить 15 долларов и поддерживать передачу данных на скорости более 20 мегабит в секунду.

— Но пока это только заявления, реального предложения на рынке нет. Если оно появится, то мы, безусловно, внимательно его рассмотрим. При этом очень важно, чтобы все операторы спутниковой связи имели совместимое абонентское оборудование, работающее по общим стандартам, а их абоненты могли использовать различные сети и переключаться из одной сети в другую. Иными словами, нужно убрать барьеры между сетями и договориться о роуминге, как это в свое время сделали сотовые компании. У спутниковых операторов на сегодняшний день таких соглашений нет, договориться никак не удается. Есть спутниковые проекты, претендующие на глобальный охват, и есть множество территориальных операторов, которые используют космические аппараты на ГСО, а в будущем появятся проекты на ВЭО. Причем операторов на ГСО подавляющее большинство, они даже сформировали мощное лобби против Starlink и OneWeb, так как опасаются, что спутники этих систем будут создавать помехи для передачи сигнала с геостационарных космических аппаратов.

— А вы предпринимали какие-то практические шаги в этом направлении?

— Мы уже дважды встречались с руководством OneWeb, предлагая организовать систему спутникового роуминга. Могу сказать, что им было интересно это предложение. Проблема, однако, в том, что за последнее время в этой структуре дважды поменялось руководство. И несмотря на то, что взаимодействие очевидно необходимо, эти вопросы и дальше нужно углубленно прорабатывать с заинтересованными участниками рынка.

— Не секрет, что ФСБ поставила OneWeb жесткое условие: чтобы работать в нашей стране, эта компания должна выполнить ряд требований. Наверняка такие же требования будут выдвинуты и к Starlink. И если они не согласятся, то предоставлять услуги связи у нас просто не смогут.

— Насколько известно из открытых источников, в ФСБ посчитали, что есть определенные сложности при эксплуатации OneWeb: им предложили продемонстрировать, как эта система технически будет у нас работать с учетом ряда требований. Что будет дальше, предположить сложно. Например, Китай не намерен пускать к себе подобных глобальных операторов — он собирается создавать собственную инфраструктуру для подвижной спутниковой связи и работать самостоятельно. У нас готовится пакет законопроектов, согласно которым ввозить на территорию России спутниковые станции для подвижной спутниковой связи смогут только те операторы, которые имеют соответствующую лицензию. А чтобы ее получить, нужно выполнить множество требований — построить наземную инфраструктуру, станции сопряжения, иметь соответствующие разрешения госорганов и прочие вещи. Кто это сможет сделать, а кто нет — мы увидим в ближайшее время. Но в любом случае наша позиция состоит в том, что нам как операторам, которые хотят предоставить абонентам глобальный охват и качественную доступную связь, нужно договориться о роуминге. Причем не только между собой, но и с сотовыми компаниями. Это позволит не только разгрузить спутниковый ресурс, но и снизить барьеры для будущих пользователей.

В подготовке статьи принимал участие Заур Мамедьяров
Фото Алексей Хазбиев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прыжок в технологии Прыжок в технологии

Владимир Путин в ходе ПМЭФ назвал основные факторы экономического рывка

Эксперт
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
К Тихому океану К Тихому океану

Развитие сети железных дорог России приобретает ярко выраженный восточный акцент

Эксперт
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее 7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее

На какие детали и узлы автомобиля нужно обратить особое внимание весной

РБК
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Открыть в приложении